РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
учебно-методический материал на тему

Абумуслимова Ракуя Багадиновна

Сущность предметной игры - это варьирование места, объекта, условий или способа действий, изменение функций предмета, одушевление его. Игра дает новые впечатления, вызывает у ребенка стремление занять себя особой познавательной деятельностью с элементами изобретательности и создает игровое отношение к предметам. Варьирование условий способствует обобщению и схематизации действия до уровня условного, а придание предмету неспецифической функции подготавливает символическое замещение. Условное действие и условная речь (от имени предмета или в его адрес) создают элементы мнимой ситуации. Перемещения предмета и вариативные действия с ним служат материальной основой трансформации образов и предпосылкой технического творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_predmetnoy_deyatelnosti_v_rannem_vozraste.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»

СОДЕРЖАНИЕ


        ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 
         1.Развитие предметной деятельности…………………………………….4 
 
        2.Направления  развития предметной  деятельности………………...…6 
 
        3.Связь действия с предметом……………………………………………8

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..11 
 
        СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
ВВЕДЕНИЕ.

        В раннем возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка, происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Помимо овладения культурными способами действий с предметами, в рамках предметной деятельности реализуется познавательная активность ребенка, которая в раннем возрасте проявляется в его любознательном стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Уровень развития познавательной активности отражает потребностно-мотивационную сторону предметной деятельности, т. е. желание и стремление узнать новое, получить желанный или предсказуемый эффект.                         Предметная  деятельность ребенка, возникающая  на рубеже младенчества и раннего  детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка второго-третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы.                                                                                 Цель контрольной работы – изучить развитие предметной деятельности в раннем возрасте.                                                                                        Задачи контрольной работы:                                                                         - рассмотреть развитие предметной деятельности в раннем возрасте;                - определить направления  развития предметной  деятельности;                        - рассмотреть связь действия с предметом.

1. Развитие  предметной деятельности

        В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий  эффект лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка  не только носителем культурных средств  и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности Смысл действия ребенка первоначально заключается в том, что оно производится ради выполнения поручения взрослого или рядом с ним.         Именно взрослый передает ребенку, как способ действия, так и желание его выполнять, интерес к не опираясь на понятие о зоне ближайшего развития, мы исходили из того для определения действительного уровня развития ребенка недостаточно мерить и зафиксировать его актуальные действия, необходимо выявлять и учитывать его потенциальные возможности, которые возникают и проявляются в совместной деятельности с взрослым.                                                                                Исходя  из этого, в качестве основных параметров уровня развития предметной деятельности выделяются следующие: [5, с. 37]                                - операциональная сторона (характеристика собственно действий): показателями операциональной стороны предметной деятельности выступают различные виды действий с предметами манипулятивные (неспецифические и специфические) и собственно предметные (культурно-фиксированные) действия;                                                                                - потребностно-мотивационная сторона - уровень познавательной ак-тивности ребенка. Показателями познавательной активности являются инте-рес ребенка к предметам, стремление к обследованию и действиям с ними настойчивость, эмоциональная вовлеченность в деятельность.                         Наличие таких инициативных, самостоятельных действий, охватывающих и познавательную, и аффективно-волевую сферу ребенка, может свидетельствовать о действительном освоении деятельности, а не о приобретении одних лишь моторных или сенсорных навыков;
включенность предметных действий в общение с взрослым. Отличительной особенностью всех предлагаемых методик, выявляющих уровень развития деятельности ребенка, является включенность ребенка в общение с взрослым. Степень принятия помощи и поддержки взрослого, возможность влияния взрослого на самостоятельные действия ребенка являются для нас важнейшим показателем потенциальных возможностей самого ребенка.                Уже в период младенчества ребенок выполняет  довольно сложные манипуляции с предметами, может научиться некоторым действиям, показанные ему взрослым, может перенести усвоенное действие на новый предмет. Но манипуляции младенца направлены лишь на использование внешних свойств и отношений предметов - ложкой он действует так же, как палочкой, карандашом или совочком.                                 Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая, закреплена за ними в общественном опыте. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, и взрослый приобретает роль наставника, сотрудника и помощника в этом, овладении. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода.
              Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Функция, назначение вещей является их скрытым свойством. Оно не может быть выявлено путем простого манипулирования. Так, ребенок может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, долго стучать ложкой об пол, но этим, ни на шаг не продвинется в познании функции предметов. Только взрослый способен в той или иной форме раскрыть ребенку, для чего служит шкаф или ложка. 
      

