Конспект занятия "Волшебница зима"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Волошина Татьяна Владимировна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Волшебница зима…»

Задачи:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;

- продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев;

- учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе;
- учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга

- приобщать детей к русской национальной культуре, опираясь на пословицы, поговорки и народные сказки;
- продолжать учить самостоятельно работать с ножницами, бумагой и клеем;

Развивающие:

- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы;

- развивать воображение и мимику;

Воспитательные: 

- воспитывать чувство эпатии к родной природе

Оборудование:

- магнитофон;

- аудиозапись фрагмента из песни «Три белых коня»;

- иллюстрации с изображением зимней природы: Л.И. Бродская «Морозное утро», И.Э. Грабарь «Иней»;

- аудиозапись;

- магнитная доска;

- мольберт;

- картинки с изображением месяцев: декабрь, январь, февраль;

- ножницы;

- бумага;

- клей;



Предварительная работа:

- разучивание подвижной игры для физкультминутки;

- обучение вырезанию снежинок из бумаги.

Ход занятия

- Доброе утро! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший день!

Ребята сегодня  мы с вами  отправимся в зимний лес

-Посмотрите , а что изображено на картине (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса).

Ответы детей:

- Послушайте стихотворение о зиме и зимних месяцах:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

- А теперь, давайте поскачем под музыку как белые скакуны и вспомним все зимние месяцы. (Дети встают по трое и скачут на стульчиках).
А теперь  отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год!

Ответы детей: декабрь.

Воспитатель показывает картинку с изображением декабря.

- Декабрь – первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».

- Как вы думаете, почему люди так говорили?

Ответы детей: 

- Скажите, а в какой из дней  легче переносится мороз ,    ветреный или безветренный?

Ответы детей: в безветренный день мороз переносится легче.

- В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».

- Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей:

Воспитатель ответы детей показывает на картинке.

- Послушайте загадку про следующий месяц:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернулось солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

Ответы детей: январь.

Воспитатель показывает картинку с изображением января.

- Январь – второй месяц зимы.

В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». И ещё: «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес».

- Что бы это значило?

Ответы детей: 
Воспитатель  Ребята скажите

- А греет ли январское солнце?

Ответы детей:

- Январь считается самым холодным месяцем года.

- В народе говорят: «В зимний холод всякий молод».

- В какой сказке мужик мороза не испугался?

Ответы детей: в сказке «Два мороза».

- Почему он даже разделся в сильный мороз?

Ответы детей:

- Зима - время веселых детских игр. Давайте и мы с вами поиграем в одну из них (дети встают на физкультминутку).

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех!

Потом в лес все побежали

И в снежки играть мы стали.

(Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом играют в снежки).

(После физкультминутки дети садятся на свои места).

- Ребята, вот еще одна картинка (воспитатель показывает картинку с изображением февраля). Послушайте загадку:

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

Ответы детей: февраль.

- В феврале зима с весной встречается. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга».

- Люди приметили, что 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям.

- В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга.

- Как вы думаете, что такое метель?

Ответы детей: ветер со снегом.

- Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала.

- Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг.

Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.

- Скажите, как можно описать каждый месяц?

Ответы детей:

Декабрь – это самый темный месяц года.

Январь – это самый холодный месяц года.

Февраль – это самый ветреный месяц года. В этом месяце очень часто бывают метель, вьюга, пурга.

- Ребята, а из чего получается метель, вьюга, пурга?

Ответы детей: из снега, снежинок.

- Давайте сейчас мы как снежинки полетим за столы и там их сделаем из бумаги:

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

(Дети под музыку кружатся, проговаривают слова, делают плавные движения руками и идут садиться на стульчики за столы вырезать снежинки).

- Какие красивые у вас получились снежинки, давайте из ваших снежинок сделаем одеяло (дети свои снежинки прикрепляют на лист ватмана).

Ребята вы сегодня молодцы скажите  о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали?

Ответы детей: сегодня мы разговаривали о зиме.

- Какие зимние месяцы мы вспомнили?

Ответы детей: декабрь, январь, февраль.

- Какие природные явления мы научились различать?

Ответы детей: мы научились различать метель, вьюгу, пургу.

- Для чего нам это пригодится?

Ответы детей: одеваться соответственно сезонным изменениям в природе.

- Мы узнали много народных пословиц, вспомнили народные сказки. А в следующий раз мы с вами познакомимся с изделиями, которые люди делают своими руками.

- Дети, желаю вам оставаться всегда здоровыми и уметь наблюдать за красотой родной природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...

Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...