педагогический проект
проект (старшая группа) на тему

Трифонова Татьяна Владимировна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЛЯМБИРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОДНИЧОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ

 

«Устное народное творчество в развитии речи дошкольников»

 

     

 

                                                  

                                                                   Выполнила:воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский

сад №2 «Родничок»

                                                           Трифонова Т.В.                    

 

 

Сроки: сентябрь 2014 г. – май 2015 г.

Тип проекта

 По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.

По содержанию:  социально - педагогический.

Участники проекта: дети 5-6 лет, педагоги, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

 

обоснование проекта

 

                  «Не условным звукам только учится ребенок,

изучая родной язык, он пьет духовную жизнь

и силу из родимой груди родного слова.

Оно  объясняет ему природу,

как не мог бы  объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей,

с обществом,  среди которого он живет,

с его историей и стремлениями,

как не мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию,

как не мог бы ввести ни один эстетик;

оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения,

которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

 

К.Д.Ушинский

 

Возраст от 5 до 6лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

     Главная задача педагога в области развития речи детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

    Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, заклички и т.д.).

    Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 

 АКТУАЛЬНОСТЬ

 

    Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

    Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

   Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

    Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

    В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

    Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

 

проблема:

 

     На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

     Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

      Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

 

 

гипотеза проекта:

     Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

 

     Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами художественной литературы.

 

задачи проекта: 

ü Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.  

ü Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.  

ü Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Обогатить словарный запас детей.

ü Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

ü Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе исследовательской работы.

 

Методы и формы проекта:

ФОРМЫ:

      Занятия, самостоятельная деятельность, театрализация, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов, спортивные развлечения, народные подвижные игры, анкетирование, круглый стол, семинары практикумы, сюжетно-ролевые, дидактические игры.

Методы:

 

   Моделирование, словесное комментирование, командное рассказывание, школа разведчиков, игровые диалоги, комментированное рисование, словесное рисование, словесная импровизация, моно игра, аккомпанемент действий, словесное фантазирование, самопрезентация, чтение, пересказ, рассказ, беседа, показ.

 

Стратегия осуществления проекта

 

Этапы проведения проекта:

 

1этап – подготовительный (сентябрь 2014– октябрь 2014 г.):

 

ü Изучение психолого-педагогической методической литературы.

ü Постановка целей и задач.

ü Разработка перспективного плана.

ü Консультирование педагогов.

ü Анкетирование родителей.

ü Диагностика детей.

ü Подбор литературы по устному народному творчеству

ü Изготовление атрибутов для театрализации сказок.

ü Создание речевой среды.

ü Разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников

Тематика мероприятий

Форма проведения

Дата  (месяц)

Изучение методической литературы.

Изучение и подбор литературы.

сентябрь

Составление перспективного плана работы с детьми, с родителями и педагогами

 

сентябрь

Подбор литературы по устному народному творчеству.

Изучение передового опыта педагогов и психологов развитии речи дошкольников через устное народное творчество.

Практикум «Формирование навыков учебной деятельности у старших дошкольников».

 

Разработка методических материалов по развитию речи старших дошкольников

 

Подбор литературы

 

 

Информация с интернета.

 

 

 

 

 

 Составление конспектов НОД ,оформление папок-передвижок; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами

Октябрь

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

II этап – практический (октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.): 

 

ü развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. 

ü проведение цикла тематических  занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на  освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;

ü дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения ;

ü проведение подвижных игр;

ü проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

ü проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

ü специальные игровые задания;

ü психогимнастика.