2. Направления  развития предметной  деятельности

        Предметная  деятельность – ведущая деятельность раннего возраста.                 Именно  в ней происходит приобщение ребенка  культуре, в ней формируют главные  психологические новообразования  этого периода: речь, наглядно-действенное  и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определенные методы реализации. [2, с. 48]                                                                                                Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребенок должен научиться пользоваться окружающими предметами: правильно есть ложкой, рисовать карандашами, копать совочком, причесываться расческой и т.д. Все это необходимо не только для развития движений рук и общей моторики, но и для преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит, для овладения собой и своим поведением. Ребенок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат, почувствовать свою умелость. Так он обретает чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе.                                                                                                         Для решения этой задачи необходимо с первого года жизни ребенка приучать его к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, оставляя ему возможность самостоятельно действовать и побуждая к этому. Помимо обычных бытовых процедур нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопаточки, удочки с магнитом).                                        Другой  линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребенок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества.                                                         Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрешки, башенки и т.д. Проводя шарики по лабиринту, или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т.е. подсказать решение задач), а в том, чтобы вызвать и подержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.                                 Еще одним важнейшим  направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действия ребенка. Известно, что деятельность ребенка до 2 лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого-либо значения.                         К 3 годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действие ребенка. Ребенок в этом возрасте действует уже не просто так, а с целью получения определенного результата.                         Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели являются важнейшими характеристиками  не только деятельности ребенка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять на достижение желанного результата. Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определенного продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых можно собрать какой-либо предмет (машинку, солдатика, собачку), всевозможные мозаики или паззлы, из которых складываются картинки, кубики или простые конструкторы для маленьких детей. Все эти игры требуют представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении человека.

3. Связь действия с предметом

        Важная роль в овладении предметной деятельностью  принадлежит деловому общению, которое  способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей  в раннем возрасте.                                                                                                В формировании самостоятельной предметной деятельности ребенка, как показали исследования С. Л. Новоселовой, можно выделить три этапа. Первый этап – это предметные манипуляции детей 5-6 месяцев, которые превращаются к 7- 9 месяцам в ориентировочные действия. К концу 1-го года жизни эти действия переходят в предметно-специфические (второй этап). Они отличаются от манипуляций с мячом (схватывание, удерживание, сжимание, грызение) и ориентировочных (ритмичное сжимание, круговое облизывание, надавливание пальцем, повторное бросание), катание мяча или сильные удары мячом об пол (чтобы он подпрыгнул) – это уже действия, направленные на получение определенного результата. Постепенно ребенок осваивает правильные действия с предметами – мяч он катает, автомобиль толкает, куклу кладет на кровать, пирамиду собирает и разбирает. Третий этап связан с возникновением предметно-опосредствованных действий, которые осуществляются орудийными операциями (дети начала второго года едят с помощью ложки; используют коляски для катания куклы, грузовики для перевозки кубиков).                На  первых ступенях развития предметной деятельности предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Например, в исследованиях Е. И. Кисленко детям двух лет предлагалось выполнить следующие действия с носовым платком: использовать его по прямому назначению, в качестве полотенца, салфетки или тряпки для вытирания стола. Дети стремились использовать носовой платок по его функциональному назначению: 95% детей не допускали возможности использовать его в другом качестве.
        Таким образом, связь действия с предметом проходит три фазы развития.                                                                                                На первой из них с предметом могут выполняться любые известные ребенку действия. На второй фазе предмет употребляется  только по прямому  назначению. На третьей фазе происходит как бы возврат к старому - к свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета.                                Постепенно  происходит отделение действия от предмета. По мере овладения предметной деятельностью меняется характер ориентировки ребенка при знакомстве с новым предметом. Если младенец действует со знакомым предметом всеми известными ему способами, то ребенок раннего возраста выясняет, для чего этот предмет служит, как его можно употребить. Ориентировка типа «Что такое?» сменяется ориентировкой типа «Что с этим можно делать?».                                                                                 Соотносящие – это действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов или их частей в определенные пространственные отношения. Например, действие составления пирамидок из колец требует учета соотношения колец по величине – сначала надеть самое большое, затем последовательно переходить ко все более маленьким. Взрослый учит ребенка предварительно примерять кольца, выбирать самое большое из них.                 В процессе предметной деятельности активно  развиваются мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения.
      Работы  Д. Б. Эльконина, М. М. Кольцовой позволили выделить три основные ступени в развитии обобщений в возрасте от 1 года до 2,5 года:
Ранние наглядные  обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам, чаще всего цветовым; на этой стадии ребенок не владеет еще предметными действиями.
 [9, с. 53] 
              Ребенок объединяет зрительные и осязательные образы в единое представление  - начинается выделение отдельных  предметов. При этом все признаки предметов значимы - ребенок  не отделяет основных, устойчивых признаков  от вторичных, изменчивых.                                                  Таким образом, в процессе предметной деятельности активно  развивается и речь ребенка. Опыт использования  речи как средства деловых контактов  ребенка со взрослыми оказывает  существенное позитивное влияние на адаптацию ребенка к новым  условиям, на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольника.                                         В предметной деятельности активно формируются предпосылки ведущей в детском возрасте игровой и изобразительной деятельности. 
 
