Статья: Знакомство с творчеством детских писателей.
статья на тему

Салахидинова Ёркиной Инамидиновна

Знакомство с творчеством  детских писателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Салахидинова  Ёркиной Инамидиновна  11 группа

                       Статья: ЗНАКОМСТВО   С  ТВОРЧЕСТВОМ  ДЕТСКИХ  ПИСАТЕЛЕЙ.

Мировая  классическая  литература  богата  прекрасными  изданиями  для  детей. В  этих  книгах доступных  детскому  восприятию  много  чудесных  сказок, стихотворений, шуток, загадок, притчей  и  прибауток  весёлых историй. Дети  познают  окружающий  мир  через  приключение  сказочных  героев, забавные  случаи  в  жизни  мальчиков  и  девочек, знакомятся  с  животным  миром.

Зверюшки:  медвежата, зайчики, лисята, волки  и  козлята  и другие  воспринимаются  маленькими детьми  в  хорошем, добром  мире, где  всегда  добро  побеждает  зло.

  Природа радует красотой  цветов, деревьев, богатством  красок  полевых  цветов,  пением  птиц.

Для  детей  создавал  сказки  А.С.Пушкин. Л.Н.Толстой  основал  школу  для  детей  крестьян,  умел  с  ними  разговаривать,  читая  им  множество  сказок  и  историй.  Дети  хорошо  слушали  его рассказы ‘’Воробей и ласточка’’, ‘’Акула’’,  “Филипок’’,  ’’Лев  и собачка’’, ’’Котёнок’’, ’’Волк’’, ’’Упрямая лощадь’’, ‘’Пожарные собаки’’.

Детская  литература  России  наполнена  сказками  А.С.Пушкина ‘’Сказка  о  царе  Салтане’’, ‘’Сказка  о  рыбаке  и  рыбки’’, ’’Сказка  о  попе  и  его  работнике  Балде’’, стихами  ‘’Зимнее  утро’’, ‘’Няне’’, ‘’У лукоморья  дуб  зелёный’’  и  другими:

Есть  стихи  для  детей  у  Н.А.Некрасова  ‘’Школьник’’, ‘’Дедушка мазай  и  зайцы’’ и  др.

Интересна  сказка  П.П.Ершова  ‘’Конёк  Горбунок’’, стихи  А.А.Блока  ‘’Зайчик’’, ‘’Ворона’’, ‘’Колыбельная  песня’’,  ‘’Учитель’’, стихи  С.А.Есенина  ‘’Берёза’’, ‘’С добрым утром’’, ‘’Пороша’’,  ‘’Бабушкины  сказки’’,  ‘’Черёмуха’’.

Небольшие  художественные  рассказы  с  разнообразной  тематикой  посвятил  детям  выдающийся  педагог  К.Д.Ушинский  о  природе: ’’Четыре  желания’’,  ‘’Четыре  времени  года’’, ‘’Проказы  старухи  зимы’’. О  труде  человека: ’’Как  рубашка в  поле  выросла’’, ’’Как  строят   дома’’,  о  животных: ‘’Бишка’’, ‘’Лошадка’’, ’’Коровка’’, ‘’Овца’’, ‘’Голуби’’,  ‘’Бодливая  корова’’  о  детях;  ‘’Дети  в  роще’’,  ‘’Трусливый  Ваня’’, ’’Утренние  лучи’’, ‘’Четыре  желания’’, о  растениях  ‘’История  одной  яблоньки.

Его  рассказы  развивают  у  детей  наблюдательность, воспитывают  добрый  взгляд  на  мир природы.  

С  целью  развития  речи  у  маленьких  детей  и  обучения  родному  языку  необходимо  широко использовать  детскую  литературу.  Желательно  уже  в  дошкольном  возрасте  знакомить  детей  с   народным   творчеством: сказками, баснями, колыбельными  песнями, небылицами, загадками.  Через  книжки  ребёнок  открывает  мир  вокруг  себя,  вырабатывает  отношениек  природе, животному  и  растительному  миру.  Одним  из  самых  любимых  детских  писателей  стал  К.И.Чуковский.  Его  стихи  наполнены  самыми  яркими  необычными  образами  и  словосочетаниями.  Достаточно  вспомнить  ‘’Мойдодыра’’,  где всех  нерях,  грязнуль  воспитывает    ‘’Умывальников  начальник  и  мочалок  Командир’’,  или  ‘’Муху-цокотуху’’ - позолоченое  брюхо’’.  Благодаря  чётким  рифмам  стихи    легко  читаются  и  запоминаются.  Чуйковский. К.И.  записывал  свои  наблюдения  за  детьми, что  и  как   говорят.  Он  вёл  записи  составил  книгу  ‘’От  двух  до  пяти’’,  в  которой  проявил  себя  и  как  детский  писатель,  и  как  замечательный  педагог  и  учёный.