ü вовлечение родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский            сад»:

 

 

 

 

 

 

1 блок - работа с детьми

 

Тематика мероприятий

Форма проведения

Дата

(месяц)

«

  

«Мир не без добрых людей»

Чтение и обсуждение сказки

«Гуси лебеди»

 

Октябрь 2014

«Ноябрь-полузимник»

 

Викторина по сказкам

Ноябрь 2014

«Здравствуй, зимушка-зима»

 

 

Чтение сказки «Морозко»

Декабрь 2014

 

«Сказочный денёк»

 Занятие  с участием сказочного персонажа

 

Январь 2015

 

   
 

 

 

«Сказки Старушек-веселушек»

Чтение смешных диалогов, разыгрывание их по ролям

Февраль 2015

«Сказочный  гном»

Выставка детских рисунков

 

Март 2015

 «Добрая сказка»

Чтение и обсуждение сказки. «Как у горностая кончик хвоста почернел»

 

 

Апрель  2015

 

 

 

 

 

 

 

2 блок - работа с родителями

 

«Влияние загадок на речевое развитие  детей дошкольного возраста»

Консультация

Январь

«Готовность ребенка к школе»

 

Выступление на родительском собрании

 

Декабрь

 

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация

Март

 

 

«Артикуляционная гимнастика»

 

 

 

 

 

«Приобщение детей к чтению»

 

Рекомендации в родительском уголке

 

 

 

 

 

Анкетирование для родителей        

Март

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

3 блок - работа с педагогами

 

Распространение передового педагогического опыта работы

Презентация

Апрель 2015

Выступление на педагогическом совете

Доклад

Октябрь 2014

 

 

III этап – итоговый (апрель — май 2015 г.):

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

- организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

-презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

- анализ проведенного проекта.

- обобщение результатов работы.                                       

 

Ожидаемый результат

У педагогов:

ü    Повышение уровня профессиональной компетентности по данной проблеме;

 

ü    Разработка дидактического комплекса (конспектов занятий, праздников, развлечений, образовательных проектов, рекомендаций, консультаций, дидактических игр, пособий и др.);

 

ü    Организация развивающей среды, способствующей речевому развитию детей.

 

У детей:

 

ü  Сформируется интерес  к устному народному творчеству. 

ü Усовершенствуется диалогическая и монологическая речь.

ü  Сформируются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

ü Сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения;

ü Повысится уровень коммуникативной и социальной  компетентности;

ü Будет привита  любовь к книге, к художественной литературе, способ­ность чувствовать художественный образ: умение чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений;

 

ü Развит поэтичес­кий слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразитель­ность речи;

ü Сформируются навыки: различать жанры, понимать их специфические особенности, чувство­вать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, ба­сен и произведений малых фольклорных жанров.

 

 У родителей:

 

ü Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

ü Повысится уровень речевой культуры родителей.

ü Сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка.

 

Мониторинг результатов обследования речевого развития  детей 5-6 лет

за  2014-2015 учебный год.

Раздел

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

 

Н.г.

сентябрь

С.г.

январь

К.г.

Н.г.

сентябрь

С.г. январь

К.г.

Н.г.

сентябрь

С.г.

январь

К.г.

1.Артикуляционная моторика

20%

8%

 

65%

64%

 

15%

28%

 

2.Фонематический слух

7%

3%

 

81%

65%

 

12%

32%

 

 3. Звукопроизношение

40%

29%

 

39%

35%

 

21%

36%

 

4.Словарный запас

 

48%

23%

 

32%

34%

 

20%

43%

 

5.Граматический строй речи

54%

45%

 

34%

31%

 

12%

24%

 

6. Связная речь

 

39%

23%

 

50%

53%

 

11 %

24%

 

7. Мелкая моторика

18%

8%

 

67%

58%

 

15%

34%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сводная диаграмма по результатам мониторинга развития речи детей старшего дошкольного возраста

за 2014-2015 учебный год

   

В определении результативности работы по данному направлению осуществлен комплексный подход относительно формирования речевого развития старших дошкольников, который обеспечил позитивные результаты диагностики.

Чтобы убедиться в эффективности работы по развитию речи старших дошкольников средствами художественной литературы,  был  проведен мониторинг на промежуточном этапе работы, в результате которого мы увидели положительную динамику в повышении уровня речевых умений старших дошкольников. Мониторинг речевых умений и навыков детей на контрольном этапе показал следующие результаты: высокий уровень – 39 %; средний – 52%; низкий – 9%.    

