«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастной группе».
презентация на тему

Слайд 1, 2.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Слайд 3.

Я работаю воспитателем в разновозрастной группе  30 лет. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта, знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Слайд 4.

Наша группа – это маленький островок для детей дошкольного возраста. На данный момент в группе воспитывается 16 детей в возрасте  от 1,5  до 7-ми лет.

Слайд 5.

В совместном воспитании детей разного возраста есть и положительные и отрицательные стороны.  Один  из основных положительных моментов - это общение младших со старшими.

Слайд 6

Разновозрастная группа напоминает дружную семью, если отношения сложились правильно, то между детьми господствуют забота и взаимопомощь.

 Слайд 7

·         Младшие дошкольники усваивают от старших такие важные правила, как: «каждой вещи – свое место», «все, что можешь, делай сам», «попроси вежливо»; учатся быть самостоятельными.

·         Старшие всегда помогают младшим, служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность.  

·         Каждое утро в группе мы начинаем с приветствия «Минута вхождения в день», а в понедельник с приветствия «Утро радостных встреч».

 

Слайд 8

 

Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности.

Слайд 9

 

Для формирования духовно-нравственных качеств детей, мы используем игры, которые учат умению общаться, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.

Нами собрана картотека интересных, увлекательных «Добрых игр», которые знакомят детей с такими понятиями как «добро» и «зло».

Слайд 10

Народные игры позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе.

Слайд 11

 

Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети.

 

Слайд 12

Мир ребёнка начинается с его семьи. То, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Еще в XV веке немецкий сатирик Себастьян Брант написал стихотворение, в котором есть такие строки:

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.

 

Несмотря на то, что произведению уже несколько столетий, оно вполне актуально по сей день.

    Слайд 13

 

Работе с семьями воспитанников мы отводим особую роль.

 Мы провели:

Родительские собрания:

 «Воспитание привычек у ребенка»

«Как быть здоровым душой и телом»,

«Роль семьи в воспитании детей».

 

Слайд 14

 

Консультации:

«Формирование нравственных ценностей»,

 « Воспитание вежливости».

 

Слайд 15

Работая по теме «Моя семья», дети получают знания о своём ближайшем окружении.  Знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких. Открывают значение пословиц: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьёй».

Слайд 16

С отношения ребенка к своей семье, к самым близким людям  - к матери, отцу, дедушке, бабушке начинается чувство Родины. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что Родина – Россия одна на всех и каждому из нас надо быть ее полезным.

Слайд 17,18.

К 70-летию Великой Победы  в группе оформили уголок «Мы помним».

   Слайд 19

Мы учили с детьми песни, стихи, рисовали рисунки.

  Слайд 20,21

Вместе с учащимися школы участвовали в торжественном шествии с флагами и цветами к обелиску погибшим воинам-землякам, где дети прочитали стихи и возложили цветы.

  Слайд 22

Общению с природой отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании.  

  Слайд 23

Всем известно, что никакие беседы о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не испытывает радости от трудовой деятельности.

  Слайд 24

А любовь к труду возникает и крепнет только в посильном деле.

  Слайд 25

Настоящий огород появился на участке дошкольной группы давно. Дети всех возрастов   принимают участие в работе на огороде и в цветнике.

Слайд 26

Даже самые маленькие, которым не исполнилось и трёх лет, с удовольствием наблюдают за трудом старших детей.

Слайд 27

Дети трудятся по подгруппам.

Слайд 28

В процессе труда мы наблюдаем за ростом и развитием растений, определяем их зависимость от внешних факторов, от ухода.

 Слайд 29

В зимний период  продолжаем эту работу в группе. 

Нами реализованы проекты:

 «Огород на подоконнике»,

Слайд 30,31

 «Лучок на подоконнике»,

Слайд 32

 «Чудо – огород». Мы занимаемся выращиванием рассады овощей и цветов.

Слайд 33

Наблюдаем за ростом и развитием злаковых культур.

    Слайд 34,35

Особо  значимым, для наших воспитанников стало ежегодное активное   участие  в   акции  «Сделаем мир чище», «Покормите птиц зимой», «Встречаем птичьи стаи.

    Слайд 36,37

«Передай улыбку другу»

  Слайд 38

В своей работе широко используем все виды устного народного творчества: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы .

Слайд 39

В группе оформлен центр театрализованных представлений.

Слайд 40

 

Родители принимают участие в постановке и показе  сказок.

 

 Слайд 41,42

 

В школьном музее дети с удовольствием рассматривают национальные костюмы, предметы быта, которые использовали односельчане в прошлых веках.

 

Слайд 43

 

Занятия, проведённые в условиях музейной среды, формируют у детей потребность в ознакомлении с культурным наследием.

 

Слайд 44

 

Совместными усилиями родителей и сотрудников дошкольной группы мы начали работу по созданию мини-музея «Русская изба».  

 

Интересная работа по сбору экспонатов объединила нас, сотрудников группы, детей и родителей.

 

Слайд 45

 

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники.

Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, угощением блинами.

 

Слайд 46

 

Летом не забываем о таких праздниках, как «Яблочный спас» и «Медовый спас».

 

  Слайд 47

 

На Пасху расписываем яйца. Мастерим пасхальные сувениры.

 

 

 Слайд 48

В конце недели проводим обсуждение событий произошедших в группе за неделю. Посмотрев менявшееся настроение «человечков», в «Уголке настроения», дети анализируют различные нравственные ситуации, делятся переживаниями, рассказывают о негативных поступках, подсказывают, друг другу как надо было поступить в той или иной ситуацию.

 Слайд 49,50,51

 Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, мы заботимся об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.

  Слайд 52, 53

 

Я считаю, что наша работа по духовно – нравственному воспитанию имеет свои результаты.

 

Слайд 54

 

Надеюсь, что в нашей  дошкольной группе  дети и взрослые живут в мире тепла и доброты, в мире духовности.