Собственная методическая разработка «Зимняя сказка»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

«Зимняя сказка»

Задачи:

1.      Развивать художественное и эмоциональное восприятие пейзажных картин, умение видеть содержание и средства выразительности этого вида живописи, используя прием «вхождения в картину».

2.      Развивать умение соотносить художественный образ зимнего пейзажа с произведениями музыки и поэзии, умение характеризовать произведения изобразительного искусства.

3.      Активизировать словарь детей за счёт использования прилагательных-эпитетов, слов, обозначающих тонкое дифференцирование цвета.

4.      Закрепить умения и навыки изображения зимней природы, применяя различные средства выразительности – рисунок, цвет, композицию и используя разнообразные материалы и инструменты для передачи.

5.      Воспитывать любовь к русской природе, чувство восхищения произведениями русской живописи.

Материалы:
Репродукции картин:  И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж»; Л. Кузнецов «Иней»; П. Т. Мальцев «Подмосковье. Зимний день»; И. И. Шишкин «Зима».
Музыка: Ф. Шопен «Вальс до-диез минор»; И. Бах «Сюита для оркестра 3 ре мажор».
Изобразительные материалы: бумага, гуашь, акварельные краски, вода, палитра, кисти №1-5, щетинные, клеевые, клей, восковые мелки, бросовый материал для изодеятельности: кружева, пенопласт, пайетки.

Предварительная работа: экскурсия в Удельный парк, на участок детского сада с целью наблюдения зимней природы; разучивание стихов русских поэтов о зиме; чтение рассказов о зиме; пение песен зимней тематики; рассматривание пейзажных иллюстраций и репродукций картин художников о зиме: И. Бродская «Лес зимой в лесу»; И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»; И. Левитан «Деревья зимой»; А. Саврасов «Зимний пейзаж», «Иней».

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня утром шла по улице, на встречу с вами, я увидела чудо. Я увидела, как снег пушистым белым ковром покрыл всю землю, этот снежный ковёр блестел, искрился, переливался как драгоценные камни. На меня тихо падали снежинки, такие хрупкие, изящные, нарядные. У меня появилось такое прекрасное настроение, что я захотела им поделиться с вами, поделиться ласковыми словами, пожелать приятного, доброго, всё что хранится в моём сердце и испытать радость от встречи с вами.
     - Я очень рада вас видеть.
     - Рада видеть Катеньку, добрую, отзывчивую девочку.
     - Алисонька, хочу пожелать тебе быть всегда здоровой и красивой.
     - Анечка, ты всегда у нас весёлая и озорная девчушка.
     - Стасенька, а тебе желаю много-много радости.
     - Димочка, будь отважным и смелым.
     - Мираслава, желаю тебе быть такой же премудрой, как Василиса-Премудрая из сказки.
     - А ты, Настенька, у нас умница-разумница, большая помощница.
А теперь, вы посмотрите друг на друга ласково, нежно, подарите улыбку и свою доброту. У нас у всех теперь прекрасное настроение, мы рады видеть друг друга.
     Ребята, зима нас приглашает к себе в гости, в картинную галерею, на выставку «Зимняя сказка». Давайте войдём с вами в этот зал и подойдём к картинам, посмотрим внимательно на них, полюбуемся. А как их можно назвать одним словом? (пейзажи). А какие это пейзажи? (зимние пейзажи). А как вы думаете, у картин бывает настроение? А как вы узнаете настроение картин? Чтобы это узнать, зима предлагает вам поиграть в игру, которая называется «Снежки настроения». Цвет снежков обозначает определённое настроение. Подарите снежки настроения картинам, к которым они подходят.
     Ребята, послушайте стихотворение и найдите ту картину, о которой идёт речь.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес по сказкой сна…
Давайте к ней подойдём. Кто мне подскажет, как она называется, и кто её написал? Да, правильно, молодцы. А вы хотели бы оказаться в этом лесу? Поможет нам туда попасть музыка. Давайте присядем, закроем глаза, почувствуем звуки музыки, которые нас перенесут в этот сказочный лес (звучит музыка И. Бах «Сюита для оркестра 3 ре мажор»). Откройте глаза, мы очутились в этом лесу. Оглянитесь вокруг, что вы видите? (ответы детей). Давайте подойдём к деревьям. А идти вам легко или тяжело? А почему вам тяжело идти? (сугробы глубокие, ноги проваливаются, утопают в снегу, много намело снега). Мы подошли, прикоснулись к их стволам, давайте погладим их, почувствуем какие они на ощупь? А какого цвета стволы деревьев? А как точнее можно сказать?
     Пока шли по глубоким сугробам, мы устали, давайте остановимся и вдохнем свежий, чистый морозный воздух и прислушаемся. Что вы слышите? (тишину). Да, тишь, безмолвье вокруг!
                                                        Тишина! – шепнула белая поляна.
                                                        Тишина! - вздохнула, вея снегом, ель.
                                                        За стволами зыбь молочного тумана
                                                       Окаймила пухлую постель…
                                                                                                  (С. Чёрный)

Ребята, поэт сравнил снег с пухлой постелью. А с чем вы можете сравнить снег? На что он ещё похож? (ответы детей: покрывало, одеяло, перина, шуба).
А теперь давайте представим, что мы прикоснулись к снегу, взяли его в руки. Почувствуйте его, скажите какой он? (холодный, лёгкий, пушистый, мягкий, рассыпчатый). Ребята, оглянитесь вокруг, полюбуйтесь снегом. А вы видите что-нибудь удивительное в его цвете? (ответы детей: коричневато-белый, кремовый, жёлтый, голубоватый). Как вы думаете, почему он таких оттенков? (коричневые стволы деревьев окрашивают снег в такой оттенок). Красив зимний спящий лес. Много удивительного, чудесного может происходить в нём. Например, мы можем превратиться в снежинок. Я взмахну волшебной палочкой и раз, два, три, снежинка замри. Мы превратились в снежинки. Вдруг подул зимний ветер и завертел, закружил снежинки в хороводе, и начался танец «Зимней сказки». Снежинки разные, они не похожи друг на друга, и танец у них тоже разный, у каждой снежинки свой.
     (Звучит музыка Ф. Шопен «Вальс до-диез минор»).
     Дети танцуют.
     Замечательно, молодцы, какие разные необыкновенные снежинки я увидела. Но нам, наверное, пора возвращаться с чудесной поляны на выставку. Закройте глаза, и музыка нас вновь перенесёт обратно. Зимушка – зима нам с вами предлагает пройти в её мастерскую, где вас ждут краски, карандаши, бумага, которые вам помогут нарисовать свою сказку о зиме.
     Дети садятся за столы.
     Подумайте, о какой зиме вы хотите рассказать и какое зимнее настроение передать на рисунке. А теперь начинайте создавать свою зимнюю сказку.
     Работа детей. После окончания работы, воспитатель приглашает детей полюбоваться созданными зимними пейзажами, задаёт вопросы: «Что было для вас сегодня самым интересным, запоминающимся?», «Что у вас сегодня получалось? А что было самым трудным?», «Кого бы вы хотели поблагодарить сегодня?».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

для детей старшей группы

Тема: «Зимняя сказка»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»,

ОО «Речевое развитие»

Использованные инновационные технологии:
личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (гуманно-личностное),
игровые технологии,

здоровьесберегающая технология (ритмопластика).

Воспитатель: Кузнецовой Анны Алексеевны

Санкт-Петербург

«Зимняя сказка»

Задачи:

  1. Развивать художественное и эмоциональное восприятие пейзажных картин, умение видеть содержание и средства выразительности этого вида живописи, используя прием «вхождения в картину».
  2. Развивать умение соотносить художественный образ зимнего пейзажа с произведениями музыки и поэзии, умение характеризовать произведения изобразительного искусства.
  3. Активизировать словарь детей за счёт использования прилагательных-эпитетов, слов, обозначающих тонкое дифференцирование цвета.
  4. Закрепить умения и навыки изображения зимней природы, применяя различные средства выразительности – рисунок, цвет, композицию и используя разнообразные материалы и инструменты для передачи.
  5. Воспитывать любовь к русской природе, чувство восхищения произведениями русской живописи.