     Таким образом,  система работы по развитию связной образной речи детей дошкольного возраста способствовала  повышению речевого развития дошкольников. В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к художественной литературе;

- они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки;

 - самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;

- широко используют сравнения, эпитеты, олицетворения, синонимические замены, фразеологизмы, метафоры и т.д.

 

Исходя из анализа проведённой работы, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза в начале работы о том, что развитие речи старших дошкольников средствами художественной литературы будет осуществляться успешно при определённых, правильно созданных педагогических условиях, подтвердилась.

  В дальнейшем, мы планируем продолжить работу по реализации проектного метода, разрабатываем перспективу работы с детьми среднего дошкольного возраста, поскольку данная технология хорошо сочетается с образовательными программами, разработанными с учётом  государственных требований. Она позволяет своевременно выявить детские проблемы, а активное включение воспитанников в создание тех или иных проектов даёт им возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

      1. Аникин В., Круглов А. Русское народное поэтическое творчество. – Ленинград, 1987.

      2. Апполонова А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре //Дошкольное воспитание. 1992. № 5-6.

      3. Мельников Г. Русский детский фольклор. – М., 1987.

      4. Муравьева О., Михайлова М. О пользе «материнской поэзии» //Дошкольное воспитание. 1998. №3.

      5. Неганова Н. Русский фольклор в жизни дошкольников //Дошкольное воспитание. 1995. №9.

      6. Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста //Дошкольное воспитание. 1990. № 10.

      7. Панкратова Л. Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка //Дошкольное воспитание. 1987. №4.

      8. Померанцева О.В. Русские пословицы и поговорки. – М., 1973.

      9. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей//Дошкольное воспитание. 1990. №7. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Конспект  

Тема: Знакомство детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»

Программные задачи:

 1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси – лебеди».

 2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, используя распространенные предложения.

 3. Учить детей образовывать прилагательные сравнительной степени.

 4. Развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки.

 5. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Материал:

 Иллюстрации к русским народным сказкам, мяч, фломастеры, альбомные листы, русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Ход:

 1. В: Дети, сегодня мы проведем праздник сказки. А начнем как обычно с загадок, слушайте их внимательно, они очень занимательны.

 На сметане мешен,

 На окошке стужен,

 Круглый бок, румяный бок

 Покатился («Колобок»)

 Братец непослушный был

Из копытца воду пил.

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

По тропе шагая бодро,

Само воду тащат ведра.

 («По щучьему велению»)

 Эта хитрая плутовка

 По дорожке шла,

 Скалочку нашла.

 («Лисичка со скалочкой»)

 Отворили дверь козлята

 И пропали все куда – то.

 («Волк и семеро козлят»)

 В: Назовите автора этих сказок?

Д: Русский народ.

 В: С давних времен сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Как вы это понимаете?

 Д: ответы детей

 В: Вот сядет дед на лавку возле печки, ребятишки на печку залезут. И начнет он им сказки рассказывать. А они слушают и запоминают, ведь писать то раньше не умели. Пройдет время, вырастут дети и сами начнут сказки рассказывать своим малышам. Вот так и передавались сказки из уст в уста, из поколения в поколение.

 Сегодня я познакомлю вас еще с одной русской народной сказкой «Гуси-лебеди»

 В:Присказка: «Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала, летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела, летала, летала».

 2.(Чтение сказки)

 3. Физ.минутка

 Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

 Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

 Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

 Я как печь пыхчу.

 4. В: Какими словами начинается сказка? Почему так случилось, что гуси – лебеди унесли братца? Кто помог девочке? Кто прятал детей, когда они убегали от гусей – лебедей? Что было – бы, если бы Маша, кода искала братца, встретила в лесу волка?, лису, зайца. Чем закончилась сказка? Расскажет ли Маша родителям о том, что случилось? Почему?

