ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Исаева Ирина Валериевна

Перспективный план  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesyats.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Перспективный план  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета.

Месяц

Тема  

Цель

Содержание

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь


 Первый блок

Введение

1.«Что такое этикет?»

2.«Зачем быть вежливым?"

3. «Знакомство»

 

Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы.

Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты с собеседником. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть искренней.

Правила речевого поведения во время знакомства, этикетные выражения, принятые в этой ситуации; речевое поведение взрослых и детей; знакомство через посредника, знакомство без посредника или непосредственное знакомство; сопутствующие этикетные выражения и знаки (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка); соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о человеке.

Беседа. Чтение рассказа С.

Маршака «Ежели вы вежливы».

Беседа. Проигрывание ситуации «вежливо-невежливо». Д/игра «Пожалуйста».

Беседа. Д/игра «Вежливый ручеек».

Чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово».

Нарисовать портрет доброго, вежливого человека.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Второй блок

Культура поведения в общественных местах

4. «Поведение на

улице»

5. «Поведение в общественном транспорте»

6. «Втеатре»

7. «В поликлинике»

Переход дороги. Обход транспорта. Приветствие. Соблюдение чистоты. Шум на улице. Игры во дворе.

Освоение предметной ситуации: автобус, трамвай. (умение войти, выйти, оплатить проезд). Правила общения с другими пассажирами. Научить вежливо, уступать место старшим, младшим.

Освоение новых слов: билитёр, спектакль, антракт, гардероб. Поведение в фойе, зале. Умение пройти к своему месту. Поведение во время спектакля. Аплодисменты. Окончание спектакля. Поведение в буфете.

Освоение предметной ситуации: регистратура, талон к врачу, кабинет врача. Речевое поведение в регистратуре, кабинета врача. Умение точно назвать свой адрес, фамилию, имя в регистратуре. Формула обращения, просьбы, извинения, благодарности в условиях поликлиники. Параметры поведения: доверие и уважение к врачу, умение преодолеть страх. Освоение новых слов и выражений: пациент, история болезни, рецепт, регистратура и т.др.

Чтение и анализ 3 части книги «Новейшие правила поведения для воспитанных детей». Проигрывание ситуации. Рисование знаков запрещающих и разрешающих.

Беседа. Чтение рассказа «Садитесь, пожалуйста!», «Передайте, пожалуйста, на билет». Игровые ситуации. Н. Е. Богусловская, Н. А. Купина «Веселый этикет» стр.51.

С/р игра « Мы едим в автобусе»

(водитель, кондуктор – контролер).

Чтение и анализ рассказа Н.Богуславской «В театре». Формулирование заповедей театра. Проигрывание ситуаций. Экскурсия в театр.

Чтение рассказа «У зубного врача». Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина «Веселый Этикет».

Беседа о прочитанном.

Игровые ситуации.

Занятие «Ох уж эти зубы».

Ситуация «Если заболел друг (бабушка…)»

С/р игра «Больница» (регистратура, окулист, мед. сестра, врач, бабушка мама с ребенком и т.д.)

Н

О

Я

Б

Р

Ь

8. «Я в детском саду».

9. « В цирке »

10. «Поведение в кафе»

11. «В парикмахерской»

Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам, привязанности к детскому саду. Создать положительный эмоциональный климат в группе.

Освоение предметной ситуации: гардероб, фойе, туалет, зрительный зал, буфет. Поведение в зрителей до спектакля; во время спектакля; после него. Речевое поведение: общение с билетером, работником гардероба с другими зрителями, друг с другом во время спектакля и после него. Параметры поведения: скромность, умение не привлекать к себе внимания окружающих, выражение одобрения с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств.

Освоение предметной ситуации: буфет, буфетчица, официант, самообслуживание, разные виды кофе: кафе – мороженое, семейное кафе, детское кафе. Сопоставление поведения за столом дома, в гостях, в детском саду и кафе. Речевое поведение: разговор с буфетчицей, с официанткой.

Умение сделать заказ, поблагодарить. Разговор за столом. Закрепить этикетных навыков поведения за столом.

Освоение предметной ситуации: холл, салон, мастер, клиент, виды услуг. Поведение клиента в ожидании стрижки. Беседа с мастером, обращение к мастеру, просьба, согласие, отказ. Поведение во время стрижки, преодоление возможного страха. Выражение удовлетворения в благодарности. Беседа о женских и мужских прическах, о прическах старинных и современных, о взаимосвязи прически и характера человека. Прически и этикетный облик человека.