Материалы:
Репродукции картин:  И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж»; Л. Кузнецов «Иней»; П. Т. Мальцев «Подмосковье. Зимний день»; И. И. Шишкин «Зима».
Музыка: Ф. Шопен «Вальс до-диез минор»; И. Бах «Сюита для оркестра 3 ре мажор».
Изобразительные материалы: бумага, гуашь, акварельные краски, вода, палитра, кисти №1-5, щетинные, клеевые, клей, восковые мелки, бросовый материал для изодеятельности: кружева, пенопласт, пайетки.

Предварительная работа: экскурсия в лесопарк Сосновка, на участок детского сада с целью наблюдения зимней природы; разучивание стихов русских поэтов о зиме; чтение рассказов о зиме; пение песен зимней тематики; рассматривание пейзажных иллюстраций и репродукций картин художников о зиме: И. Бродская «Лес зимой в лесу»; И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»; И. Левитан «Деревья зимой»; А. Саврасов «Зимний пейзаж», «Иней».

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня утром шла по улице, на встречу с вами, я увидела чудо. Я увидела, как снег пушистым белым ковром покрыл всю землю, этот снежный ковёр блестел, искрился, переливался как драгоценные камни. На меня тихо падали снежинки, такие хрупкие, изящные, нарядные. У меня появилось такое прекрасное настроение, что я захотела им поделиться с вами, поделиться ласковыми словами, пожелать приятного, доброго, всё что хранится в моём сердце и испытать радость от встречи с вами.
    - Я очень рада вас видеть.
    - Рада видеть Катеньку, добрую, отзывчивую девочку.
    - Алисонька, хочу пожелать тебе быть всегда здоровой и красивой.
    - Гелечка, ты всегда у нас весёлая и озорная девчушка.
    - Наденька, а тебе желаю много-много радости.
    - Димочка, будь отважным и смелым.
    - Василисушка, желаю тебе быть такой же премудрой, как Василиса-Премудрая из сказки.
    - А ты, Дианочка, у нас умница-разумница, большая помощница.
А теперь, вы посмотрите друг на друга ласково, нежно, подарите улыбку и свою доброту. У нас у всех теперь прекрасное настроение, мы рады видеть друг друга.
    Ребята, зима нас приглашает к себе в гости, в картинную галерею, на выставку «Зимняя сказка». Давайте войдём с вами в этот зал и подойдём к картинам, посмотрим внимательно на них, полюбуемся. А как их можно назвать одним словом? (пейзажи). А какие это пейзажи? (зимние пейзажи). А как вы думаете, у картин бывает настроение? А как вы узнаете настроение картин? Чтобы это узнать, зима предлагает вам поиграть в игру, которая называется «Снежки настроения». Цвет снежков обозначает определённое настроение. Подарите снежки настроения картинам, к которым они подходят.
    Ребята, послушайте стихотворение и найдите ту картину, о которой идёт речь.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес по сказкой сна…
Давайте к ней подойдём. Кто мне подскажет, как она называется, и кто её написал? Да, правильно, молодцы. А вы хотели бы оказаться в этом лесу? Поможет нам туда попасть музыка. Давайте присядем, закроем глаза, почувствуем звуки музыки, которые нас перенесут в этот сказочный лес (звучит музыка И. Бах «Сюита для оркестра 3 ре мажор»). Откройте глаза, мы очутились в этом лесу. Оглянитесь вокруг, что вы видите? (ответы детей). Давайте подойдём к деревьям. А идти вам легко или тяжело? А почему вам тяжело идти? (сугробы глубокие, ноги проваливаются, утопают в снегу, много намело снега). Мы подошли, прикоснулись к их стволам, давайте погладим их, почувствуем какие они на ощупь? А какого цвета стволы деревьев? А как точнее можно сказать?
    Пока шли по глубоким сугробам, мы устали, давайте остановимся и вдохнем свежий, чистый морозный воздух и прислушаемся. Что вы слышите? (тишину). Да, тишь, безмолвье вокруг!
                                                       Тишина! – шепнула белая поляна.
                                                       Тишина! - вздохнула, вея снегом, ель.
                                                       За стволами зыбь молочного тумана
                                                      Окаймила пухлую постель…
                                                                                                 (С. Чёрный)

