"Проблема преемственности использования проблемного диалога в ДОУ и начальной школе."
статья (подготовительная группа) на тему

Проблема преемственности

использования проблемного диалога

в ДОУ и начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemnyy_dialog.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема преемственности

использования проблемного диалога

в ДОУ и начальной школе.

МДОУ «Детский сад № 192»

Ст.воспитатель Е.А.Горбунова

        Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

        Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности.

        Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.

        Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.

        Преемственность -   непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего.        Проблемы преемственности: «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

        Решить проблемы  преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.

 В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех  компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.

        Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и ознакомление с окружающим миром. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены. Однако если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе. Иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники  дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах.

        Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

        Чему нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

 Ко всем этим требованиям образовательных программ разного уровня, разных ступеней образования можно  подготовить, применяя технологию проблемного диалога, разработанную Мельниковой Е.Л.

      Технология проблемного диалога сейчас широко  применяется  в развивающем обучении в начальных классах школ.  Такое обучение возможно и в условиях ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста, но при условии учета особенностей построения учебного процесса и возрастных особенностей детей 6-7 лет.

Некоторые возрастные особенности детей 6-7 лет:

- низкий уровень самостоятельности;

 - не сформированность произвольности поведения;

- гиперактивность, при необходимости проводить большую часть дня в положении «сидя»;

- самый сильный стимулятор – поощрение, получение награды;

- неумение планировать свои действия;

- часто, неумение работать в группе и проявлять активность. 

          Применяя технологию проблемного диалога на своих занятиях, все эти условия, выполняет и педагог начальной школы. Дети знакомые с этой технологией в детском саду легче адаптируются к школьному обучению, независимо от того, применяется проблемный диалог в школе или нет.

         Для успешной адаптации дошкольнику к новым условиям учителю начальной классов необходимо:

-учитывать психологические особенности 7 летних детей, поступающих в школу; уровень познавательной деятельности, с которой ребенок пошел в 1-й класс;

-анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации дошкольника.

- создать педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные в детском саду, индивидуализированный “инструментарий» учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу и др.) в разных учебных ситуациях.

Таким образом, использование проблемных ситуаций на занятии с детьми старшего дошкольного возраста должно соответствовать следующим условиям:

  1. При построении проблемных занятий необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность детей при разрешении учебной проблемы.
  2. Учебная проблема должна заинтересовать детей своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.
  3. Планируя занятие, педагог должен выбрать наиболее эффективный тип проблемной ситуации, продумать несколько вариантов развития действия, предусмотреть все возможные варианты ответов детей, а так же продумать систему наводящих вопросов для разных этапов занятия. В работе с детьми 6-7 лет на этапе построения проблемной ситуации желательно использовать подводящий к теме диалог или сообщение темы с мотивирующим приемом.  На этапе поиска решения подводящий от проблемы диалог (через материал для наблюдений и систему вопросов, которые подводят детей к открытию нового знания).
  4. На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ребенка при разрешении проблем, вовремя выяснить причины затруднений и оказать своевременную помощь.
  5. Необходимо принять во внимание тот факт, что дети 6-7 лет не читают. Следовательно, в занятии отсутствуют записи. Это требует от педагога тщательного продумывания схем – эталонов для воспроизведения знания, значков для фиксации темы и т.д.

        Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость. Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.

Цели начального образования и дошкольной ступени традиционно не совпадают. Дошкольное учреждение основное внимание уделяет сохранению и укреплению здоровья, всестороннему общему физическому, психическому развитию ребёнка, становления его как личности, то начальная школа свои задачи видит в формировании практических навыков чтения, письма, счёта.

Начальная школа не обеспечивает необходимой постепенности, с первых же дней предъявляет к детям требования, как к уже состоявшимся ученикам.

        Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому для решения этих задач (проблем) должна быть составлена программа преемственности детского сада и школы, которая поможет  обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.

В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

Детский сад - начальная школа: проблемы преемственности

Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содержания, форм, и методов воспитания обучения детей в детском саду и школе....

Статья в сборнике международной образовательной научно-практической конференции "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ"

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС в ДО...

«Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» "Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"

Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  Понятие преемственности трактуется шир...

Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой

Современное образование  обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний...

Конспект комплексного занятия с использованием технологии «проблемный диалог» в подготовительной к школе группе «Птицы»

Конспект комплексного занятияс использованием технологии «проблемный диалог»в подготовительной к школе группе «Птицы»...