САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
статья

Никулина Татьяна Леонидовна

Данная статья будет полезна педагогам дошкольного образования, в ней автор знакомит с методами самостоятельной образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikulina_t.l._statya_belgorod.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА»

Никулина Т.Л.

                                                                            воспитатель МАДОУ ДС №73

(г. Старый Оскол)

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ) под «качеством образования» понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам...» [5]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования закрепляет позицию взаимосвязи созданных условий в учреждении и качеством полученного детьми образования [3]. ФГОС ДО подразумевает под «качеством дошкольного образования» качество образовательного процесса (качество образовательной программы ФГОС ДО подразумевает под «качеством дошкольного образования» качество образовательного процесса (качество образовательной программы, качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения), качество образовательных условий (финансовых, материально-технических, условий развивающей предметно-пространственной среды, психолого-педагогических, кадровых условий), качество результатов дошкольного образования (динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям, соответствие полученных результатов запланированным целям, динамика личностного развития ребенка).

Как же достичь качественного образования в детском саду на современном этапе? Одним из условий качественного образования в ДОУ это успешный, профессиональный педагог. Педагог, который систематически совершенствуется в своей педагогической деятельности. Он умело применяет в своей деятельности новые образовательные идеи, находится и в постоянном поиске. Все эти качества невозможно приобрести вместе с дипломом педагога дошкольного образования. А вот сформировать через каждодневную педагогическую деятельность все эти качества можно. Педагогическая практика важнейшее звено в системе профессиональной подготовки воспитателя. Эффективный средством в повышения профессиональной компетенции педагога является процесс самообразования. Способность к самообразованию определяется психологическим и интеллектуальным показателем каждого воспитателя, но она имеет возможность сформироваться и в процессе с работы с источниками информации, анализа и самоанализа, и мониторинга своей деятельности. источниками информации, анализа и самоанализа, и мониторинга своей деятельности.  Следует выделить мотивы, побуждающие педагога к процессу самообразовательной деятельности:

- каждодневная работа с информацией (подготовка к занятиям, родительским собраниям, к выступлениям на педагогическом совете у педагога возникает потребность в поиске необходимой информации;

- желание творчества. Профессия воспитателя – творческая. Работа должна быть интересной и приносить удовлетворение;

- стремительное развитие науки, исследования в области психологии и педагогики;

- стремительные перемены, происходящие в жизни общества. Формирования образа компетентного педагога;

- влияние общественного мнения, то есть когда педагогу не безразлично, как его оценивают «хороший», или «плохой»;

- материальное стимулирование. Это и повышения категории воспитателя, и получения премии, и всевозможные надбавки, и правительственные награды. Без постоянного процесса самообразования добиться этого стимулирования не представляется возможным;

- интерес к самообразованию. Только человек, который постоянно учится, будет востребован и детьми, да и обществом в целом.

Профессиональное саморазвитие воспитателя предполагает использование специально разработанных методик, применение  которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. Педагог не может, без педагогических знаний и психологических основ воспитания, без всесторонней информированности и компетенции в выдвигаемых жизнью профессиональной деятельностью вопросах. Воспитатель это и призвание, и призыв к непрерывному творческому процессу в образовании. И все же заниматься самообразованием нелегко, так как научить кого-то легче, чем самого себя. Работа над собой является достаточно сложным процессом.

На первичном этапе процесса самообразовательной деятельности существенную роль играет потребность воспитателя к постоянному росту, к творческой деятельности. Каждый современный педагог обязательно должен стремиться к совершенству в своей педагогической деятельности. А кто не хочет отставать, тот должен двигаться вперед, и не останавливаться, достигнув вершины, а подниматься выше. В этом и заключается миссия современного педагога. Воспитателю уже недостаточно брать на себя роль актера, дипломата или психолога, он обязан применять в своей деятельности новые образовательные идеи, постоянно совершенствуя свои знания, и быть в постоянном творческом поиске.

Подготовка современного воспитателя, способного нестандартно подходить к решению проблем воспитательно-образовательного процесса, требует особой организации его мыслительной и практической деятельности. Все выше перечисленные мной качества, к сожалению, невозможно приобрести вместе с дипломом педагога, они лишь формируются в каждодневной педагогической деятельности, так как повысить эффективность своей работы без систематических самостоятельных занятий становится невозможным. В число стандартных методов работы самообразовательного процесса входят:

- курсы переподготовки;

- курсы повышения квалификации;

- методологические ассоциации;

 - обмен передового опыта;

 - семинары для молодых педагогов;

 - творческие сообщества;

 - педагогические чтения и многое другое.

И все же, для того, чтобы стать настоящим профессионалом, всех этих мероприятий недостаточно. На помощь педагогу приходит процесс саморазвития. Работа по самообразованию воспитателя должна осуществляться, и систематически и последовательно, имея непрерывный характер, которая постоянно будет усложнять содержания и формы самообразования. Она должна быть не только непрерывной, но и целенаправленной.