 5. В: В сказке встречаются новые для вас слова, попробуйте их объяснить.

 Кликала – звала

 Шла дурная слава – говорили плохое

 Покуда – пока

 Ни жива, ни мертва – испуганная

 Ни с чем улетели – пустые

 6. В: Выходите на лужок, собирайтесь в кружок.

 Печка высокая, а может быть еще выше.

 Коса у Маши длинная, а … .

 Ваня маленький, а…

 Родители добрые, а …

Кисель вкусный, …

 Яблоки сладкие, а …

 Пироги горячие, а …

 Мышка шустрая, а …

 7. В: Нарисуйте понравившегося вам героя из сказки или эпизод. На следующем занятии мы устроим выставку рисунков по сказке «Гуси-лебеди»

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тема: Рассказывание якутской народной сказки «Как у горностая кончик хвоста почернел»

 

 Программные задачи: Познакомить детей с новой якутской народной сказкой. Помочь детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям.

 Упражнять в умении различать русские и якутские сказки. Развивать интерес к слову в литературном произведении. Воспитывать любовь к устному народному творчеству якутского народа.

 

 Дидактический материал: Мишутка в русской народной рубашке, дидактические игры: «Классификация сказок», «Сложи из частей целое», пальчиковый театр, грамзапись, национальная якутская шапка охотника, маска горностая, ружьё.

 

 Ход занятия

 I часть: Ребята у нас сегодня будет очень интересное занятие. Я познакомлю вас с новой якутской сказкой «Как у горностая кончик хвоста почернел».

 Стук в дверь (звучит русская народная музыка) .

-Ребята, посмотрите к нам в гости пришёл Мишутка.

-Здравствуйте, ребята.

-Здравствуй, Мишутка! Какой ты сегодня красивый!

-А, что это вы делаете?

-А у нас занятие. Сегодня ребята услышат новую якутскую сказку.

-Ну, если вы про сказки, то отгадайте из какой сказки к вам пришёл я, если моего папу зовут Михайло Потапыч, а маму Настасья Петровна. (ответ детей)

-А какого народа эта сказка? (ответ детей)

-А подсказку можете узнать, посмотрев на мою рубашку.

Такие рубашки носил русские народ. Молодцы ребята, как хорошо знают русские народные сказки.

 -Мишутка, а мы ещё знаем и якутские народные сказки. Посмотрим, как мы будем играть игру «Узнай сказку».

 -Ребята, посмотрите все сюда (на магнитной доске помещаются две куклы в разных национальных костюмах: в русском национальном костюме и якутском национальном костюме) .

Сейчас вы посмотрите на картинку и назовёте сказку.

 А какого народа это сказка? (используются картинки из русских и якутских народных сказок) .

 Значит, эту картинку мы будем помещать, там где кукла в русском национальном костюме или в якутском национальном костюме?

II часть: Рассказывание сказки с показом пальчикового театра.

 Вопросы к детям: Что случилось с горностаем? Как он очутился в доме охотника? Как себя вёл? Так как же у него кончик хвоста оказался черным? Какой по характеру горностай? Какой по характеру охотник?

 Физкультминутка «Якутское узоры» (якутская народная музыка) .

 Драматизация отрывка сказки детьми (используется национальная шапка охотника, ружьё, маска горностая, хомус) .

 III часть: Дидактическая игра «Сложи из частей целое и назови отрывок сказки».

 Используются картинки из якутской народной сказки «Как у горностая кончик хвоста почернел».

 Анализ: С какой сказкой мы познакомились? Чья это сказка?

 -Мишутка, мы с ребятами знаем и русские и якутские народные сказки.

 -Мишутки, а тебе понравилось наше занятие?

 -Да, очень! Сейчас я спешу рассказать эту сказку своему папе Михайло Потапычу и маме Настасье Петровне. До свидания, ребята.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...