Ребята, поэт сравнил снег с пухлой постелью. А с чем вы можете сравнить снег? На что он ещё похож? (ответы детей: покрывало, одеяло, перина, шуба).
А теперь давайте представим, что мы прикоснулись к снегу, взяли его в руки. Почувствуйте его, скажите какой он? (холодный, лёгкий, пушистый, мягкий, рассыпчатый). Ребята, оглянитесь вокруг, полюбуйтесь снегом. А вы видите что-нибудь удивительное в его цвете? (ответы детей: коричневато-белый, кремовый, жёлтый, голубоватый). Как вы думаете, почему он таких оттенков? (коричневые стволы деревьев окрашивают снег в такой оттенок). Красив зимний спящий лес. Много удивительного, чудесного может происходить в нём. Например, мы можем превратиться в снежинок. Я взмахну волшебной палочкой и раз, два, три, снежинка замри. Мы превратились в снежинки. Вдруг подул зимний ветер и завертел, закружил снежинки в хороводе, и начался танец «Зимней сказки». Снежинки разные, они не похожи друг на друга, и танец у них тоже разный, у каждой снежинки свой.
    (Звучит музыка Ф. Шопен «Вальс до-диез минор»).
    Дети танцуют.
    Замечательно, молодцы, какие разные необыкновенные снежинки я увидела. Но нам, наверное, пора возвращаться с чудесной поляны на выставку. Закройте глаза, и музыка нас вновь перенесёт обратно. Зимушка – зима нам с вами предлагает пройти в её мастерскую, где вас ждут краски, карандаши, бумага, которые вам помогут нарисовать свою сказку о зиме.
    Дети садятся за столы.
    Подумайте, о какой зиме вы хотите рассказать и какое зимнее настроение передать на рисунке. А теперь начинайте создавать свою зимнюю сказку.
    Работа детей. После окончания работы, воспитатель приглашает детей полюбоваться созданными зимними пейзажами, задаёт вопросы: «Что было для вас сегодня самым интересным, запоминающимся?», «Что у вас сегодня получалось? А что было самым трудным?», «Кого бы вы хотели поблагодарить сегодня?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка конспект занятия ( НОД ОО «Коммуникация»)«ПРОГУЛКА ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ» средняя группа

Собственная методическая разработка конспект занятия ( НОД ОО «Коммуникация»)«ПРОГУЛКА ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ» средняя группа...

Собственная методическая разработка Совместная деятельность воспитателя, детей и родителей по мотивам сказки «Теремок» с использованием нетрадиционных техник рисования

Цель: формировать умения детей дошкольного возраста использовать в рисовании нетрадиционные техники рисованияЗадачи:• Закреплять умение детей слушать сказку• формировать умение пользоваться ...

методическая разработка "Зимняя сказка"

данная публикация познакомит педагогов с нетрадиционными техниками аппликации....

Собственная методическая разработка квест - игра «В гостях у сказки» в подготовительной группе

Собственная методическая разработка. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений  и интеллектуальных способностей детей в совместной игровой деятельности в процес...

методическая разработка "Зимняя сказка"

Развлечение   «Зимняя сказка»Цель: продолжать расширять и обогащать знания детей о зиме....