 
 
  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Сущность предметной игры - это варьирование места, объекта, условий или способа действий, изменение функций предмета, одушевление его. Игра дает новые впечатления, вызывает у ребенка стремление занять себя особой познавательной деятельностью с элементами изобретательности и создает игровое отношение к предметам. Варьирование условий способствует обобщению и схематизации действия до уровня условного, а придание предмету неспецифической функции подготавливает символическое замещение. Условное действие и условная речь (от имени предмета или в его адрес) создают элементы мнимой ситуации. Перемещения предмета и вариативные действия с ним служат материальной основой трансформации образов и предпосылкой технического творчества. 
            Исследование игры с предметами будет, несомненно, способствовать решению актуальнейшей социальной проблемы наращивания творческого потенциала поколений. Как справедливо заметил авиаконструктор М. Симонов: «Мы не можем рассчитывать на должный уровень интеллекта народа, если не займемся младенцами».                                                          Все виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребенка. Маленькие дети еще не умеют действовать совместно; предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнера, учитывать чужие желания и пр.         У каждого ребенка должны быть своя игрушка в руках и собственные способы действия с ней. Такая индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями. Это очень важное и ценное состояние. Нужно всячески поддерживать индивидуальную работу ребенка с предметами и создавать для нее необходимые условия.                                        

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

        1.  Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов Л.С. Выгодский Вопросы психологии. -1966. – №6. – С. 27–36.                                                                2.  Зворыгина Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры И.О. Ивакина. – Пенза, 1995. – 218 с.                                        3.  Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. – метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1975. – 361 с.        4.  Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры А.Н. Леонтьев Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 57–67.                                                                                        5. Мухина В.С. Детская психология/В.С. Мухина. – М.: просвещение, 2004. – 323 с.                                                                        6.  Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве Г.Н. Пантелеев. – М.: Просвещение, 1982. – 274 с.                                7.  Растем играя: сред, и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей. О.Р. Родионова. – М., 2000. – 18 с.                                        8.  Смирнова Е.О., Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста Е.О. Смирнова Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – С. 70–73.                                                                                        9. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текс]/Д.Б. Эльконин. – М.:Просвещение, 2006. – 243с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие предметной деятельности детей раннего возраста"

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста...

развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возрастаВ раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладе...

Коррекция отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР

Презентация, раскрывающая суть коррекции отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию предметной деятельности детей раннего возраста....