Сенсорное развитие ребёнка
консультация на тему

Непомнящая Галина Петровна

Сенсорное развитие ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_iz_opyta_raboty.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания. Организация системы работы по сенсорному развитию детей в ДОУ поможет преодолеть трудности в освоении и полноценном восприятии ими окружающего мира.

Сенсорное развитие я провожу в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании, пении, наблюдении, на комплексных занятиях. Полученные представления о предметах и способах действий с ними закрепляются у ребенка, если он воспроизводит эти действия в игре. Поэтому особое место в комплексных занятиях я уделяю дидактическим играм, т.к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ ознакомления с окружающим миром. Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Например, при работе над цветовым восприятием я учитываю то, что дети раннего возраста, как правило, связывают цвет с образом предмета: зелёный, как трава, ёлочка; жёлтый как солнышко, цветочек. Восприятие цвета может осуществляться только при помощи органов зрения, то есть цвет обязательно нужно увидеть. Поэтому первоначальным этапом моей работы является наблюдение. При наблюдении с детьми, показываю ребенку, как обнаруживать сходство или различие цветов. Во время наблюдения обогащаю память ребенка, активизирую мыслительную деятельность, развиваю речь. Для обеспечения эстетического восприятия предметов, часто использую стихи, малые формы фольклора; рассматривание иллюстраций, картин, фото. При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.

Например, для восприятия цвета предмета предлагаю детям задания разного типа: «Колобок», «Башня из красных и зелёных кирпичиков». В задании «Колобок» ребенку предлагаю две полоски красного и зеленого цвета и 6 кружков (3 красных и 3 зеленых). Надо было положить «колобки» на «дорожку» так, чтобы они «спрятались».
Во втором задании ребенку показываю 5 брусков, сложенных «башней» (наложенный один на другой), одного цвета: красного или зеленого. Ребенку даю 5 брусков красного и 5 брусков зеленого цвета, перемешанных произвольно, и предлагаю сделать «башню» такого же цвета, как у меня. Задание считается выполненным успешно в том случае, если ребенок, хоть один раз, группировал объекты по цвету, даже при беспорядочном их размещении.

Умение выбрать кружок, кубик определенного цвета приучает малышей первичному подбору предметов по какому – то одному признаку. Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: «Курочка с цыплятами», «Помоги матрешке найти свой домик», «Домик с флажками».

На комплексных занятиях по ознакомлению с окружающим миром для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:

  • подбор одинаковых величин по образцу;
  • различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
  • закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький».

В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Самый большой кубик», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов. При проведении занятий по конструированию, лепке знакомлю детей с формой, учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов. Например, побуждаю детей подыскивать сравнения: «На что мячик похож по форме?». Произношу фразу типа: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме как яблоко». Далее предлагаю найти детям самостоятельно объекты с данным значением признака (круглое по форме колесо, солнце), побуждаю к составлению сравнений. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания на занятиях располагаю с постепенным усложнением. При развитии сенсорных эталонов я приучаю детей смотреть за моими действиями с предметами, слушать, как они характеризуются, называю свойства предметов, их количество, величину, цвет. Наряду с этим создаю условия для развития и восприятия речи. С детьми я многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течении дня, вызываю у детей положительные эмоции.

Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье.
Выше изложенная работа дала следующие результаты: у детей моей группы хорошо развиты сенсорные способности. Они самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия между двумя одинаковыми предметами. Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», рисование или лепку плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» – это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура. Комплексные занятия – это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия. Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в старших группах детского сада. Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: " Сенсорное развитие ребёнка".

Это консультация о развитии ребёнка по сенсорике....

Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.

Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....

Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.

Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....

Картотека игр для сенсорного развития ребёнка

Картотека игр для сенсорного развития ребёнка...

Сенсорное развитие ребёнка

Материал для родителей, какое огромное значение играет в жизни ребёнка сенсорное воспитание, где даны рекомендации, о том какие приёмы и материалы можно использовать родителям развивая сенсо...

Консультация-практикум для родителей «Психомоторное и сенсорное развитие ребёнка 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации. Анкетирование»

Индивидуальная консультация-практикум для родителей направлена на привлечение родителей к развитию  у детей сенсорных и моторных функций, эмоциональных  и познавательных процессов и для...