Главные вкладки

    Конспект занятия "Волшебница зима"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Волошина Татьяна Владимировна

    Конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema.docx17.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: « Волшебница зима…»

    Задачи:

    Образовательные:

    - обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;

    - продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев;

    - учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе;
    - учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга

    - приобщать детей к русской национальной культуре, опираясь на пословицы, поговорки и народные сказки;
    - продолжать учить самостоятельно работать с ножницами, бумагой и клеем;

    Развивающие:

    - развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы;

    - развивать воображение и мимику;

    Воспитательные: 

    - воспитывать чувство эпатии к родной природе

    Оборудование:

    - магнитофон;

    - аудиозапись фрагмента из песни «Три белых коня»;

    - иллюстрации с изображением зимней природы: Л.И. Бродская «Морозное утро», И.Э. Грабарь «Иней»;

    - аудиозапись;

    - магнитная доска;

    - мольберт;

    - картинки с изображением месяцев: декабрь, январь, февраль;

    - ножницы;

    - бумага;

    - клей;



    Предварительная работа:

    - разучивание подвижной игры для физкультминутки;

    - обучение вырезанию снежинок из бумаги.

    Ход занятия

    - Доброе утро! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший день!

    Ребята сегодня  мы с вами  отправимся в зимний лес

    -Посмотрите , а что изображено на картине (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса).

    Ответы детей:

    - Послушайте стихотворение о зиме и зимних месяцах:

    Тройка, тройка прилетела.

    Скакуны в той тройке белы.

    А в санях сидит царица –

    Белокоса, белолица.

    Как махнула рукавом –

    Все покрылось серебром.

    - А теперь, давайте поскачем под музыку как белые скакуны и вспомним все зимние месяцы. (Дети встают по трое и скачут на стульчиках).
    А теперь  отгадайте загадку:

    Назовите-ка, ребятки,

    Месяц в этой вот загадке:

    Дни его – всех дней короче,

    Всех ночей длиннее ночи.

    На поля и на луга

    До весны легли снега.

    Только месяц наш пройдет,

    Мы встречаем Новый год!

    Ответы детей: декабрь.

    Воспитатель показывает картинку с изображением декабря.

    - Декабрь – первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».

    - Как вы думаете, почему люди так говорили?

    Ответы детей: 

    - Скажите, а в какой из дней  легче переносится мороз ,    ветреный или безветренный?

    Ответы детей: в безветренный день мороз переносится легче.

    - В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».

    - Как вы понимаете эту пословицу?

    Ответы детей:

    Воспитатель ответы детей показывает на картинке.

    - Послушайте загадку про следующий месяц:

    Щиплет уши, щиплет нос,

    Лезет в валенки мороз.

    Брызнешь воду – упадет

    Не вода уже, а лед.

    Даже птице не летится,

    От мороза стынет птица.

    Повернулось солнце к лету,

    Что, скажи, за месяц это?

    Ответы детей: январь.

    Воспитатель показывает картинку с изображением января.

    - Январь – второй месяц зимы.

    В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». И ещё: «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес».

    - Что бы это значило?

    Ответы детей: 
    Воспитатель  Ребята скажите

    - А греет ли январское солнце?

    Ответы детей:

    - Январь считается самым холодным месяцем года.

    - В народе говорят: «В зимний холод всякий молод».

    - В какой сказке мужик мороза не испугался?

    Ответы детей: в сказке «Два мороза».

    - Почему он даже разделся в сильный мороз?

    Ответы детей:

    - Зима - время веселых детских игр. Давайте и мы с вами поиграем в одну из них (дети встают на физкультминутку).

    Мы на саночки садимся

    И под горку быстро мчимся.

    Снег, снег, белый снег,

    Мчимся мы быстрее всех!

    Потом в лес все побежали

    И в снежки играть мы стали.

    (Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом играют в снежки).

    (После физкультминутки дети садятся на свои места).

    - Ребята, вот еще одна картинка (воспитатель показывает картинку с изображением февраля). Послушайте загадку:

    Снег мешками валит с неба,

    С дом стоят сугробы снега.

    То бураны и метели

    На деревню налетели.

    По ночам мороз силен,

    Днем капели слышен звон.

    День прибавился заметно.

    Ну, так что за месяц это?

    Ответы детей: февраль.

    - В феврале зима с весной встречается. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга».

    - Люди приметили, что 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям.

    - В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга.

    - Как вы думаете, что такое метель?

    Ответы детей: ветер со снегом.

    - Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала.

    - Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг.

    Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.

    - Скажите, как можно описать каждый месяц?

    Ответы детей:

    Декабрь – это самый темный месяц года.

    Январь – это самый холодный месяц года.

    Февраль – это самый ветреный месяц года. В этом месяце очень часто бывают метель, вьюга, пурга.

    - Ребята, а из чего получается метель, вьюга, пурга?

    Ответы детей: из снега, снежинок.

    - Давайте сейчас мы как снежинки полетим за столы и там их сделаем из бумаги:

    Мы снежинки, мы пушинки,

    Покружиться мы не прочь.

    Мы снежинки-балеринки,

    Мы танцуем день и ночь.

    (Дети под музыку кружатся, проговаривают слова, делают плавные движения руками и идут садиться на стульчики за столы вырезать снежинки).

    - Какие красивые у вас получились снежинки, давайте из ваших снежинок сделаем одеяло (дети свои снежинки прикрепляют на лист ватмана).

    Ребята вы сегодня молодцы скажите  о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали?

    Ответы детей: сегодня мы разговаривали о зиме.

    - Какие зимние месяцы мы вспомнили?

    Ответы детей: декабрь, январь, февраль.

    - Какие природные явления мы научились различать?

    Ответы детей: мы научились различать метель, вьюгу, пургу.

    - Для чего нам это пригодится?

    Ответы детей: одеваться соответственно сезонным изменениям в природе.

    - Мы узнали много народных пословиц, вспомнили народные сказки. А в следующий раз мы с вами познакомимся с изделиями, которые люди делают своими руками.

    - Дети, желаю вам оставаться всегда здоровыми и уметь наблюдать за красотой родной природы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

    Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

    Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

    Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

    конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

    Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

    Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"

    Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...

    Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

    Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

    Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

    Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

    Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»

    Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...