Статья
статья на тему

Фалеева Евгения Сергеевна

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

                                                                                      Фалеева Е.С., МБДОУ       «Детский сад №157»

                    г. Иркутска

                                                               

Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития. Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить, что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников.

По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.

     Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. Концепция дошкольного воспитания выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу. Учеными доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем (Л.И. Божович, Н.ФЫ. Вишнякова, А.Ф. Лазурский, А.М. Матюшкин, Л.А. Парамонова, С.Л. Рубинштейн и др.).

     Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

     Дошкольное развитие является начальной ступенью образования нашего общества, его необходимо организовывать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям, характеру управления конкретными образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития каждого человека и общества в целом.

Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Неповторимость – основа целостности личности.  Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую качественную определенность, проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.

      Воспитательно – образовательную работу надо так строить, чтобы она стимулировала развитие каждого ребенка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

     Движущей силой развития особенностей детей дошкольного возраста является образование. Оно рассматривается педагогами как целостная форма психолого-педагогической деятельности, направленная на развитие особенностей дошкольников.

     Особенности развития воображения, связанные с движением и общей моторикой ребёнка являются одним из условий становления творческой изобразительной деятельности.

Раскрывая специфику воображения у детей дошкольного возраста, Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал его моторный характер, который он связывал с двигательной природой воображения дошкольников. Умение воссоздать образы «при посредстве собственного тела» по мнению Л.С. Выготского, является основой формирования творчества.

     Многие педагоги и психологи, такие как Качалова Л.П., Воробьева Д.И., Голованова И.Л., предполагают, что психологическим механизмом развития творчества в изобразительной деятельности является формирование воображения, которое обеспечивает, как смысловую сторону, так и иные технические способы выражения собственного замысла. Формирование изобразительной деятельности с учетом особенностей развития воображения обеспечивает возникновение у детей осмысленной моторики, являющейся важнейшим показателем изобразительного творчества. 

     Творчество в своем развитии предполагает две стороны – замысел и способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие творчества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь воображения, рисунка и игры в дошкольном возрасте и определили способы включения воображения в изобразительную деятельность детей. Основными условиями и механизмами развития творчества в дошкольном детстве являются:

- необходимость самостоятельной предметной деятельности детей;

- обучение детей изобразительной деятельности ведет к развитию творчества, если оно строится в логике развития игровой деятельности и воображения;

- специфические особенности воображения у детей дошкольного возраста связаны с формированием осмысленной моторики.

     Независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует детское учреждение, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей. Однако во многих дошкольных учреждениях увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что, в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.

     Древнейшее представление о целостности окружающей природы и человека на современном этапе находит отражение в активном внедрении интегративных процессов в практику разных ступеней образования.

     Многими учеными и педагогами отмечены преимущества интегративного подхода в организации образовательного процесса ДОУ (С.Б. Шарманова, И.В. Максимова, С.Н. Николаева, Р.М. Чумичева и др.).  Интегративный подход позволяет ликвидировать трудности в переработке дошкольниками все возрастающего объема информации и лимитом времени на его усвоение.

     Система интегрированной деятельности, возможно, поможет избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развития особенностей дошкольника.

     Интеграцию мы понимаем, как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей дошкольного возраста. Интеграция должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную

     Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно - музыкальных композиций.

     Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и образовательным, соответствующим познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности.

Важнейшими задачами в современной педагогике считаются:

•        развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

•        способствование развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

•        укрепление физического и психического здоровья.

     Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность интегрированного характера.

     Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности продуманы по принципу установления теплых, доверительных отношений с ребенком. В психологии есть такое понятие: «снять барьер в общении», то есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение, холодность при общении. Это именно то тепло и заинтересованное отношение педагога, что вызывает отклик у ребенка, который старается сделать все, чтобы оправдать это отношение.

     Интегрированная деятельность дает детям возможность развивать свои творческие способности и интересы.

     Таким образом, создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям), в которой формируется механизм поведения в общении каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки творческого развития, а, следовательно, развития личности.

 

Список литературы:

 

1.      Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. -110с.

2.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.

3.      Воробьева Д.И. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб.: ЛГОУ, 1996.- 112с.

4.      Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.

5.      Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966. № 6.

6.      Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.

7.      Казакова Т.Г. Интеграция видов изобразительной деятельности (программа: задачи, принципы, содержание) // Дошкольное воспитание: традиции и современность. М., 202.- 4-8с.

8.      Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.- 152с.

9.      Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 240с.