Рассказывание произведения Р.Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад» (в сокращении)

Игра – упражнение «Утреннее приветствие».

Игра – имитация «Лесная зарядка».

П/и « Веселый танец».

Игра «Молчок» И.А. Пазухина стр.65.

Игровые ситуации.

Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина

«Веселый этикет».

С/р игра «Цирк» с игрушками.

(билетерша, гардеробщица, кассир и т.д.)

Слушание песни «Цирк».

Чтение рассказов.

Беседа о прочитанном.

Игровые ситуации.

Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина.

«Веселый этикет».

Чтение рассказа.

Беседа о прочитанном.

Игровые ситуации.

Н.Е. Богусловская, Н.А. Купина

«Веселый этикет»

Фотоснимки, рисунки, составление рассказа по картинкам.

Экскурсия в парикмахерскую .

Третий блок

Речевой этикет

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

12. «Вежливая речь»

13. «Волшебные слова».

14.«Мы

поссоримся и помиримся».

15. «Вежливый разговор по телефону»

Почему нужно говорить вежливо. Слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения. Интонация. Темп и громкость. Поздравление.

Воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним, формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее; формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций; пользоваться общими вещами игрушками, уступать друг другу и считаться друг с другом, уместно употреблять различные формы извинений. Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

Как набрать номер телефона? Начало разговора: приветствие, представление себя, просьба. Освоение типичных речевых ситуаций: звонок другу, маме на работу, ошибся номером.

Составление сказки (по цепочке) «Как вежливые слова потерялись». Проигрывание ситуации.

Беседа « Вежливые слова».

Игра – упражнение «Выполни задание».

Упражнение «Дружба начинается».

И.А. Пазухина стр. 68. «Давай поиграем»

Чтение сказки «Как попугай Таню вежливости научил» Т. А. Шорыгина «Вежливые сказки» стр.20

Чтение «Без друзей жить нельзя!» Т.А.Шорыгина «Вежливые сказки» стр.47.

Д/и – беседа «Умей извиняться»

Игра «Хоровод друзей» слова В.Викторова. И.А. Пазухина. «Давай поиграем».

Ситуация «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся.

Игра «Глухой телефон».

Игра «Кто больше назовёт профессий, для которых нужен телефон».

Анализ речевых ситуаций, показанных воспитателем с помощью кукол.

Четвертый блок

Я и другие

Я

Н

В

А

Р

Ь

16. «Приём гостей»

17. «Как дарить подарки»»

18. «Утешение»

19.«Уступчивость»

Приветствие хозяев:добро пожаловать, будьте как дома. Приветствие гостей: добрый день, вечер…

Внимательность, умение пригласить к столу. Умение развлечь гостей (совместные игры).

Подарок дарят тому, кого любят и хотят порадовать, поэтому он всегда радость для дарителя и получателя подарка. Выбрать, вручить и принять подарок – важное и необходимое умение. Как это сделать. Подарки для близких и друзей.

Учить речевым формам переживания, сочувствия, сопереживания и ситуации их употребления. Слова ободрения, поддержки. Русские пословицы, передающие утешение. Подбадривание, сочувствие, как свидетельство понимания горя, неприятностей друга, знакомого, близкого человека. Как помочь, словом и делом. Ситуации утешения в русском фольклоре.

Учить уступчивости как признаку силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Контактные этикетные формулы совет, извинение, согласие, одобрение. Сопутствующие сигналы: ровный, приветливый тон, уравновешенность, спокойный взгляд, нерезкие жесты.

Анализ поведения гостя и хозяина по картинкам. Составление советов-перевёртышей (по «вредным советам» Гр. Остера). Проигрывание ситуации.

Чтение произведений:

А.Барто «Подари, подари»,

А.Милна «Вини – Пух и все – все все» (6-я глава о подарках для Ослика), Г. Остера «Как хорошо дарить подарки».

Песня В.Шаинского на сл. М. Пляцковского «Подарки».

Игровые ситуации:

Давайте найдем слова утешения.

«Лена прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее».

«Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его».

«Папа задержался в командировке. Мама расстроена. Как утешить ее?».

