Подготовка к занятиям по изобразительной деятельности детей, воспитателя, материалов, оборудования.
статья

Вальдес Муньос Мария Петровна

Подготовка к занятиям по изобразительной деятельности детей, воспитателя, материалов, оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к занятиям по изобразительной деятельности детей, воспитателя, материалов, оборудования.

Занятия рисованием, организуются в детском саду со всей группой в определенное время согласно режиму жизни детей, того или иного возраста. В группах, где воспитываются дети одного возраста, занятие имеет единое для всех программное содержание и воспитательные задачи. Дети первой младшей группы постепенно приучаются к занятию в подгруппе. Их учат правильно сидеть, дети приобретают навык организационного участия в занятиях: сидеть спокойно, не мешать другим, аккуратно обращаться с бумагой, пользоваться карандашом и краской по назначению. Продолжительность занятия 10 минут. Столы ставятся так, чтобы у всех детей отсутствовало боковое зрение. Свет падает слева на стол и хорошо, если сзади детей, чтобы лучше освещено место воспитателя, то, что он показывает. Дети не должны сидеть постоянно на одном месте, в течение года (2-3) их надо пересаживать (учитывать дальность от источника света, угла поворота зрения). Постепенно они приучаются одновременно все заканчивать работу. Содержание занятий намечается таким образом, чтобы дети могли выполнить его без утомления и излишнего напряжения. При выборе программных задач воспитатель учитывает воспитатель учитывает возрастные особенности детей, задачи большинства берутся за основу, для других задачи облегчаются или усложняются.

Подготовка занятия.

