Конспект ООД в подготовительной к школе группе "Как дикие животные к зиме готовятся"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бондарева Наталья Анатольевна

занятие по экологии в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologia_konspekt.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной к школе группе

Тема: « Как дикие животные к зиме готовятся»

Программное содержание:  

Формировать представление о том, что дикие животные (медведь, белка, заяц, еж) приспосабливаются к изменениям погодных условий. Закреплять знания детей о повадках диких животных.

Упражнять в составлении рассказов о жизни диких животных.

Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности, и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Развивать доказательную речь, логическое мышление, любознательность, воображение.

Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счёт слов: волчье логово, волчья стая, берлога, дупло, нора, лесничий.

Предшествующая работа: чтение рассказов и стихотворений о диких животных, разгадывание загадок о временах года

Материал к занятию: изображение диких животных, шаблоны зайца, вата, музыка тихого ветра и вьюги, клей, фигурки зайца и медведя.

 

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям  загадку:

                                         « Пусты поля,

                                          Мокнет земля,

                                          День убывает,

                                          Когда это бывает? (Осенью)

- Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?

- Вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая -  неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. А какая сейчас осень? (Поздняя).

 - Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, как готовятся к зиме  животные. Ребята, а каких диких животных вы знаете? (Ёж, медведь, барсук, заяц, лиса и т. д.)

- Отгадайте о них загадки

Летом мед ел и малину,

Чтобы сытым спать всю зиму.

Тише, дети! Не шуметь!

Пусть спокойно спит... (медведь)

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это — хитрая... (лисица)

 

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый... (волк)

 

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это... (еж)

Лапки у него и уши,

Словно сделаны из плюша.

Знает девочка и мальчик —

Любит есть морковку... (зайчик)

 

Кто по зарослям идет,

На ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь.

Этот зверь — рогатый... (лось)

Живёт в дупле, живёт - в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает.
(Белка)

- Как мы всех этих животных назовем одним словом? Почему?

Игра с мячом в кругу «Назови признаки животного»

- А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать, какое это животное (по окраске, характеру) и вернуть мяч мне.

Лиса — рыжая, хитрая.

Заяц — трусливый, робкий.

Медведь — неуклюжий, косолапый.

Белка — проворная, быстрая.

Волк — серый, страшный.

Лось — рогатый, сильный.

Ёж — колючий, хитрый.

Барсук — аккуратный, трудолюбивый.

-  Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках.

- Кто будет спать  в своих домиках? (Медведь и ёж).

- Сколько месяцев они будут спать? (Три месяца: декабрь, январь, февраль.).  

- Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что сейчас должны делать  эти животные? (много кушать).

 - Правильно, они сейчас должны как следует, есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

-  Ребята, а где будет спать медведь? (В берлоге).

- Где спрячется ежик? (В норе).

 - Ёж еле-еле передвигается, спит на ходу. Он   приготовил себе норку под кучей   листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

 - Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, белка, волк).  

- Как же заяц готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.)

 -  Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого)

 - Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).

- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А теперь, давайте посмотрим,  что же осенью делает медведь?

Театр на столе: "Заяц и медведь".

-Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?

-Я-то? Да ем.

-А днем?

-И днем ем.

-А утром?

-Тоже ем.

-Ну, а вечером?

-И вечером ем.

-А когда ты не ешь?

-Да когда сыт бываю.

-А когда ты сыт бываешь?

-Да никогда.

- Почему медведь ест так много, готовясь к зиме? (Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).

- А как готовится к зиме белочка?

- Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка? (В дупле.)

- Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.)

- Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки  или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

Физминутка.

Звериная зарядка.

Раз – присядка,

Два – прыжок,

Это заячья зарядка.

А лисята любят долго потянутся,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть,

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

- Ребята, как у лисицы называется дом? (нора)

- Там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка как называется дом? (волчье логово)

- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)

- Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет).

-  Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).

- Да, волки охотятся на  зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.

- А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.

- Кто это? (Лось).

- Чем питается лось? (Растениями). А много ли растений зимой можно найти в лесу? (Нет)

-  В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? (Много).

 - Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

 Д/и «Кто лишний?» (работа в парах)

-  А вот для вас задание от лесных жителей. Сядьте за столы парами. Перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.

1) лось, заяц, лиса

Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса — мелкими животными.

2) медведь, белка, ёж

Медведь и ёж зимой спят, а белка — нет

3) волк, заяц, белка

Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк — нет.

4) барсук, лиса, медведь

Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге.

Аппликация «Поменяем шубку зайке»

- Ребята, сейчас мы говорили о разных животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. А давайте мы поможем зайке и сделаем ему шубку на зиму, что бы ему зимой не было холодно и волки его не нашли. ( Дети приступают к работе, звучит осенняя мелодия)

Итог занятия

- О  каких животных мы  сегодня говорили? (Заяц, белка, медведь и т. д.)  

- А как мы их назовём одним словом? ( Дикие)

- Где они живут? (В лесу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД в подготовительной к школе группе "Дикие животные"

Интегрированное занятие с использованием игр ТРИЗ и РТВ, здоровьесберегающих технологий....

Конспект по познавательному развитию детей в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

     Конспект по познавательному развитию детей в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся» - опробировано...

Конспект ООД по экологии в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

Конспект ООД по экологии в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

Цель: формирование у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных. Задачи:- закрепить представлен...

«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст

laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Дикие животные"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Дикие животные"...

План-конспект по речевому развитию речи в подготовительной к школе группе "Как дикие животные к зиме готовятся"

Цель: продолжать формировать представления детей о жизни диких животных в зимний период.Задачи:- продолжать знакомить с дикимии животными, как они приспосабливаются к зимним условиям обитания,- формир...