Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы.
статья ( группа) по теме

Сомова Анастасия Сергеева

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_adaptatsii.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Сомова Анастасия Сергеева

педагог-психолог

МДОУ«Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»

г. Оленегорск

       Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Сухомлинский В.А.

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.  И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизиологического развития.

Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Их принято называть «несадовские дети»: гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению эмоционального контакта, стереотипность в поведении, которое проявляется, как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; как наличие в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр.

Дети с эмоциональными нарушениями требуют особого внимания.       Для них период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов.

Общая задача воспитателей и педагогов – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Организация деятельности по адаптации представляет собой целостную модель, которая включает в себя всех участников этого процесса: родители, педагог и ребёнок.

В настоящее время предусмотрено кратковременное пребывание детей с нарушением эмоционально-волевой сферы в дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Дети приходят в детский сад преимущественно для занятий с психологом, логопедом или дефектологом другого профиля, а затем выходят на прогулку с обычной группой детей.

В адаптационный период нужно дать возможность ребенку посетить группу в разные отрезки времени. Это важно не только для него, но и для педагога. Воспитатель проводит первичную диагностику, советуется с узкими специалистами, вырабатывает совместно с родителями концептуальные положения индивидуального подхода.

Перед поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение родителям даются необходимые рекомендации: установить в семье такой же режим, как и в детском саду; наблюдать с ребенком за играми детей на площадке детского сада; заранее познакомиться с одним, двумя детьми.

В это  период родителям рекомендуется:

  • обеспечить достаточную двигательную активность малышу;
  • проявляя чуткость, развивать его возможности в освоении окружающего;
  • приучать к преодолению трудностей для вызывания положительных эмоций;
  • обогащать малыша впечатлениями от общения с другими детьми, взрослыми;
  • на фоне уже знакомого окружающего мира вносить в жизнь ребёнка всё время новое.

         Для детей с нарушениями эмоциональной сферы в адаптационный период характерны: эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или напротив заторможенность. Успех адаптационного процесса зависит от состояния эмоциональной сферы.

Привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.

Причины тяжелой адаптации:

  • Отсутствие в семье режима;
  • Наличие у ребёнка отрицательных привычек;
  • Неумение занять себя игрушкой;
  • Не сформированы необходимые культурно – гигиенические навыки;
  • Не сформированы навыки самообслуживания;
  • Не сформированы навыки культуры поведения.

Но главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общения с взрослым и сверстниками. Особенно страдают те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама – ребёнок, бабушка – ребёнок).

Для лучшей адаптации к детскому саду мы можем посоветовать родителям:

  • Отдавать малыша на непродолжительное время;
  • Познакомиться поближе с несколькими детишками и их родителями;
  • Быть спокойным и доброжелательным по дороге в детский сад.

Не рекомендуем:

  • Силой отрывать ребёнка от мамы, папы, бабушки и т.д.;
  • Заставлять его есть;
  • Игнорировать слёзы малыша.

Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость.

Чем воспитатель может отвлечь ребёнка от слёз?

1. Оказаться с ребёнком на одном уровне: присесть, обнять.
2. Дать малышу попить, умыть его.

3. Предложить ребёнку порисовать красками.

4. Хорошо отвлекают яркие, блестящие вещи, например, мыльные пузыри, воздушные шары.

5. Использовать игрушку, надевающуюся на руку, и начать беседу с ребёнком.

Также, воспитатель совместно с психологом проводят игры, направленные на сближение детей друг с другом: «Найди друга», «Мой друг, кто ты? », «Давайте познакомимся», «Приходи ко мне в гости, я буду угощать» и другие. В цикл занятий педагога-психолога с детьми включены также игры на познавательное развитие, релаксационные упражнения, пальчиковая и

дыхательная гимнастики.

В заключении отметим, что в адаптационный период особенно важно создать атмосферу доброжелательного взаимообщения, обогащающего чувственную сферу, обеспечить каждому ребенку эмоциональный комфорт. Общение с взрослыми и сверстниками - необходимое условие эмоционального и социального развития, в своей практике мы старались обогатить положительный опыт общения ребенка нарушениями эмоционально-волевой сферы с окружающими людьми, чтобы ребенок стремился к общению, игре, приобретал гибкость и пластичность в социальном поведении и развитии.

Список литературы:

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом,

диагностика, рекомендации/ авт. -сост. Н. В. Соколовская. - Волгоград:

Учитель, 2008.-188 с.

2. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/И.В.Лапина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015.-127 с.

3. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.

4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.

5. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Советы по адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения к детскому саду"

В консультации для родителей говорится о необходимости следовать советам врача-офтальмолога и тифлопедагога при воспитании детей раннего возраста с нарушением зрения для облегчения их адаптации к детс...

Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения

Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для дете...

Особенности адаптации детей раннего возраста

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным...

Консультация "Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ"

Ранний возраст - это особенно насыщенный и интересный период в жизни ребенка....

Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду

В статье анализируются возрастные особенности детей до трех лет и их влияние на адаптацию ребенка в детском саду. Рассматриваются этапы адаптации и деятельность педагогического коллектива по адаптации...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

При поступлении в детский сад многие дети переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями, в то время как для родителей – это радостное и волнительное событие. Так же для детей ...

"Особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

В данной статье раскрыты особенности адаптации детей к условиям ДОУ. Статья рекомендована начинающим воспитателям и родителям....