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, использование которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. Принцип непрерывности проявляется в трех направлениях, а именно:

- теоретическая подготовка по специальности, практическое совершенствование методов обучения и воспитания дошкольников;

- изучение результатов своего психологического воздействия на воспитанников;

- комплексный подход в отборе содержания и организации выбранной темы по самообразованию (кроме методических знаний, изучать другие области науки: социологию, педагогику, психологию и др.)

Работа по самообразованию должна непременно быть комплексной. Комплексный подход проявляется в выборе форм и методов самообразования, в ориентации на самостоятельность и активность педагога. Индивидуальный характер самообразования является самой гибкой формой получения знаний и при этом не исключает коллективных форм работы.  Инициатором же индивидуальной формы самообразования, является сам воспитатель, но  все же на ее организацию часто оказывает влияние методист детского сада. Гласность и наглядность результатов самообразовательной работы должны культивироваться в педагогическом коллективе.


В ДОУ должны создаваться условия для стимулирования обращения педагогов к передовому педагогическому опыту. Этому способствуют посещение и анализ открытых занятий педагогами, участие в мастер-классах, наработки этических бесед. Завершенность самообразовательной работы,  должна присутствовать на каждом ее этапе (участие в семинарах, информация на заседании методическими объединениями,  составлением доклада или реферата, участие в педагогических чтениях, научно-практических конференциях).

Итак, самообразование воспитателя осуществляется при наличии следующих признаков новым научным достижениям и использования в своей работе

- самообразование как процесс познания предполагает не просто закрепление профессиональных знаний и усвоения уже известной научной информации, а имеет целью получение новых научных методических знаний, практических навыков;

- самообразование должно быть  непрерывным, и пополняться  новыми знаниями;

 - самообразованию должна содействовать овладение педагогом применения профессиональных знаний в его практической деятельности.

Самообразовательная деятельность может быть эффективным,  при соблюдении  следующих условий:

- если в процессе самообразования,  реализуется потребность личности в собственном развитии;

- когда педагог может самостоятельно определить свои сильные и слабые стороны, владеет способами самопознания и самоанализа и является открытым к происходящим изменениям в образовательно–воспитательном процессе;

- если педагог обладает развитой способностью к рефлексии (деятельности личности, направленная на осознание собственных действий, чувств, анализ этой деятельности и формулирование выводов);

- программа профессионального саморазвития, самообразования содержит в себе возможности исследовательской, поисковой, творческой деятельности;

- педагог проявляет готовность к творчеству;

 - когда существует связь личностного профессионального развития и саморазвития.

В системе детского сада присутствует  три вида контроля администрации за самообразованием воспитателя:

- предварительный контроль. Он осуществляется в начале учебного года, когда педагоги готовятся к новому учебному году и составляют планы по самообразованию. Своевременные советы и рекомендации администрации помогут педагогу отобрать вопросы для самостоятельной проработки, сосредоточить внимание на главных направлениях своего самосовершенствования.

- ведущий метод контроля – проведение собеседования с отдельными

педагогами и руководителями м/о;

- текущий контроль. В течение учебного года анализируются посещаемые занятия, проведенные воспитательно-образовательные мероприятия и пр.

Изучается и творческая деятельность педагога. Администрация детского сада помогает воспитателю осмыслить и обосновать удачные формы работы, а также выявить недостатки и определенные трудности, проанализировать причины их возникновения.

В настоящее время существует огромное множество возможности повысить свое педагогическое мастерство педагогам дошкольного образования с помощью интернет ресурсов и технологий Саморазвитие педагога является  центральным звеном  для  успешного развития дошкольного учреждения, и для системы дошкольного образования в целом и самого педагога, его уровня профессиональной и технологической компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Молчанов, С.Г. Проблемы непрерывного педагогического образования / С.Г. Молчанов // Наука в ускорении социально–экономического развития Челябинск: Гос. Ун-т,1988.237с.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федера- ции от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного начального общего, основного общего, среднего общего начального образования (воспитатель, учитель)".

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования».

4. Сваталова Т.А. Функционально-деятельностный подход к определению «ключевых» видов компетентности педагога дошкольного образования // Образование и наука, 2009. No 4 (61). С. 56-64.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Из- дательство «Омега-Л», 2013. 134с

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»)....

Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»

Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений  «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»...

Описание образовательной практики «Интеграция познавательно – исследовательской и продуктивной видов деятельности, как эффективное средство для развития и поддержки детской игры»

На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения з...

Дистанционные образовательные технологии как эффективное средство реализации основной образовательной программы дошкольного образования

В статье представлены результаты реализации основной образовательной программы в детском саду с применением дистанционных образовательных технологий.Авторами проанализирована практическая значимость д...

Конструктивная деятельность, как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника. (мониторинг по конструктивной деятельности 2021-2023г.)

Мониторинг по конструктивной деятельности в разных группах ДОУ.(критерии мониторинга, диаграммы результатов)...