Развитие ребенка дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями в свете ФГОС
статья на тему

Авторы ФГОС отмечают, что одна из важнейших задач стандарта — поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала.

В данной статье раскрываются основные принципы  федерального государственного образовательного стандарт дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребенка дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями в свете ФГОС

ФГОС дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». 

В основе Стандарта заложены основные принципы, где главенствующую роль отводят «…Созданию благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», т.е главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. И это одно из главных нововведений в российской образовательной системе.

 Индивидуальное развитие ребенка —  вещь довольно сложная и обусловленная многими факторами. Существуют некие ориентиры развития ребенка. Так, например,  в возрасте года он должен пойти, в 3 года – на первый план должна выйти позиция «Я – сам», в 5 лет  - это возраст активного общения, а в  7 лет у ребенка складываются  предпосылки грамотности …  Это  все примерные ориентиры.

Важно следить  за общим состоянием малыша, его здоровьем, чтобы какие-то варианты развития, отличающиеся от прописных норм, были действительно особенностями индивидуального развития, а не следствием патологии в развитии. Сложный момент наступает тогда, когда педагоги сравнивают одного ребенка с другими детьми, забывая о том, что каждый ребенок развивается индивидуально, по программе, которая заложена природой, наследственностью.   Видя, что у других по-другому, педагоги начинают предполагать, что развитие идет не так, как нужно и начинают сомневаться  в правильности своих действий.

Индивидуальное развитие ребенка - это только его развитие и никто не обязан повторять или копировать этот путь. Поэтому сравнивать то, как дети развиваются даже в одной семье категорически нельзя! Это может иметь очень серьезные последствия.

Постоянно сомневаясь и сравнивая уровень развития ребенка с уровнем развития других детей, ребенка заведомо ставят в ситуацию неуспеха. Каждый ребенок – личность, он изначально не может быть таким же и делать что-то абсолютно так же как другие дети. Значит, он никогда не достигнет требуемого и желаемого уровня. Следовательно, закрепляется модель – чтобы  ни делал ребенок, он  всегда оказывается в проигрыше. Это может спровоцировать появление огромного количества комплексов неполноценности в будущем, на борьбу с которыми уходит не один год. Избежать этого можно, только если всегда сравнивать успехи, достижения и неудачи ребенка только с его собственными успехами и неудачами. При этом успех ребенка – это шаг вперед по сравнению с ним вчерашним. Если сегодня он научился считать до 10, а завтра попытался сосчитать до 20, это его успех, в рамках его индивидуального развития. Цель педагогов должна заключаться в том, чтобы не развивать ребенка, а помочь ему самому развиться в нужное время до нужного уровня, не стараясь ускорить или замедлить события. Нужно ориентироваться, что ребенку интересно, что для него важно, а что можно оставить и до лучших времен, когда он дорастет  в своем индивидуальном развитии сам и проявит интерес.

Поэтому в Стандартах в разделе «Требования к психолого – педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» четко прописано:

«…Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности должны обеспечить:

● уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других».

Здесь же в Стандартах отмечается, что в детских садах может проводиться оценка динамики развития детей, в том числе измерение личностных образовательных результатов. Оценка проводится воспитателями вместе с педагогами-психологами только с согласия родителей. Результаты этого мониторинга могут использоваться лишь для оптимизации работы с детьми либо для индивидуализации образования. И это еще одно отличие от раннее существующих Программ и  принципов дошкольного образования

Авторы ФГОС отмечают, что одна из важнейших задач стандарта, как указано выше,  — поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала. По их словам, должно обеспечиваться многообразие содержания образовательных программ. Теперь программы будут формироваться с учетом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей ребенка и его образовательных потребностей. Если ребенок любит, например, петь, сочинять стихи, создавать сложные постройки, воспитатели должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности.

«Самое важное, что проходит через весь стандарт, поощрение инициативы ребенка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативу».

Разработчики ФГОС делают акцент не на том, чтобы ребенок перед поступлением  в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию, пению. Большое внимание уделяется развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребенка — это то,  как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью. И социализация в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.

Требования  Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы  настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Таким образом, ФГОС выполняет социальный заказ общества. В результате внедрения ФГОС будет повышено качество  дошкольного образования.

Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и для  результатов освоения основной общеобразовательной программы. Обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования. Граждане России получат право не только на общедоступное и бесплатное (ст. 43 Конституции Российской Федерации), но и по-настоящему качественное дошкольное образование.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт /утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»

                                                                             Подготовила:

                                                                             Старший воспитатель

                                                                             Лизунова Людмила Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста (в соответствии с ФГОС)

Социально- коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором час...

Карты развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО МБОУ "НШ-ДС№5"

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формиро...

«Модель сопровождения образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление раскрывает систему методического сопровождения  художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ. Выступление было представлено на педагогической студии для старших воспи...

«Организация игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными возможностями и задачами, индивидуализацией, необходимыми условиями и планированием педагога с ФГОС»

Цель проекта:  Создание модели инновационного образовательного пространства МДОУ как одно из  условий повышения качества образования.Разработка модели предметно-развивающей среды (зона...

Индивидуальная карта развития ребенка дошкольного возраста (5-6 лет) в соответствии с ФГОС ДО

ФГОС дошкольного образования п.3.2.3 гласит: "При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая диагностика проводится педагогическими работниками в рамках п...

«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»

     Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоени...

Возрастные особенности психического развития ребенка дошкольного возраста

В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенн...