Профессинальная компетентность
консультация на тему

Консультация для педагогов « Профессиональная компетентность педагога  - необходимое условие повышения качество педагогического процесса в ДОУ в условиях ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professinalnaya_kompetentnost.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

      Консультация для педагогов « Профессиональная компетентность педагога  - необходимое условие повышения качество педагогического процесса в ДОУ в условиях ФГОС»

Слайд 1

               "Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса в ДОУ  в условиях  внедрения  ФГОС ДО".

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определенных знаний, умений, навыков и качеств. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

     Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности.

Слайд 2

Какой в современном мире должен быть педагог  ДОУ?

Современному педагогу необходимо быть профессионально компетентным,

творчески активным, конкурентно способным, уметь позиционировать себя

в условиях дошкольного учреждения, на муниципальном и всероссийском уровне.

Слайд 3

Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

Профессиональные компетентности педагога  ДОУ:

 Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельность.

 Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

 Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, детях, родителях, о коллегах.

Рефлексивная  компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость. 

Слайд 4

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога  ДОУ  относятся:

1.Компетенция в ведении образовательного процесса.

 2. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.

3. Компетентность в организации воспитательной работы.

4. Компетентность в установлении контактов с родителями.

5. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

6. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ и проектов.

7. Компетентность во владении современными образовательными технологиями.

8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.

 9. Креативная компетентность педагога.

 10. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

11. Компетентность в создании развивающей  предметно-  пространственной среды.

Слайд 5

Структуре профессиональной компетентности педагога наряду с другими выделяют  технологической компетентностью.

В ее содержание входят:

- знание технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения;

- владение компьютерными технологиями;

- умение творчески применять эти знания;

- умение проектировать воспитательно-образовательный процесс;

- умение анализировать эффективность и результаты своей деятельности                                                

Слайд6

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным  набором компетенций.

        Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

      В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное  образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.Но какие бы реформы, ни происходили в системе образования они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе  –     воспитателе детского сада. Именно педагог - практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в новых условиях от педагога требуется высокий уровень   профессиональной педагогической компетентности. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.Развитие профессиональной компетентности, повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы  детского сада,  которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Однако проблема профессиональной компетентности, повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных.

Слайд 7

 Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами :

1. Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.

2. Семинар – пресс-конференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.

3. Игровое моделирование. Деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.

4. Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.

5. Мастер – класс – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

6.  Педагогический час  - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели, план – схемы,  внедряются новые  образовательные методики.

7.Педагогическое «ателье» -  педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с  перспективой на дальнейшее использование в работе с детьми.

 Особенно актуальна проблема  самообразования педагогов,  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.
Слайд 8

Инновационные направления методической работы: 
- информационное - создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;  
- социально-адаптивное -  подготовка педагогов к  успешному  выстраиванию профессиональной карьеры;  

- научно-экспериментальное:-  вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ;

- психолого-педагогическое -  психологическая поддержка педагогов;

Управленческое- повышение компетентности педагогического коллектива.

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы  в образовательном учреждении  определенные условия.

  Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение,  заочное обучение, дистанционное, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. 
Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование.

Слайд 9 

Самообразование – эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов.

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.

Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы.

Слайд 10
                                                 

  Условия профессионального роста:


1.Чтение методической,  педагогической и предметной литературы.
2.Обзор в  Интернете. 
3.Посещение семинаров, конференций, организованную образовательную деятельность коллег.
4.Дискуссии, совещания,  обмен опытом с коллегами.
5.Систематическое прохождение  курсов повышения квалификации.
6.Проведение открытой образовательной деятельности  для анализа со стороны коллег.
7.Изучение  информационно-компьютерных технологий. 
8.Общение с коллегами в ДОУ.
9.Участие в дистанционных конкурсах различного уровня, в сети  Интернет.
10.Помещение своих разработок на различных сайтах в Интернете.

Слайд 11

 Формы самообразования педагогов:
- индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; 
- коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе в ДОУ.

  Результативность заключаетсяв:
       - самостоятельной работе по самообразованию позволяющая пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлении  глубокого и детального анализа возникающих в работе с детьми ситуаций;
        - развитии потребности в постоянном пополнении педагогических знаний, сформированности гибкости мышления, умения моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательного процесса, раскроется творческий потенциал.
   Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам  готов к переменам, личностно развивающийся в профессии,  обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к  проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь   возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом быстрее добиться успеха в работе с детьми. 
При организации  обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

  Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться  в процессе самообразования.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Слайд 12

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по:

- воспитательно-образовательной;

- учебно–методической;

- социально–педагогической.

Воспитательно-образовательная деятельность -  предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность -  воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность- воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями.

Знание основных документов о правах ребёнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Слайд 13

Воспитатель 21 века  -это:

-гармонично развитая, внутренняя богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;

- умеющий  организовать рефлексивную деятельность.

       Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут профессинального развития педагога-психолога

Индивидуальный маршрут профессионального развития педагог-психолога, претендента на высшую педагогичнескую категорию, Шиповой Веры Николаевны...

Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО.

Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме. Альберт ЭйнштейнСегодня информационно-коммуникационные технолог...

Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»

Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Данная статья будет полезна педагогам дошкольного образования, в ней автор знакомит с методами самостоятельной образовательной деятельности....

Самообразование и профессинальное развитие

Документы по профессинальному развитию педагога...