10.    Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросыпсихологии.1990. - № 1.-16с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

                                                                                      Фалеева Е.С., МБДОУ       «Детский сад №157»

                    г. Иркутска

                                                               

Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития. Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить, что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников.

По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.

     Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. Концепция дошкольного воспитания выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу. Учеными доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем (Л.И. Божович, Н.ФЫ. Вишнякова, А.Ф. Лазурский, А.М. Матюшкин, Л.А. Парамонова, С.Л. Рубинштейн и др.).

     Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

     Дошкольное развитие является начальной ступенью образования нашего общества, его необходимо организовывать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям, характеру управления конкретными образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития каждого человека и общества в целом.

Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Неповторимость – основа целостности личности.  Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую качественную определенность, проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.

      Воспитательно – образовательную работу надо так строить, чтобы она стимулировала развитие каждого ребенка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

     Движущей силой развития особенностей детей дошкольного возраста является образование. Оно рассматривается педагогами как целостная форма психолого-педагогической деятельности, направленная на развитие особенностей дошкольников.

     Особенности развития воображения, связанные с движением и общей моторикой ребёнка являются одним из условий становления творческой изобразительной деятельности.

Раскрывая специфику воображения у детей дошкольного возраста, Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал его моторный характер, который он связывал с двигательной природой воображения дошкольников. Умение воссоздать образы «при посредстве собственного тела» по мнению Л.С. Выготского, является основой формирования творчества.

     Многие педагоги и психологи, такие как Качалова Л.П., Воробьева Д.И., Голованова И.Л., предполагают, что психологическим механизмом развития творчества в изобразительной деятельности является формирование воображения, которое обеспечивает, как смысловую сторону, так и иные технические способы выражения собственного замысла. Формирование изобразительной деятельности с учетом особенностей развития воображения обеспечивает возникновение у детей осмысленной моторики, являющейся важнейшим показателем изобразительного творчества.  

     Творчество в своем развитии предполагает две стороны – замысел и способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие творчества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь воображения, рисунка и игры в дошкольном возрасте и определили способы включения воображения в изобразительную деятельность детей. Основными условиями и механизмами развития творчества в дошкольном детстве являются:

- необходимость самостоятельной предметной деятельности детей;

- обучение детей изобразительной деятельности ведет к развитию творчества, если оно строится в логике развития игровой деятельности и воображения;

- специфические особенности воображения у детей дошкольного возраста связаны с формированием осмысленной моторики.

     Независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует детское учреждение, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей. Однако во многих дошкольных учреждениях увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что, в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.

     Древнейшее представление о целостности окружающей природы и человека на современном этапе находит отражение в активном внедрении интегративных процессов в практику разных ступеней образования.

     Многими учеными и педагогами отмечены преимущества интегративного подхода в организации образовательного процесса ДОУ (С.Б. Шарманова, И.В. Максимова, С.Н. Николаева, Р.М. Чумичева и др.).  Интегративный подход позволяет ликвидировать трудности в переработке дошкольниками все возрастающего объема информации и лимитом времени на его усвоение.

     Система интегрированной деятельности, возможно, поможет избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развития особенностей дошкольника.

     Интеграцию мы понимаем, как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей дошкольного возраста. Интеграция должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную

     Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно - музыкальных композиций.

     Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и образовательным, соответствующим познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности.

Важнейшими задачами в современной педагогике считаются:

•        развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

•        способствование развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

•        укрепление физического и психического здоровья.

     Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность интегрированного характера.

     Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности продуманы по принципу установления теплых, доверительных отношений с ребенком. В психологии есть такое понятие: «снять барьер в общении», то есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение, холодность при общении. Это именно то тепло и заинтересованное отношение педагога, что вызывает отклик у ребенка, который старается сделать все, чтобы оправдать это отношение.

     Интегрированная деятельность дает детям возможность развивать свои творческие способности и интересы.

     Таким образом, создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям), в которой формируется механизм поведения в общении каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки творческого развития, а, следовательно, развития личности.

Список литературы:

1.        Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. -110с.

2.        Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.

3.        Воробьева Д.И. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб.: ЛГОУ, 1996.- 112с.

4.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.

5.        Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966. № 6.

6.        Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.

7.        Казакова Т.Г. Интеграция видов изобразительной деятельности (программа: задачи, принципы, содержание) // Дошкольное воспитание: традиции и современность. М., 202.- 4-8с.

8.        Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.- 152с.

9.        Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 240с.

10.        Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросыпсихологии.1990. - № 1.-16с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...