Консультация: «Подготовка к занятию, оборудование и материалы к занятию» «(для молодых воспитателей)».
консультация на тему

Консультация для начинающих воспитателей в художественно- эстетическом развитии как подготовить к занятию оборудование и материал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_sayt.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №121»

Консультация:

«Подготовка к занятию, оборудование и материалы к занятию» «(для молодых воспитателей)».

Воспитатель: Гуткнехт М.В.

Рязань 2016г

ПОНЯТИЕ ОБ АППЛИКАЦИИ

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники исполнения. Каждый материал имеет свои особенности. Которые оказывают определяющее внимание на технику выполнения аппликации: например, такие материалы, как бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями. Ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются. Тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях ( при изготовление наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшение праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

Основным признаком аппликации является силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, человек, дом, машина и т.д.), сюжетной, отражающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Наша Родина», «Москва вчера, сегодня, завтра», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.), декоративной, включающейорнаменты, узоры. Которыми можно украсить различные предметы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Подготовка к занятию

За каждым учащимся закрепляется постоянное рабочее место – отдельный стол или парта.

К занятию учащиеся готовятся заранее: застилают стол бумагой, ставят в правый угол стола стакан с ножницами, кистями для клея, линейкой, карандашами, авторучкой, фломастером. Рядом со стаканом помещают посуду для жидкого клея, ящик для обрезком бумаги, раскладывают стопкой кусочки бумаги, на которых будут промазываться клеем вырезанные изображения, кладут тряпочку для снятия клеяа. Справа помещают цветную бумагу. В конце каждого занятия проговаривают, что нужно принести для работы над следующей темой; по окончании занятия приводят в порядок рабочие места.

Учащиеся должны бережно относиться к материалам, с которыми работают, уметь планировать работу, экономно расходовать материалы и рационально использовать время.

Кроме соответствующего оборудования и материалов, необходимы альбомы, в которых делаются записи, зарисовки, наклейки. С этой целью можно использовать обычные альбомы для рисования или листы плотной бумаги, которые должны храниться в специальных папках.

Все виды работы рекомендуется выполнять на правой стороне альбомного листа. Обратную сторону следует оставить чистой, так как на ней неудобно писать, рисовать, клеить из-за того, что мешают ранее сделанные наклейки.

Классные работы выполняются сразу в альбомах, в конце занятия их оценивают. Творческие задания лучше выполнять на отдельных листах. Их накалывают перед занятием на доску и после коллективного просмотра, анализа их работы отбирают на выставку или конкурс.  

Ответственность за подготовку к занятию  возлагается на дежурных. В обязанности дежурных входит проверка готовности учащихся к работе. Просматриванию каждого рабочего места после занятий. Кроме того, они производят окончательную уборку группы после занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

Оборудование, которое требуется для выполнения аппликации, несложно: ножницы, кисти для клея, подставка для клеевых кистей, баночка для клея, простой карандаш, коробка для обрезков, тряпочки, газетная бумага.

Ножницы удобнее иметь всего с прямыми концами двух размеров – большие и маленькие. Большие ножницы длиной 14-20 см, прямые,  с острыми и закругленными концами предназначены для вырезания крупных изображений, маленькие длиной 8-10 см – для вырезания мелких изображений.

Ножницы должны быть не тугими и хорошо наточенными. На первом же занятии надо вспомнить некоторые правила: давать ножницы товарищу и ставить их в стакан можно только кольцами вперед, а не острыми концам, нельзя размахивать ножницами или использовать как указку, словом – соблюдать осторожность при использовании ножницами.

Кисти для клея. Хорошо иметь 2-3 кисти. Их подбирают в зависимости от размера аппликации. При проклеивании больших плоскостей целесообразно использовать флейцы. Флейцы – это широкие приплюснутые кисти. Мелкие детали аппликации проклеивать маленькой кистью.

По окончании работы кисти следует хорошо промыть от клея, вытереть, высушить и поставить в стакан ворсом вверх, для сохранения структуры ворса.

Чтобы во время работы клей не капал  с кисточки и не пачкал стол, необходимо пользоваться подставками. Их можно склеить самим из картона или ватмана.

Для рисования контуров изображения будущей аппликации можно использовать простые карандаши М и ТМ (мягкий и твердо-мягкий). Они должны быть хорошо отточены. Для прорисовывания контуров нельзя употреблять химические карандаши и авторучки, так как при наклеивании следы от них испачкают аппликацию.

Жидкий клей наливают в любую невысокую посуду: пластмассовые розетки, солонки, керамические блюдца и пр. Посуду сразу же после работы следует мыть, чтобы на ней не засыхал клей.

После работы с клеем необходимо иметь сухие и влажные тряпочки: влажные – для протирания рук от клея, сухие – для придавливания наклеиваемых изображений и снятия лишнего клея. Тряпочки должны быть всегда чистыми.

В процессе работы над аппликацией вырезанные изображения из бумаги промазывают клеем на заранее заготовленной бумаге. Для этой цели используют газетную, журнальную или оберточную бумагу. Очень удобно делать так: сложить стопой несколько листов бумаги и после каждого промазывания грязный лист бумаги снимать и выбрасывать. Новое промазывание делать обязательно на чистом листе, чтобы на ценную сторону не попадал клей, так как от него остаются следы.

Обрезки от бумаги нельзя бросать на пол. Их складывают в коробку, которую можно сделать из плотной бумаги или картона и оформить аппликацией. Более прочны деревянные коробки.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АППЛИКАЦИИ

Основным материалом для аппликации является бумага. Но наряду с ней используется и скорлупа, тыквенные семечки, засушенные растения, шерстяные нити, тополиный пух и т.д.