Всем  детям  нравятся  стихи  К. И. Чуйковского : ’’Крокодил’’,  ‘’Айболит’’, ‘’Тараканище’’, охотно  слушают  и  очень  любят  разглядывать  картинки  в  книжках  про  ‘’Краденые  солнце’’, ‘’Федорино  горе’’, ‘’Путаницу’’.

C  детства  в  сознание  многих  из  нас  вошли  стихи  А. Л. Барто.  Для  нас  они  являются  часто  самым  первым  обращением  к  огромному  миру  художественной  литературы.

Главное  для  Агнии  Барто  всегда  оставалось  познание  мира  ребёнка,  особенности  его  воображения  и  мышления.  Она  внимательно  изучала ,  что  делают  малыши ,  как  и  о чём  говорят.  Позже  писала  стихи  для  самых  маленьких  так ,  как  их  представляла.  Стихи  издавались  отдельными  книжками  для  малышей и для детей постарше возрастом.  ‘’Кого считать  счастливым?''  ‘’Что  с ним такое?’’ первыми были ‘‘Девочка  рёвушка’’ и ‘’Девочка чумазая’’,  позже ‘’Мишка-воришка’’, посвящённые  маленьким  детям примерно  четырёх-восьми  лет. Нравились  стихи  детям  потому,  что  в  них  узнавали самих  себя и  свои проделки.  Для младших  школьников  А. Барто выпустила  сборник  ‘’Братишки’’, и ‘’Мальчик  наоборот ‘’. Долгую  жизнь  своим  стихам  она  определяла  словами;  Стихи,  написанные  для  детей,  должны  быть  неистощимо  молоды’’.

Очень  хорошо  знал  психологию  детей  и  писал  для  них  замечательные  произведение  Самуил  Яковлевич  Маршак.

Первыми  книжками  для  детей  С.Я. Маршака  стали  ‘’ Дом,  который  построил  Джек’’,  ‘’  Детки  в  клетке’’,  ‘’  Сказка  о  глупом  мышонке’’.  Причём  он  создавал  книжки-картинки,  которые  можно  было  не  только  читать ,  но  и  рассматривать  рисунки -  иллюстрации .  Книжки  эти  были  красочно  оформлены. Так  были  сделаны  книги ’’Цирк’’, ‘’Мистер  Твистер’’, ‘’Багаж’’, ‘’Мороженое’’, ‘’Детки в клетке’’. Помимо  этого С.Я.Маршак  создал  первый  в нашей  стране  журнал  для  детей  ‘’Воробей’’ для  детского  чтения.

Поэт  всегда  стремился  сделать  понятными  для  самых  маленьких  зрителей  свои  пьесы-сказки  ‘’Двенадцать  месяцев’’, ‘’Горя  бояться - счастья  не  видать’’, ‘’Умные вещи’’, ‘’Кошкин  дом’’.

В  этих  сказках-пьесах  есть и хорошие  и плохие  герои, и С.Я.Маршак  даёт  им  чёткие  характеристики помогающие  детям  понимать  где  добрые,  хорошие  поступки, а  где  злые, плохие.

Знакомство  с С.Я.Маршаком  привело  в  ряды  детских  писателей  С.В.Михалкова, которому нравилось  писать стихи и  сказки  для  детей.

Вскоре  многие  стихи С.В.Михалкова  стали  включать  в  школьные  учебники  и  хрестоматии  и  в  журнал  ‘’Пионер’’.  Дети  наизусть  заучивали  его  стихи  ‘’  А  что  у  вас ?  ‘’  ‘’  Песенка  друзей ‘’,  а  дядя  Стёпа-милиционер  стал  любимым  литературным  героем .

С.В.Михалков  как  бы  непосредственно  разговаривал  с  детьми , но  никогда  не   подделывался  под  детскую  речь  и  заигрывал  с  детьми .

Самой  любимой  книжкой  малышей  стала ‘’  Три  поросёнка,  нравились  детям  его  пьесы ‘’ Зайка-Зазнайка ‘’  и  ‘’ Новые  приключения  Кота  в  сапогах  ‘’ ,  с  интересом  воспринимают  cтихи ‘’  Мы  с  приятелем  ‘’ ,  ‘’  Упрямый  Фома  ‘’ ,  ‘’Весёлый  турист ‘’.’’Мой  друг ‘’ ,  ‘’  Десятилетний  человек  ‘’ ,  ‘’  Про  мимозу  ‘’ .

Многие  писатели  ведут  разговор  с  маленьким  читателем  естественно  и   доверительно  настольно, что  дети  верят  безусловно  всему, о чём они слышат.