 Занятия по изобразительной деятельности требуют продуманной подготовки материалов, оборудования – от этого во многом зависит успешное выполнение работы детьми.   К каждому занятию воспитателю необходимо тщательно готовиться: должен быть конспект занятия, подобран демонстрационный и раздаточный материал. Для некоторых занятий нужна предварительная подготовка детей в виде чтения художественной литературы по теме, просмотра иллюстраций, беседы и т.д. Если на занятии будет использоваться раздаточный материал, то его количество должно соответствовать количеству детей. Демонстрационный и раздаточный материал может быть как производственного, так и самостоятельного изготовления. К каждому занятию воспитатель продумывает формат и цвет листа бумаги для рисования или аппликации. Если детям предстоит изобразить предмет, то, обведя его рукой, сопоставив ширину и высоту, воспитатель легко определит, какой формат необходим. Белая бумага дается только для карандашных рисунков. Детям надо давать возможность выбрать цвет бумаги, постепенно подводя их к выбору фона и подбора красок. Работы по аппликации выполняются на плотной, шероховатой бумаге. Листы подписываются предварительно до занятия на обратной стороне: имя ребенка, начальная буква его фамилии, дата проведения. Бумагу следует готовить на 3-5 листов больше, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу. Цвет бумаги, подготавливаемой для декоративной деятельности зависит от особенностей конкретного вида народного искусства, на основе которого составляются узоры (филимоновская игрушка, дымка, городец, гжель). Хохлома и жостово только знакомство. Накануне необходимо проверить и подточить цветные и графитные карандаши. У воспитателя должно быть 5-6 запасных карандашей наиболее употребляемого цвета на данном занятии.  В старшей и подготовительной группах дети рисуют акварельными красками. Необходимо показать, как правильно смачивать краски перед рисованием: каплю воды стряхивают на каждую краску, к занятию краски немного размокают и готовы к употреблению. Во всех группах дети рисуют гуашевыми красками, которые подготавливаются воспитателем накануне. Они разводятся до определенной густоты (как жидкая сметана), подбираются по цвету, оттенкам (для младшей и средней групп) в соответствии с содержанием темы, цветом бумаги, на которой будут рисовать дети. Старшие оттенки составляют сами. Важно, чтобы цвета красок хорошо сочетались и выделялись на листе бумаги. Особенность гуашевых красок состоит в том, что они светлеют после высыхания и рисунки оказываются бледные, невыразительные. Поэтому, готовясь к занятию, надо попробовать краски на том листе, на котором будут рисовать дети. Краски разливаются в небольшие палитры: в младших группах 4-6 цветов, в старших до 6-8 цветов. Старшие дети составляют оттенки на палитре (кусочек белого пластика или в отдельной розетке). Детям подготовительной группы (в норме старшей) можно давать весь набор гуашевых красок. Но необходимо оставить краски в баночке на 1/3, чтобы кисть доставала до дна. Перед занятием воспитатель открывает крышки баночек. Воспитатель проверяет густоту краски, если надо, доливает воды. Важно следить, чтобы после занятия краски плотно закрывались, не пересыхали. Для рисования надо подготовить кисти, салфетки (тряпочки), банки для воды. Воду наливают дети перед занятием. Чтобы кисть доставала до дня, а вода не выплескивалась, лучше наливать неполную банку. В ходе занятия старшие дети приучаются менять воду по мере ее загрязнения. 5. Для работ по аппликации заготавливаются наборы цветных форм. Для детей второй младшей группы и в начале года (1 квартал) для детей средней группы даются готовые формы (а во время коррекционного часа отрабатываются навыки владения ножницами). Со средней группы дается бумага, близкая по форме к тем предметам, которые должны вырезать дети. В подготовительной группе готовят наборы бумаги 10х12 см (размер может меняться в зависимости от содержания работы). Дети вырезают сначала исходные формы (круг квадрат и др.), а затем уже сам предмет или его части. В случае необходимости воспитатель подготовляет листы белого цвета для упражнения при вырезании предметов сложного силуэта (вазы, животные, птицы). На занятии, где это возможно, надо предлагать детям младшей группы выбрать цвет готовых форм, а в остальных группах цвет бумаги (пирамидки, неваляшки). Необходимо заготовить форм больше, чем потребуется на занятии, чтобы детям было из чего выбрать. Клей готовится с вечера, разливается перед занятием. Пластилин необходимо подогреть, положив в коробках на батарею. После работы руки необходимо вытереть салфеткой, а потом только мыть водой с мылом. Дощечку из под пластилина сразу вытереть бумажной салфеткой. Уже со старшей группы дети могут это делать самостоятельно.  Для рисования с натуры необходимо иметь лист картона, желательно разного цвета с двух сторон или куски ткани однотонной расцветки (светлого и темного), на фоне которых ставятся предметы. Фон выбирается в зависимости от цвета натуры: для светлой натуры темный, и наоборот. Не рекомендуется использовать черный и белый фон – лучше темно-серый и охристый. Фон должен быть больше предмета, чтобы предмет хорошо размещался в пределах листа. На занятии может использоваться одна натура для всех детей. Необходимо правильно располагать натуру на расстоянии 1,5 – 2 м на уровне глаз сидящего ребенка или чуть выше (до 20 см). 9. В каждой группе должен быть стенд для анализа детских работ. Все необходимые материалы и оборудование нужно хранить в определенном месте, четко распределить по видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по изобразительной деятельности с применением интерактивного оборудования.

Данное занятие разработанно для старшей группы с применением интерактивного оборудования, а также разработанной мной тетради «В гостях у Веселого Карандаша» с электронным  пособием....

Конспект занятия по изобразительной деятельности детей раннего возраста

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: ЯБЛОНЬКА (с детьми РАННЕГО возраста)Программные задачи:(познавательные) вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту природ...

Занятия по изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия по изобразительной деятельности важны для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как свойственные для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшим отрицательно сказываются и ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности детей (старшая группа).

Конспект занятия по изобразительной деятельности детей (старшая группа)....

Консультация для воспитателей «Материалы и оборудование для занятий по изобразительной деятельности в детском саду».

Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения; специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все т...