Анкета для определения степени использования информационных технологий
материал на тему

Кислицына Ольга Сергеевна

Для определения степени использования информационных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anketa.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

        Анкета для определения степени использования

информационных технологий

Уважаемый коллега!

Для определения степени использования информационных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

1. Используете ли вы информационно-компьютерные технологические (нужное подчеркнуть):

- при подготовке к занятию;

- на занятии;

- для самообразования;

- другое (укажите).

2. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы    используете (нужное подчеркнуть):

- текстовый редактор;

- электронные таблицы;

- мультимедийные диски;

- специализированные программы;

- Интернет;

- другое (укажите).

3. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):

- ежедневно;

- 1 раз в неделю;

- 1-2 раза в месяц;

- 1-2 раза в четверть;

- другое (укажите).

4. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

_____________________________________________________________________

5. Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-компьютерных технологий? ____________________________________________________________________

6. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий?

7. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий? _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

8. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете? _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Диагностическая карта педагога по темам семинаров

Приложение 2

Ф.И.О.педагога

I

II

III

IV

V

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

1

2

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы семинаров:

I.    Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций

  1. Знакомство с PowerPoint.
  2. Создание слайда с диаграммой и таблицей.
  3. Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации.
  4. Создание управляющих кнопок.
  5. Сохранение и подготовка презентации к демонстрации.

II.   Microsoft Word

  1. Шрифт, размер.
  2. Создание и редактирование текстового документа.
  3. Набор и редактирование текстового документа.
  4. Абзацные отступы и интервалы.
  5. Создание и форматирование таблиц.
  6. Вставка рисунка.
  7. Нумерация страниц. Печать готового документа.

III. Microsoft Publisher

  1. Подготовка открытки.
  2. Подготовка буклета и печать.

IV. Интернет

  1. Поиск в сети Интернет.
  2. Электронная почта.

V. Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий

Диагностическая карта 
"Использование информационно-компьютерных технологий в работе"

 Приложение 3

Ф.И.О.педагога__________________________________________________________________

Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям с использованием интернет-ресурсов

 

Использование презентаций, мультимедийных пособий и др. на занятиях с детьми

 

Создание базы данных воспитанников и их родителей своей группы

 

Разработка занятия для детей по разным направлениям с использованием информационных технологий

 

Использование сети Интернет для самообразования

 

Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе

 

Наличие собственного сайта (нет; да (укажите адрес))

 

Наличие опыта в области использования ИКТ по следующим вопросам

 

Готовность организовать обучение педагогов ДОУ (указать тему)

 

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

  • потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
  • желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
  • неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
  • возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
  • потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
  • существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования учителей, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.

наверх

Цели и задачи проекта

Данные противоречия позволили определить цель проекта инновационной деятельности с педагогическими кадрами – повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачами проекта стали:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
  • разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
  • создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
  • создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности. В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью:

  • диагностирования (анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы (приложение 1–3));
  • индивидуального собеседования;
  • изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;
  • систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.

наверх

Результаты диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий.

Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ-компетентности

  • экономия времени при разработке дидактических материалов;
  • перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
  • переход на новый уровень педагогического мастерства.

Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Для примера: необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке (64%), поскольку теряются при организации поиска релевантной информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимоэффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.

Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательнообразовательный процесс.

Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определило выбор форм управления повышением ИК-компетентности. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.

Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированностистратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.

Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки они осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.

Таким образом, для подготовки личности к непрерывному развитию ИК-компетентности нам потребовалось создать новую систему повышения квалификации.

наверх

Формы работы с педагогами

В практике работы старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

  • недели педагогического мастерства;
  • мастер-классы;
  • педагогические мастерские и наставничество;
  • обучающие семинары;
  • работа в паре;  Bfont>
  • тематические семинары.

Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами группы 4 проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.

Критерии развития способностей педагогов

  • умеет создавать текстовые и графические документы;
  • умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;
  • знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
  • умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
  • знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому нужно постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.

Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы подключаем педагогов группы 4, которые дают практические задания “обучающимся” педагогам и отслеживают их выполнение.

Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, педагог группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся старшим воспитателем или поручаются педагогам группы 4. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: “Создание мультимедийных презентаций (Power Point)”, “Сеть Интернет”, “Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office” и др.

В помощь педагогам в ДОУ была создана творческая группа, которая разработала занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях.

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителямиорганизуются конкурсы педагогов.

С целью продвижения информационных технологий в ДОУ были проведены следующие конкурсы:

  • компьютерных плакатов;
  • компьютерных презентаций “Моя группа”;
  • электронных методических материалов и презентаций для занятий;
  • помощью программы Publisher; информационных буклетов для родителей, выполненных с
  • электронных групповых газет.

наверх

Использование ИКТ в методической работе

Важно отметить, что информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ.

В методической работе нашего дошкольного учреждения они (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации:

  • организация деятельности ДОУ в соответствии с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников – для слушателей курсов повышения квалификации Чувашского республиканского института образования – заведующих, старших воспитателей, воспитателей дошкольных учреждений Чувашской Республики;
  • – заведующих, старших воспитателей дошкольных учреждений Чувашской Республики; внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс по художественному развитию воспитанников – для слушателей курсов повышения квалификации Чувашского республиканского института образования
  • опыт работы дошкольного учреждения по нравственно-эстетическому развитию воспитанников в рамках городского конкурса “Старший воспитатель года”;
  • проект “Формирование начала информационной культуры у детей дошкольного возраста” в рамках городского конкурса проектов “Территория детства”;
  • методическое портфолио;
  • портфолио дошкольного учреждения;
  • программы развития дошкольного учреждения;
  • “Этнопедагогизация педагогического процесса ДОУ” – на конференции в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева.

наверх

Результаты внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс

 

Разработанная система повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно – педагоги:

  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
  • умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
  • владеют навыками поиска информации в Интернете;
  • владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
  • умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
  • владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

На данный момент в ДОУ разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов, более 10 мультимедийных презентаций по методической работе. Подготовлена медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям; более 50 занятий с использованием информационных технологий.

Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой интернет-сайт, имеется электронный адрес.

Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютерявляется эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.

Список оборудования административного блока и медиатеки

МДОУ №12 «Колокольчик»

        

Оборудование

Кабинет заведующего

Кабинет старшего воспитателя

(медиатека)

Кабинет делопроизводителя

1.

Мультимедийный компьютер

1

1

1

2.

Принтер лазерный с запасным тонером

1

1

3.

Сетевой фильтр-удлинитель

1

1

1

4.

Мультимедийный проектор

1

5.

Сканер

1

6.

Экран на штативе

1

7.

Модем внешний

1

1

8.

Доска маркерная

1

9.

Телевизор с диагональю 21 дюйм

1

10.

Фотокамера цифровая

1

http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2011/11/04/anketa-opredeleniya-stepeni-ispolzovaniyu-ikthttp://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2011/11/04/anketa-opredeleniya-stepeni-ispolzovaniyu-ikt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя

В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности...

Анкета определения степени использованию ИКТ

Анкета для воспитателей по определению степени использования ИКТ и диагностическая карта....

Анкета по определению степени использования информационных технологий

Ф. И. О.  _____________________________________________________________Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли _______________________________________________________________________...

Анкета для определения степени использования ИКТ в работе педагогов

Анкета для педагогов с целью определения степени использования ими ИКТ в работе, а также планирования методической работы по повышению уровня ИКТ-компетентности педагогов....

Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий

Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий...