статья
статья (подготовительная группа) на тему

«Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики и подготовки руки дошкольника к письму»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики и подготовки руки дошкольника к письму»

 

Развитию мелких мышц у детей уделяли большое внимание педагоги, воспитатели и родители с давних времён. В настоящее время появились публикации таких материалов.

В журнале «Детский сад со всех сторон» №27 за июль 2003 г. имеется серия статей А.С.Симанович «Работы детского сада». Этот автор жил в дореволюционное время. Он оставил нам прекрасные уроки по работе детей с нетрадиционным материалом. А.С.Симанович предлагает методику работы по плетению, резьбе по дереву, вырезанию. Особый интерес вызывает техника выкалывания. В дореволюционной России одним из любимых занятий детей было выкалывание. Эту методику мы начали использовать в своей практике.

Из современных авторов, которые рассматривают данную тему, следует отметить пособие М.М. Безруких «Ступеньки к школе. Тренируем пальчики»- М. 2004. Автор предлагает задания, среди которых встречаются игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала.

В журнале «Обруч» №5 за 2013 год опубликован ряд статей педагогов из Великого Новгорода «Самый дождливый проект», где авторы делятся опытом творения «чудес» из пробок, бусин, кусочков меха, салфеток, пластиковых бутылок и ложек.

В книге Рыжовой Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» в разделе «Игры и игрушки» предлагаются интересные работы с проволокой, игры с камешками.

Практическими пособиями по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму являются такие публикации, как: Гатанова Н., Тунина Е. «Развиваю мелкую моторику», Квач Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет», Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму», Никитина Т. «Играем…без игрушек», Филиппова С.О. «Подготовка дошкольников к обучению письму».

Вместе с тем отдельного издания по подготовке руки к письму с использованием нетрадиционного материала, где были бы собраны и описаны многочисленные техники, игры и упражнения, в библиографии нет.

Об актуальности подготовки руки дошкольника к письму с использованием нетрадиционного материала говорят следующие аргументы.

Подготовка руки к письму является составляющим компонентом готовности ребёнка к школе. Использование нетрадиционных материалов – это игры и упражнения, которые являются «мостиком» к школе. Они способствуют повышению учебной мотивации, снижают утомляемость детей на занятиях, помогают повысить качество подготовки детей к школе. Работа с нетрадиционным материалом развивает мелкую моторику, помогает в решении главной задачи логопедических групп: коррекции речи детей.

В работе над данной темой были поставлены следующие задачи: изучить имеющийся материал, обобщить в практической деятельности, а также доказать положительное влияние использования нетрадиционного материала на практике.

Проанализировав имеющийся материал, можно выделить три основных направления: использование нетрадиционного материала в непосредственно-образовательной деятельности, в свободной деятельности детей и в организации работы родителей с детьми.

Планируя занятия по подготовке к письму, за основу следует брать лексические темы, которые проходят дети подготовительной речевой группы согласно «Коррекционной программе воспитания и обучения детей».

В соответствии с темами был подобран нетрадиционный материал. Так, при прохождении темы «Части тела» в графу «использование нетрадиционного материала» включили изготовление фигурки человека из палочек и гороха; темы «Игрушки» - изготовление бус и браслетов для кукол из бусин и пуговиц; темы «Овощи» - раскладывание фасоли и гороха; темы «Фрукты» - выкладывание контура картинок фруктов из проволоки и цветных нитей; темы «Осень» - нанизывание рябины на зубочистку; темы «Посуда» - переливание воды из сосудов с широким горлом в узкое; темы «Продукты питания» - извлечение мелких предметов из банки с водой; темы «Обувь» - завязывание узелков и бантиков на шнурках; темы «Дикие и домашние животные» - выкладывание из скрепок, прищепок, семечек и круп.

Планируя занятия по ручному труду, выбираем те нетрадиционные материалы, которые представляют художественную и эстетическую направленность. Это поделки из проволоки, камешков, бисера, пенопласта, различных семечек, плодов рябины, а также выкалывание.

В свободной деятельности детей используем такие игры и упражнения: «Пальчиковый бильярд», «Игра на гуслях», «Кнопочки», «Найди предмет»; прокатывание колёсика, надетого на карандаш; плетение косичек, сматывание ниток в клубок, составление цепочек из металлических скрепок, раскладывание фишек, открыток, карточек, нанизывание на леску бусин, пуговиц; откручивание и закручивание крышек на баночках и флаконах; выкладывание из палочек, гороха, фасоли разных фигур; раскладывание в ячейки разных видов крупы, макаронных изделий, завинчивание и отвинчивание гаек на болтах и т.д.

Организация работы родителей с детьми по использованию нетрадиционного материала проводится в следующих формах:

1. Консультации для родителей, где проводится описание игр и упражнений с детьми по использованию нетрадиционного материала в домашних условиях.

2. Оформление и обновление папки – передвижки на тему «Обучение с увлечением», где даётся описание, схемы и рисунки игр и упражнений для родителей с детьми.

3. Изготовление и систематическое пополнение информационного стенда «Учимся, играя», где также представлены игры и упражнения с нетрадиционными материалами.

4. Аукцион идей среди родителей по придумыванию игр из бросового и нетрадиционного материала.

Приводим некоторые игры и упражнения, предложенные родителями в ходе аукциона:

- «Необычные шахматы» (раскладывание пластмассовых пробок, крышек на шахматной доске, их передвижение по доске каждым пальчиком по очереди, группирование их по цвету, отстреливание щелчком и т.п.)

- «Надень напёрсток» (надевание напёрстка, пробочек от флаконов на каждый пальчик по очереди)

- «Поработай на швейной машинке» (вращение ручки на детской швейной машинке двумя пальчиками правой руки по очереди: большим и указательным, большим и средним, большим и мизинцем; пальцы левой руки придерживают ткань или лист бумаги)

- «Разноцветный дождик» (подбрасывание и ловля крышек пробок от пластмассовых бутылок и других мелких предметов)

- «Чистильщик обуви» (чистка обуви щёткой: щётку можно держать всеми пальцами, тремя или двумя поочерёдно)

«Весёлые щелчки» (пощёлкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках)

Использование нетрадиционного материала способствует развитию не только мелкой моторики, но и благотворно влияет на развитие умственных способностей детей, помогает решать учебные задачи. Например, такую как ориентировка в пространстве и на плоскости. Как известно, дети с трудом усваивают понятия слева, справа, верхний, нижний, левые и правые углы. Использование таких игр, как «Юные химики», «Лаборанты» (с пипетками), «Жонглёр» (с пробками), «Горные дороги» (со скрепками), «Курочка и зёрнышки» (с крупами) способствуют лучшему усвоению этих понятий.

Данные игры помогают закреплять количественный и порядковый счёт. Игры с горохом, рябиной и зубочистками, прищепками развивают зрительную память, глазомер.

Использование нетрадиционного материала на занятиях по математике (выкладывание по контуру цифр, геометрических фигур, арифметических знаков +,-, =,<,> из семечек, крупы, камешков, скрепок) повышает интерес к занятиям, способствует лучшему усвоению учебного материала, снимает усталость.

Переключение с одного вида деятельности на другой делает занятия динамичными и неутомительными для детей.

Через игры и упражнения с нетрадиционным материалом ребёнок совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает произвольное внимание.

Наконец, данные игры помогают в решении воспитывающих задач: вырабатывают у ребёнка трудолюбие, сосредоточенность, настойчивость, выдержанность, развивают любознательность.

 

Список игр и упражнений с нетрадиционным материалом:

- Раскладывание крупы, макаронных изделий в ячейки, формочки.

- Завязывание узелков на шнурке, тесьме.

- Развязывание узелков (2 – 3).

- Нанизывание пуговиц на леску, шнурок.

- Закручивание и откручивание гаек с болта.

- Переливание воды из одного сосуда в другой.

- Извлечение бусин и пуговиц ложкой из ёмкости с водой.

- Наматывание ниток на катушку, разматывание.

- Сматывание ниток в клубок.

- Выкладывание изображений из мягкой проволоки или шнурков.

- Соединение и разъединение скрепок.

- Складывание крупы в трубочку из-под сока, фломастера.

- Катание орехов или каштанов в ладонях.

- Плетение косичек из шнурков.

- Наматывание проволоки на карандаш.

- Нанизывание гороха, ягод рябины на зубочистку.

- Выкладывание контуров предметов из семечек, крупы, фасоли, гороха.

- Скомкивание листа бумаги, его разглаживание, проведение пальцем по линиям комкания.

- Отщипывание небольших кусочков ваты, их комкание, катание.

- Катание маленького шарика двумя пальцами вокруг чего-либо (стопы, предмета, по телу и т.д.)

- Энергичное постукивание карандашом по обозначенным на листе точкам.

- Скольжение по листу бумаги скрепкой, фасолькой («Горные дороги»)

- Отстреливание пластмассового шарика щелчком («Пальчиковый бильярд»)

- Перебирание пальчиками натянутых «струн» (из резинок, нитей)

- Раскладывание пуговиц по цвету, размеру, составление из них различных изображений.

- Постукивание скрепкой, фасолькой по нарисованным на листе кружкам, овалам, волнистым линиям, зигзагам.

- Пощёлкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках.

- Чистка обуви щёткой.

- Откручивание и закручивание крышек на баночках, пузырьках и флаконах.

- Выкладывание фигур из зубочисток.

- Поиск спички, ключика, любой мелкой игрушки в спичечных коробках.

- Перевод стрелок часов, заведение механических часов.

- Игры с колёсиком.

- Игры с пипетками.

- Игры с ключами от замков.

- Вращение ручки детской швейной машинки.

- Надевание напёрстка, пробочек от флаконов на каждый пальчик по очереди.

- Раскладывание пластмассовых пробок, крышек на шахматной доске, их передвижение по доске.

- Подбрасывание и ловля крышек, пробок от пластмассовых бутылок и других мелких предметов.

- Выкалывание изображения по контуру («Необычный узор»).

 

Литература:

1. А.С. Симанович «Работы детского сада». - журнал «Детский сад со всех сторон» №27, июль 2003 г.

2. М.М. Безруких «Ступеньки к школе. Тренируем пальчики»- М. 2004.

3. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...