Через  книги дети  знакомятся  с удивительным  многоголосым  и красочным  миром  природы. Героями  детских книг становятся  Жаворонки и Летучие  мыши, Коты и Медведи, Волки и Киты . Целую  серию таких книг  создал  В.В.Бианки: ’’Путешествие  красноголового  воробья’’, ‘’Чей  нос  лучше?’’, ‘’Кто чем  поёт?’’,  ’’Лесные  домишки’’, ’’Лесная  газета’’. В.В.Бианки  показывает  в книгах.

Как  меняется  природа  в  разные  времена  года и  то, что  в ней  происходит  весной, летом, осенью и зимой.

Детские  писатели стараются  подружить  детей  с миром  природы, учат  любить  и  охранять  природу,  наблюдать  за  жизнью  растений, насекомых, зверей и  птиц  через свои  книжки.                         Е. Чарушин  в рассказах ‘’Что за  зверь?’’, ‘’Как мальчик  Женя  научился  говорить  ,букву ‘’Р’’.  ‘’Никита-охотник’’, ‘’Воробей’’, ‘’Лиса’’, ’’Волчишко’’, ‘’Кто как живёт’’, ‘’Про зайчат’’, ‘’Дятел’’.      М.Пришвин ‘’Листопад’’, ‘’Последние грибы’’, ‘’Птицы и  листья’’, ‘’Цветущие  травы’’, ‘’Лисичкин  хлеб’’.

И.Соколов Микитов ‘’Осень в лесу’’, ‘’Зима  вьюжная’’, ‘’Беляк’’.  Н.Сладков ‘’Приёмыши’’, ‘’Грачи  прилетели’’, ‘’Поле  вокруг  зелёное’’. З.Александрова ‘’Ёлочка'', ''Птичья ёлка’’, ‘’Зимняя песенка’’, ‘’Дождик’’, ‘’Снежок’’.  Л.Воронкова  ‘’Солнечный денёк’’, ‘’Хитрый снеговик’’,  ‘’Лебеди  и гуси’’, ‘’В небе тучки  построили’’. Г.Снегирев  ‘’Морская  свинка’’, ‘’Скворец’’, ‘’Как  птицы и звери к зиме готовятся’’. Б. Заходер  ‘’Отшельник  и  Роза’’, ‘’Русачок’’, ‘’Почему петух  кричит трижды в ночь’’, ‘’Как волк песни пел’’.

 Детские писатели используют художественные средства, доступные для восприятия ребёнком. Живой язык, простые слова, которые дети способны понять и запомнить. Тексты очень близки к  устному  народному творчеству, писатели ведут с детьми то серьёзный, то шутливый, то иносказательный разговор.

Авторы уважают ребенка и говорят с ним на равных, не используя трудных непонятных слов.  Это очень ценно, об этом ещё говорил Макаренко А.С. подчёркивая , что от того ,какое воспитание  получит ребёнок в дошкольном возрасте, во многом зависит его будущее. Азбука нравственности,  первые уроки порядочности  маленькими детьми усвоены не формально. Честность, доброта, справедливость, чувство товарищества станут будущей нравственной позицией ребёнка. Воспитание этих качеств с использованием творчества детских писателей - важнейшая задача дошкольных работников.

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с творчеством детского писателя Н.Н.Носова»

Цель проекта: Познакомить детей с творчеством писателя Н.Н.Носова. развивать интерес к художественной литературе. Побуждать детей понимать нравственный смысл произведений автора. Организовать выставку...

Презентация организации образовательной деятельности по теме "Знакомство детей с творчеством детского писателя А.Барто"

Материал предназначен педагогам дошкольной образовательной организации. В нем описано с помощью каких видов деятельности дети знакомятся с творчеством детского писателя....

Совместная деятельность с родителями и детьми «Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Заходера»

Познакомить детей с творчеством писателя, главными героями рассказов и сказок.Давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать свое мнение.Учить чувствовать юмор стихотворения...

«Знакомство с творчеством детских писателей как средство формирования читательского интереса и развития творческих способностей у дошкольников»

Цель: формирование у детей читательского интереса, развитие творческих способностей, в процессе ознакомления с творчеством детских писателей и приобщению к театру....

Проект по знакомству с творчеством детских писателей в средней группе «Писатели - детям»

По данному проекту воспитанники более глубже изучат творчество руских писателей таких, как А.Л. Барто, В.Г.Сутеев, С.Я.Маршак, Э.Н. Успенский, С.В.Михалков, К.И.Чуковский, В.Д.Берестов, В.Ю.Драгунский...

Конспект НОД "Знакомство с творчеством детского писателя Виталия Бианки" для детей старшего дошкольного возраста

Знакомство детей с миром природы через творчество писателя - природоведа Виталия Бианки....