Наша промышленность выпускает свыше 250 сортов бумаги. Различной по цвету и фактуре. Тем, кто работает с бумагой, необходимо знать особенности и свойства ее различных сортов. Эти знания помогут правильно использовать бумагу в работе с аппликацией.

Бумага – материал, состоящий из мелких растительных волокон, соответствующим образом обработанных. В продольном и поперечном направлениях обладает различными механическими и физическими свойствами. Например, бумага, отрезанная по поперечному направлению волокон, при наклеивании дает морщинки, а в продольном – ложится гладко, хорошо приклеивается. При работе следует учитывать эти особенности. Нельзя забывать, что при промазывании клеем он разбухает и растягивается. Поперек волокон бумага удлиняется гораздо больше, чем вдоль них. Если только что промазанную бумагу сразу проклеить, то в результате продолжающегося разбухания и растягивания на бумаге появятся морщинки и складки. Поэтому промазанной бумаге нужно полежать полторы-две минуты. Только после этого можно проклеивать фон.

Для аппликации пригодны следующие сорта бумаги: глянцевая, настольная, мраморная, шагреневая, тисненая, бархатная, серебряная и бронзовая.  

Глянцевая бумага – лучший материал для аппликации. Она ярко окрашена, легко режется, хорошо клеится. С ее блестящей поверхности легко снимается клей.

Настольная бумага – плотная, окрашена в мягкие тона, используются не только для вырезания изображений, но и для фона. Работа с ней требует особой осторожности, так как клей и влажные руки оставляют пятна на ее поверхности.

Мраморная бумага - тонкая, блестящая, разводы ее окраски напоминают мрамор. От клея на ней не остается пятен. Применяется при вырезании ваз, декоративных орнаментов, букв, цифр.

Шагреневая бумага бывает как плотной, так и мягкой, рисунок на ней напоминает мятую бумагу. В аппликации используется не часто – когда вырезают стволы деревьев, ветки, заборчики, землю.

Тисненая бумага – плотная, прочная, с рельефным рисунком. В аппликации используется выборочно. Она служит для выполнения таких изображений, как крыша, корзина, мебель, буквы, цифры.

Бархатная бумага отличается плотностью, имеет бархатистую поверхность. Она с трудом режется, на сгибах ломается. Из бархатной бумаги нельзя вырезать сразу несколько изображений. Бумага плохо приклеивается, поэтому требует густого сильного клея, например казеинового или синтетического. Она широко применяется для праздничных оформлений: вырезывания букв, цифр, знаменательных дат, заголовок к выставкам, стендам.

Серебристая и бронзовая бумага  окрашена алюминиевой или бронзовой краской. Это ломкие сорта бумаги. Ее нельзя сгибать. Применяется в тех же целях, что и бархатная, кроме того используется в аппликации на елочных украшениях, флажках, в хохломском орнаменте.

Следует назвать еще один сорт – это гуммированная бумага. с одной стороны она окрашена в яркие привлекательные тона, а с другой проклеена гуммиарабиком. Это бумага не всегда хорошо приклеивается, поэтому лучше ее использовать в качестве фона. Не рекомендуется для аппликации фольга. Она может использоваться при оформлении елочных работ.

В качестве фона для аппликации широко используется чертежно-рисовальная бумага, настольная, плотная оберточная, тонкий картон.

Рисовальная бумага – плотная, прочная с шероховатой поверхностью. На нее хорошо приклеивается аппликация.

Оберточная бумага отличается гигроскопичностью, поэтому для аппликации следует применять только прочные сорта, не размокающие от клея. Обычно эта бумага окрашена в мягкие тона, и ее чаще всего применяют в аппликации как фон.

Картоном принято называть толстую, очень твердую бумагу. В продажу картон поступает под номером. Чем легче и меньше картон, тем меньше его номер. Картон чаще всего окрашен в приглушенные серые, голубые, розовые, коричневые, сиреневые тона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитатель Соловьева Наталья Петровна Консультация для родителей «Спортивное оборудование из подручных материалов для занятий дома»

Цель: Познакомить родителей  с изготовлением спортивного  оборудования из подручных материалов для физического развития детей»Нестандартное оборудование для занятий: платочки носовые, ...

Консультация для родителей "Спортивное оборудование и пособия для занятия физкультурой детей дома"

Обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине -задача родителей. Рекомендуемое спортивное оборудов...

"Подготовка к занятиям и художественные материалы для работы с детьми"(изобразительная деятельность).

Методические рекомендации педагогам образовательной деятельности.Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие".Изобразительная деятельность.Тема: "Подготовка к занятиям ...

Материалы к заседанию РМО "Молодых (воспитателей) специалистов" от 09.12.2020 г.

Тема заседания: "Реализация основных направлений образовательной деятельности через активные формы обучения на примере использования методики ресурсного кругапри подведении итогов КТД"....

Подготовка к занятиям по изобразительной деятельности детей, воспитателя, материалов, оборудования.

Подготовка к занятиям по изобразительной деятельности детей, воспитателя, материалов, оборудования....

Консультация для молодых воспитателей. «Как подготовить публичное выступление. Владение материалом (что говорить)».

Консультация для молодых воспитателей. «Как подготовить публичное выступление.Владение материалом (что говорить)»....

Перечень оборудования и материалов для занятий изобразительной деятельностью в разных возрастных группах

Данный перечень поможет работникам ДОО организовать продуктивную деятельность детей разных возрастов....