Выступление на районном методическом объединении воспитателей
статья на тему

Исакина Татьяна Владимировна

ВОСПИТАТЕЛЬНО  – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  РАБОТА  В  ДЕТСКОМ САДУ  ПО  СОХРАНЕНИЮ  ФИЗИЧЕСКОГО  И  ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ  ДЕТЕЙ  В  СООТВЕТСТВИИ  С  ФГОС  ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении воспитателей на тему:

«Воспитательно – образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО»

Воспитатель МБДОУ

 «Детский сад №11 г.Калининска

Саратовской области»

Исакина Татьяна Владимировна

 

г. Калининск 2015год

ВОСПИТАТЕЛЬНО  – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  РАБОТА  В  ДЕТСКОМ САДУ  ПО  СОХРАНЕНИЮ  ФИЗИЧЕСКОГО  И  ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ  ДЕТЕЙ  В  СООТВЕТСТВИИ  С  ФГОС  ДО

 В настоящее время в период обновления системы дошкольного образования особое внимание уделяется полноценному и всестороннему развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья дошкольника. Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом  Минобрнауки  РФ от 17.10.2013 года №1155, направлен на охрану и укрепление физического и

психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа  жизни, развития их физических качеств. Согласно ФГОС ДО,  содержание  образовательной области физическое развитие   включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие  таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию  опорно двигательной  системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми  с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами . В ДОО основная роль в организации работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников отводится воспитателям групп  и педагогу психологу. Для успешной  организации данной работы важно соблюдение требований к психолого пе- дагогическим , кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного  образования, а также к развивающей предметно пространственной среде . Указанные  требования направлены на создание социальной ситуации развития  для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического  здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности . В работе с дошкольниками важно внедрять здоровьесберегающие технологии  в дошкольном образовании: − медико профилактические (обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинской сестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств); − физкультурно - оздоровительные (направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности  и становление физической культуры дошкольников.

Образовательные задачи согласно ФГОС ДО  включают приобретение опыта в двигательной активности, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, становление ценностей здорового образа жизни. В процессе  формирования  двигательных  навыков  у детей вырабатывается способность легко овладевать  более  сложными  движениями и различными видами деятельности. У дошкольников  необходимо  сформировать  навыки выполнения строевых, общеразвивающих  упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры и выполнять элементы спортивных игр. Соответственно, решая данную задачу, необходимо оборудовать спортивные площадки и спортивные залы современным физкультурно – спортивным  комплексом. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий даёт возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре.

Образовательный  процесс  в  условиях введения ФГОС   носит открытый характер на основе сотрудничества  с семьями воспитанников, то есть непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, в том числе посредством  создания  образовательных  проектов  совместно  с семьёй на основе  выявления  потребностей  и поддержки  образовательных  инициатив семьи, взаимодействие  с семьёй по вопросам  физического  воспитания ребёнка, охраны  и укрепления  его  здоровья, оказания  при необходимости консультативной  и иной помощи.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей

 ( умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Главная цель развития личности – реализация ребёнком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, даёт пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет  собой  одну  из наиболее  содержательных  форм психической  активности  ребёнка, которую  учёные  рассматривают  как универсальную  способность, обеспечивающую  успешное  выполнение разнообразных  видов  деятельности.

Исходя из анализа  целевых ориентиров  ФГОС ДО и реальной практики следует отметить:

- желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;

- создание условий для того, чтобы педагог учитывал особенности развития, интересы своей группы, специфику национально- культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

- особым обьектом освоения становятся для ребёнка собственное тело и телесные движения;

- дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений, движения приобретают произвольный и творческий характер.

Согласно п. 12.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26, физкультурные занятия должны быть организованы не реже трёх раз в неделю, начиная с младших групп. Для детей старшего дошкольного возраста одно из трёх физкультурных занятий рекомендуется проводить на открытом воздухе. Физкультурное занятие на открытом воздухе должно быть полноценным, не следует его заменять прогулкой.

Можно выделить основные гигиенические требования к организации круглогодичных физкультурных занятий на открытом воздухе:

1.Физкультурные занятия на улице организуются для детей с 5 – летнего возраста. Начинать такие занятия следует в тёплое время года и проводить регулярно в течение учебно - воспитательного периода.

2.К занятиям на открытом воздухе не допускаются дети, имеющие противопоказания по состоянию здоровья.

3.Для проведения физкультурных занятий необходимо наличие физкультурной площадки, оборудованной в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

4.Круглогодичные физкультурные занятия на открытом воздухе проводятся воспитателями, владеющими методикой организации таких занятий. 5.Занятия на улице проводятся при благоприятных метеоусловиях( в средней полосе России до -15градусов С в безветренную погоду). В дождливые, морозные, ветреные дни физкультурные занятия проводятся в зале.

В тёплое время года при  благоприятных метеорологических условиях как можно больше физкультурных занятий должно проводиться на открытом воздухе.

6.На физкультурных занятиях дети должны быть одеты только в спортивную одежду и обувь. При этом спортивная одежда должна быть удобной, гигроскопичной, не стесняющей движений ( нижнее бельё- только из хлопчатобумажной ткани); обувь- непромокаемой, с застёжкой- липучкой, нескользкой и с не очень жёсткой подошвой ( должна сгибаться, чтобы ребёнок мог бегать, прыгать, лазать). Зимняя обувь подбирается так, чтобы ребёнок смог надеть тёплые носки.

В помещениях детского сада необходимо обеспечить просушку и хранение одежды и обуви ( в сушильных шкафах, специальных мешках и т.д.).

В группах следует организовать переодевание детей, особое внимание уделять дошкольникам с выраженной потливостью.

7.Двигательная активность детей на физкультурных занятиях должна быть достаточно высокой, особенно в холодное время года  (моторная плотность занятия- не менее 80 %). Следует избегать длительных объяснений заданий, выполнения упражнений в медленном темпе. Нельзя допускать «простаивания» детей в очереди на улице.

8.Особое внимание нужно уделять детям с повышенной возбудимостью и двигательной расторможенностью. Такие дошкольники нуждаются в постоянном контроле со стороны воспитателя.

9.Необходимо стараться создавать радостное настроение у воспитанников на физкультурных занятиях, но при этом не допускать перевозбуждения детей (крик на улице в холодное время года может привести  к простудным заболеваниям и обострению хронической патологии).

10.Не следует заставлять ребёнка заниматься физкультурой, если он этого не хочет ( возможно, он находится в продромальном периоде заболевания или плохо себя чувствует, но объяснить не может). Такого ребёнка одевают как на обычную прогулку и выводят на улицу с воспитателем группы и другими детьми, освобождёнными от физкультурных занятий.

В конце учебного года рекомендуется комплексно оценить на индивидуальном и групповом уровне эффективность физкультурно- оздоровительной работы по ряду показателей:

- положительная динамика физического развития (каждого воспитанника и всех детей группы), в том числе состояния костно-мышечной системы;

- положительная динамика нервно- психического развития (каждого воспитанника и всех детей группы);

- расширение функциональных возможностей организма;

- положительный эмоциональный настрой ребёнка на физкультурные занятия и закаливающие мероприятия;

- сформированность  в  соответствии с возрастом  двигательных  навыков и умений;

- положительная динамика физической подготовленности;

- повышение сопротивляемости организма заболеваниям.

 Таким образом, внедрение ФГОС ДО  в  дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребёнка на доступное, качественное образование.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение        «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»...

Выступление на районном методическом объединение воспитателей.

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания....

Выступление на районном методическом объединении воспитателей "Применение ИКТ в режимных моментах"

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширять творческие способности детей и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и раз...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГ...