Делимся опытом или особенности воспитания детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
статья на тему

Капитонова Татьяна Владимировна

Статья посвящена особенностям организации образовательно-развивающей среды для детей дошкольного возраста  в условиях разновозрастной группы на примере частного детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Делимся опытом или особенности воспитания детей дошкольного возраста в разновозрастной группе

10.09.2002г.

По достижении ребенком возраста 1,5 лет, а иногда и раньше, перед родителями встает остро вопрос о необходимости его устройства в детский сад в связи с выходом на работу. Как это часто бывает,  малыш еще только появился на свет, а его ставят на учет в качестве нуждающегося в получении места в муниципальное дошкольное учреждение.  Однако и это не помогает в устройстве малыша в связи с ограниченным количеством мест в детских садах. В этом случае родители обращают свое внимание на услуги по уходу и присмотру за ребенком, предоставляемые нянями, либо на частные детские сады. Большинство частных детских садов имеет в своем составе разновозрастные группы детей, и это часто настораживает родителей. Причина, как правило, кроется в том, что, по мнению родителей, в разновозрастной группе страдает обучение, т.к. у педагогов не хватает времени заниматься с каждым ребенком в отдельности. В предлагаемой вашему вниманию статье, попытаемся выяснить, на сколько условия в разновозрастной группе способствуют  воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.  Конечно, условия, создаваемые в детских учреждениях для развития дошкольников очень разнообразны, как разнообразны и подходы в обучении и воспитании детей. На примере частного детского сада «Воробышки»  г. Иркутска  представлен один из возможных вариантов создания условий для успешного и всестороннего развития детей в возрасте от 2 до 6 лет, воспитывающихся в одной группе.

 Специфика создания развивающей среды в детском саду определяется, прежде всего, спецификой возрастного состава детей, а так же их индивидуальными потребностями.  К сожалению, все чаще в детский сад поступают дети, имеющие низкий уровень коммуникативного и познавательного развития,  слабо развитую речь либо имеющие недостаточно сформированные навыки самообслуживания. Необходимость решения этих проблем определяет направленность процесса воспитания, обучения и развития детей  в детском саду.  

Каждый элемент организации жизни детей разновозрастной группы преследует достижение следующих целей:

  • развитие познавательных способностей (формирование общего представления об окружающем мире, усвоение и поиск новых знаний, пробуждение интереса к исследовательской деятельности);
  • развитие аффективной сферы (формирование интересов, эмоционально-ценностных ориентиров, отношений к различным видам деятельности, формирование умений выражать свои чувства и мысли);
  • психомоторное развитие (развитие двигательной манипулятивной  деятельности, нервно-мышечной координации, физическое и трудовое воспитание; развитие высших психических функций – внимания, памяти, речи, мышления, воображения).

Итак, начнем с организации режима дня детей в разновозрастной группе. Основные принципы построения режима являются общими, однако есть и своя специфика, которая предполагает учет морфофункциональных и психофизических особенностей детей. За основу берется режим среднего возраста. В режим для остальных детей вносятся некоторые изменения (с интервалом 10-15 мин.). Так все режимные процессы начинаются с детьми младшего возраста, постепенно подключая детей более старшего возраста. Исключения составляет подъем детей после дневного сна. Это создает предпосылки для того, чтобы дети разного возраста постепенно, последовательно переходили от одного вида деятельности к другому. При этом естественным образом исчезает проблема ожидания в очереди при проведении гигиенических мероприятий.

Особое внимание уделяется утреннему приему детей. Ведь известно, что от того с каким настроением ребенок начнет день, с таким настроением он его и проведет, что в свою очередь скажется на продуктивности его деятельности. Здесь же на первых порах формируются и закрепляются навыки вежливого и доброжелательного поведения по отношению к взрослым и детям, каждого ребенка приучают самостоятельно обслуживать себя, знать свое место на полке, раздеваться и одеваться, аккуратно складывать одежду, обуваться, быть опрятным.  Каждому пришедшему ребенку  находится занятие по душе, что дает возможность настроится на предстоящую работу. После утреннего сбора обязательным компонентом организации жизни детей является физкультурно-оздоровительная гимнастика. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц; подготавливает ребенка к дальнейшей работе. Утренняя гимнастика проводится со всей группой одновременно, при этом учитываются возрастные требования к качеству, количеству и продолжительности упражнений. Обычно дети младшего возраста проделывают упражнения меньшее количество раз. В свою очередь от старших требуется точное и качественное выполнение упражнений. В середине занятия для старших детей вводятся более сложные физические упражнения, во время выполнения которых младшие дети наблюдают и отдыхают.

