Реализация образовательной области "Речевое развитие" с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
консультация на тему

Арсентьева Татьяна Анатольевна

Для педагогов дошкольного образования. Материал основан на занятии в подготовительной группе по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из главных задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. К сожалению, речевые навыки детей становятся все хуже. У детей вызывает затруднение пересказ прочитанных им сказок, рассказов, они плохо запоминают стихи и владеют монологической речью. В наше время дети перенасыщены информацией. С раннего возраста они  много времени проводят у экрана телевизора. Огромный поток информации и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно. Взрослые очень мало уделяют  своим детям внимания  в плане общения. Дети разучились говорить.  Возросло количество речевой патологии. Нарушения речи, отрицательно влияют  на формирование личности ребенка, их эмоционально-волевую сферу, способствует  развитию отрицательных черт характера,  и соответственно, дальнейшее обучение в школе не может не волновать педагога

И для того, чтобы наши выпускники справились с такими проблемами и  достигли в начальной школе высоких результатов, мы активно работаем над важнейшими приемами учебной деятельности. Ведь поступление в школу – важное событие в жизни каждого ребёнка.

Учёба в школе нелёгкий труд, к которому ребёнок должен быть подготовлен. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным  этапом преемственности деятельности детского сада и школы.

 Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой. 

И для того, чтобы добиться полноценной подготовки своих воспитанников к школе, мы работаем со всеми образовательными областями. На данный момент хочу более подробно рассмотреть образовательную область как развитие речи. С начала учебного года мне предоставилась возможность более углубленно поработать над данной тематикой. На неделе профмастерства  мною было показано открытое занятие по развитию речи «Осень». И сейчас, на примерах занятия, хочу более подробно исследовать задачи и целевые ориентиры ведущих образование ФГОС и программы «Истоки» Парамоновой Л.А.

Целевые ориентиры речевого развития по ФГОС включают в себя:

- владение речью как средством общения и культуры. Обсуждение с детьми разные темы - на занятии рассматривали время года - осень, совершенствование способов диалогического взаимодействия со сверстниками – дети самостоятельно проводили физкультминутки и пальчиковые гимнастики, показали умение вежливо обращаться друг к другу по имени, соблюдать очередность, слушать и не перебивать других.

- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи – дети актививизировали словарный запас, также в речи детей часто присутствовали правильно построенные сложноподчиненные предложения.

- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха – выученные загадки были рассказаны интонационно правильно.

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы – дети задавали самостоятельно друг другу загадки.   

- способствует налаживанию скоординированного диалогического общения детей со сверстниками в совместных сюжетно-ролевых, театрализованных, настольно-печатных играх и деятельности кооперативного типа (коллективный труд, конструирование, рисование); развивает диалогическое общение в процессе коллективных бесед, совместного рассказывания, сочинения – дети самостоятельно изображали на листе нетрадиционной техникой рисования осенние деревья, договаривались друг с другом.

- побуждает к словесному творчеству и рассказыванию с использованием игрушек, картинок, потешек, скороговорок, настольного театра; развивает умение высказываться в форме небольшого рассказа-повествования, описания, рассуждения; в форме пересказа – некоторые ребята при слайдах высказывались с несколькими предложениями.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи меняются методы средства обучения.

При подготовке и планировании занятий я использую программу Л.А.Парамоновой «Истоки», которая имеет свои задачи по развитию речи:

Образовательные задачи

развивать общение со взрослыми и сверстниками, организуя словесные игры и занятия, жизнь и быт детей, являясь приятным собеседником, источником интересной познавательной информации.

обсуждать нравственные проблемы, темы, связанные с понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо (вообще и в конкретной ситуации).

уделять внимание общению со сверстниками, перерастающему в дружбу, учить способам диалогического взаимодействия (соблюдению очередности, вежливому обращению друг к другу по имени, умению аргументированно отстаивать свою точку зрения, координировать высказывания с партнером).

способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения со сверстниками в совместных сюжетно-ролевых, театрализованных, настольно-печатных играх и деятельности кооперативного типа (коллективный труд, конструирование, рисование), развивать диалогическое общение в процессе коллективных бесед, совместного рассказывания, сочинения.

побуждать к словесному творчеству и рассказыванию с использованием игрушек, картинок, потешек, скороговорок, настольного театра, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа-повествования, описания, рассуждения, в форме пересказа.

        Рассматривая данные задачи, можно сказать, что они все были решены, посредством диалогического взаимодействия, словесного творчества, деятельности кооперативного типа и др.

Также хочу отметить осуществление взаимосвязи речевого развития со всеми образовательными областями. Мы знаем, что развитие речи присутствует во всех видах деятельности. Без участия речи, словарной работы, не может осуществиться и проводиться ни одно занятие, включая занятие по физическому развитию, изобразительной деятельности, математики, музыки и т.д. Потому на моем занятии были использованы и мультимедийная техника, музыкальное сопровождение с классической музыкой, нетрадиционная техника рисования. Согласно этой системе я провела занятие по развитию речи, интегрируя его со многими областями и обозначила то,  что основополагающим разделом в любом интегрированном занятии является раздел «Развитие речи». Даже если материал по развитию речи не новый и дается для упражнения, развития умений, закрепления.

Конечно, наши дети пойдут учиться в разные школы нашего комплекса, но  проделанная работа по речевому развитию помогает детям легко адаптироваться и успешно учиться. 

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них  общее родовое имя - педагог. И все проблемы, которые я перечислила изначально, могут быть успешно решены при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт педагогической работы «Формирование коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Преддошкольный период, является именно тем синзетивным периодом, в обучении детей способствующим закладке к основам коммуникации. И именно речь является ярким показателем развития ребенка. Чем лучше б...

" Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

    В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и ...

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Консультация "Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

В ФГОС ДО одним из психолого- педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми....

Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста  в соответствии с ФГОС ДО на неделю...

«Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Подробная психолого-педагогическая характеристика на воспитанника с речевыми нарушениями.Подбор игр и упражнений по коррекции выявленных особенностей у ребенка с ОВЗ.Разработка конспекта занятия с дет...