Организация умывания и питания в разновозрастной группе имеют свои особенности и преимущества. Формирование устойчивых гигиенических навыков у детей младшего возраста происходит быстрее, нежели в группах детей одного возраста, т.к. прекрасным эталоном для подражания является пример старших детей. От старших же детей требуется качественное  и быстрое выполнение усвоенных навыков. Так сообща дети учатся  мыть руки перед едой, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучаются тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом, благодарить за еду. Таким образом, последовательно и целенаправленно решаются задачи не только бытового самообслуживания,  но и нравственного воспитания.  

Организация к прогулке производится совместными усилиями. Дети вместе убирают игрушки по местам. Старшие выполняют самую сложную работу (уборка рабочего места, дидактического материала, помощь малышам), дети младшего возраста выполняют посильную работу – уборка игрушек на место, протирание стульчиков и столов сухой тряпочкой и т.д.). На прогулке, как и в помещении, воспитатель заботится о том, чтобы все дети были заняты, играли со своими сверстниками и со старшими детьми, наблюдали за явлениями окружающей жизни (смена времен года, поведение птиц, изменения в погоде и т.д.) – все это создает условия для разнообразной двигательной активности детей любой возрастной группы.

Формирование всех навыков происходит по принципу от простого к сложному. Пока в достаточной мере не закреплен один навык, не прививается другой. После овладения основными навыками самообслуживания уделяется внимание скорости их применения. Не маловажным моментом является правило – старшие не отказывают в помощи младшим, но и не навязывают ее. Младшие же дети должны уважать старших детей и не мешать им работать и играть, это способствует психологическому комфорту детей всех возрастов. Взаимное уважение и доброжелательность – основа комфортной и спокойной обстановки.  Следует также отметить два момента. Во-первых, в процессе формирования бытовых умений рядом с детьми всегда присутствует воспитатель. Это необходимо для того, чтобы дети чувствовали интерес воспитателя, его внимание к тому, что они делают.  Во-вторых, воспитатель рассматривает детей старшего возраста как своих помощников, однако, при этом возлагает на них минимальное количество своих обязанностей по уходу за малышами. Таким образом, у старших детей остается много времени на самостоятельную деятельность, а у малышей не формируется иждивенческое отношение к окружающим.

Организация учебного процесса в условиях разновозрастной группы имеет свои особенности и сложности. Она требует от педагога знания обучающих программ всех возрастных групп, умения сопоставлять требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей.  Необходимо построить воспитательный и образовательный процесс таким образом, чтобы он соответствовал возрастным возможностям каждого ребенка. Определив зону актуального и ближайшего развития  детей каждой возрастной группы, педагог продумывает план объяснения и выполнения работы, подготавливает необходимые методы и средства педагогического воздействия. Встает вопрос, каким образом организовать программу обучения, если у каждой возрастной группы свои возрастные особенности развития.

В детском саду практикуется следующий вариант обучения. В рамках разновозрастной группы формируются подгруппы, объединенные на основе смежных возрастов (2-3; 3-4; 5-6 лет). В этом случае лучше реализовать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В организации обучения детей можно выделить две основные формы: игра и занятия. Игра для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, поэтому ее использование помогает достичь желаемых результатов. Для каждой подгруппы используются различные виды игр – дидактические, интеллектуальные, сюжетно-ролевые, подвижные. Чем младше ребенок, тем большую часть времени педагог отводит игре. И это логично, если учесть, что время активного внимания у ребенка 2-3 лет всего  около 10 минут, 3-4 лет – около 20 минут, 5-6 лет – около 25-30 минут. Игра необходима также для предупреждения утомления детей в процессе обучения. Частая смена вида деятельности способствует снижению утомления, а значит, препятствует появлению у ребенка невротических расстройств, связанных с перенапряжением. При проведении занятий по подгруппам педагог активизирует все сферы восприятия. Для этого активно используется наглядный материал, пособия, модели, всевозможные муляжи, яркие, звучащие предметы. Незаменимым помощником являются материалы М. Монтессори. Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей, где малыши наравне со старшими детьми принимают активное участие (музыкальные игры со сменой ритма; игры-подражания; игры, требующие командного исполнения – передай мяч, собери морковку в корзину и т.д.).

Основной формой  организации обучения является занятие. В разновозрастной группе используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют различным способом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой. При проведении фронтальных занятий берется общая для любого возраста тема (обобщающие понятия, правила хорошего поведения, смена времен года, праздники и т.д.). Для детей младшего возраста она будет являться новым знанием, для детей средней и старшей группы – закреплением пройденного, но при этом знания углубляются и расширяются за счет нового материала, который может быть преподнесен в групповой или индивидуальной работе. Это обеспечивает прочность усвоения материала, с одной стороны, а с другой, - формирует у младших детей образец работы и модель ответа при выступлении старших по группе детей. Занятия в группе предполагает целенаправленную работу по усвоению знаний, навыков и умений, которыми должен обладать ребенок в соответствии со своим возрастом. Ввиду того, что подгруппа является малочисленной (в среднем 3-4 человека), педагог максимально приближен к каждому ребенку, помогает ему разобраться в изучаемом материале. При проведении индивидуального занятия упор делается на преодоление трудностей, которые могли возникнуть в связи с пропуском занятий по болезни либо в силу других обстоятельств.

Немаловажную роль в организации жизни детей играет  организация досуговой деятельности.  Для того чтобы обеспечить ребенку всестороннее гармоничное развитие, недостаточно выработать у него комплекс динамических стереотипов и обеспечить определенным запасом навыков, умений и знаний. Необходимо пробудить в каждом ребенке чувства, научить его  понимать и выражать их, сформировать этические и эстетические представления, привить культуру общения. Здесь незаменимы различные виды творческой деятельности. В детском саду всем детям предоставляется возможность попробовать и  проявить себя в практически любом виде искусства. Во время проведения музыкальных занятий осуществляется разучивание и исполнение песен; постановка групповых и подгрупповых танцев; театральных постановок; проведение тематических праздников и кукольных сценок. Все это способствует развитию индивидуальности ребенка. При этом ребенок приобретает умение держаться, владеть собой, а также навыки артистичности, высокого уровня выразительности речи.

Дети с огромным удовольствием занимаются лепкой из пластилина, теста и структурной глины; осваивают современные виды декорирования (квилинг, валяние из шерсти, декупаж, изготовление кукол, мякишей); экспериментируют в рисовании не только цветными карандашами, акварелью и гуашью, но и альтернативными способами ( воском, пастелью, углем) с использованием штампов, ниток, ладошек, пальцев и даже ступней ног. Конечно же, не обходится без изготовления различных аппликаций, конструирования и моделирования из природных материалов и подручных средств.  Не замыкаясь в рамках детского сада, дети активно принимают участие в различных городских выставках. Как свидетельствует опрос родителей выпускников нашего детского сада, творческие увлечения у многих переросли в хобби; почти все выпускники посещают различные школьные творческие кружки. Делая акцент на развитии творческих способностей, мы  создаем атмосферу радости и успеха, помогаем раскрыть и показать свое внутреннее «я», свою индивидуальность. Дети приобретают бесценный опыт  ценить свой и чужой труд, видеть результат своего труда и труда всего коллектива.

Подводя небольшой итог, можно однозначно сказать, что созданные в детском саду условия способствуют полноценному  формированию и всестороннему развитию личности ребенка.

Создается благоприятная развивающая среда, обеспечивающая специально организованное предметно – игровое окружение; условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития; условия для овладения различными видами деятельности. Отсутствие сложностей в коммуникативном поведении детей разновозрастной группы является результатом расширения круга общения. Помимо мира детей различных возрастов, каждый ребенок налаживает контакт с миром взрослых. А, следовательно, в дальнейшем младший школьник будет легче налаживать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками внутри класса. Как свидетельствует опрос родителей выпускников, это действительно так.  

Правильная организация жизни детей в условиях разновозрастной группы способствует опережающему развитию воспитанников и является благоприятным фактором для их познавательного, умственного, эмоционального и коммуникативного становления. Задача же педагога в такой группе заключается в том, чтобы обеспечить по мере возможности для каждого возраста такие условия, в которых ребенок мог бы попробовать себя в различных видах деятельности, мог бы обрести позитивный социальный опыт и добиться успеха.

Автор: Капитонова Т.В., педагог дошкольного образования.

ДЦ «Октябренок», г. Иркутск

Литература

  1. Аванесова  В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1979. – 176 с.
  2. Воспитание детей и подростков в условиях интернатного учреждения: сборник методических материалов / Белоусова О.Ю., Жаворонкова Т.Н., Кисина Т.С. [и др.]. – Рыбинск,  2006. – 71 с.
  3. Головина  Е.А. Особенности воспитания дошкольников в разновозрастных группах // Начальная школа плюс До и После. – 2010. - № 4. – С. 26 – 28.
  4. Метелица И.А. Особенности организации работы в разновозрастной группе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // planetadetstva.net / pedagogam / pedsovet / osobennosti - organizacii – raboty – s – detmi – v – raznovozrastnoj – gruppe. html
  5. Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе малокомплектного детского сада: методическое пособие / Наугольных Л.Г. – Кострома, 2003. – 24 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию  детей дошкольного возраста  в разновозрастной  группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастной группе».

Слайд 1, 2.Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка се...

"Значение развивающих занятий с элементами опытов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Для более эффективного педагогического процесса необходимо большее внимание в работе с дошкольниками уделять проведению опытов с объектами живой и неживой природы, т.к. именно экспериментирование явля...

План мероприятий Муниципального проекта «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» (старшая разновозрастная группа для детей трёх возрастов)

Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффе...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастной группе

Презентация включает в себя опыт работы по восптанию экологической культуры детей дошкольного возраста в разновозрастной группе....