Чтение «Уступайте друг другу»,

Беседа о прочитанном,

Игровые ситуации.

стр.42 Н.Е. Богусловская, Н.А. Купина «Веселый этикет»

Дидактическая игра – беседа «Умей извиняться».

Упражнение «Просим извинения».

П\и «Нам не тесно».

Пятый блок

Я и моя семья

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

20. «Дома после детского сада»

21. «Давайте гово-рить друг другу комплименты»

22. «Что такое семья?»

23. «Кто такие дедушка и бабушка»

24. «Как стать дружной семьей»

Опасности дома (огонь, открытое окно, острые предметы, пар, лекарства). Кому можно открывать дверь? Кого мы называем «хозяином» в доме? Порядок в доме.

Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплименты; учить детей радоваться самим, когда они делают другим приятное.

Понятие «семья». Мама и папа – самые дорогие и близкие люди. Состав семьи. Все взрослые в семье работают. Все дружны и внимательны друг к другу. В семье у каждого есть обязанности, все вместе их дружно выполняют и вместе отдыхают. Дома всегда уютно и радостно. Все в семье заботятся о детях.

Вызвать интерес к родословной, желание рассказать о своих предках. Уточнить знания о «маленькой» и «большой» семье.

Вызвать желание подрожать в достойном поведении.

Учить детей проявлять чуткое, ласковое отношение к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Формировать у детей интерес к своей семье и учить делиться с ними своими впечатлениями. В семье у каждого есть обязанности, все вместе их дружно выполняют и вместе отдыхают. Развивать у детей желание радовать близких добрыми делами и заботливым отношением.

Беседа, отгадывание загадок. Составление рассказапо картинкам. Рисование: «Ребёнок прибирает комнату», «Ребёнок поливает цветы», «Мама моет посуду».

П\и «Нам не тесно».

Игра «Хоровод друзей» В.Викторов.,И. А.Пазухина.стр.71

Чтение рассказа Я. Тайц «Кубик на кубик»

Игра «Комплименты» (У тебя красивые глаза, У тебя модная прическа.и т.д.)

Рассматривание семейного альбома.

Сюжетные картинки: семья за обедом, семья на прогулке, мама и папа ведут детей в детский сад мальчика и девочку, бабушка и дедушка везут в коляске младшую сестричку ….

С.В. Петерина «Воспитание культуры поведения»

Вечер досуга «Отдыхаем всей семьей».

Игра – загадка «Сколько нас?».

Пальчиковый театр «Семья»

Беседы.

Рассматривание фотографий с родителями, с бабушками и дедушками.

Рассказывание родителей о прабабушках и прадедушках.

Рисование своего родословного дерева.

Пословицы и поговорки.

Беседа.

Пальчиковый театр «Семья»

П/и «Карусели»

Игра – упражнение «Ласковый мелок»

Д/и «Портрет семьи»

Работа с родителями. Нарисовать семью.

М

А

Р

Т

25. «Посуда и столовые приборы».

26. «Правильно и красиво накрываем на стол».

27. «Поведение за столом».

28. «Чаепитие».

Посуда и столовые приборы служат для того, чтобы человеку было удобно принимать пищу, стол при этом должен выглядеть красиво и быть приятен окружающим. Посуда различается по назначению: для приготовления пищи, для еды; столовая чайная, кофейная, для напитков или фруктов (игрушечная и насто-ящая); по материалу и изготов-лению (стеклянная, деревянная, металлическая, хрустальная и т.д.)

Общие требования к сервировке праздничного и ежедневного обеденного стола. Сервировка праздничного стола: скатерть и салфетки, посуда и столовые приборы, именные карты, украшение цветами и свечами. Подготовка к приему пищи: рассадка за столом, пользование полотняными и бумажными салфетками. Как есть суп и бульон.

Красивое и правильное поведение за столом показывает наше уважение к другим участникам застолья: прямая осанка, пользование столовыми и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратность. Что берут с общего блюда приборами для раскладывания, а что руками. Какую пищу можно есть без ножа. Как едят холодные закуски, мясо. Гарнир, яйцо, овощи, каши. Застольные беседы.

Чайная и кофейная посуда, чайные приборы. Сервировка чайного стола. Поведение за чайным столом. Как есть сладости: конфеты, печенье, пирожное, варенье, мороженое.

В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая «Ребенок за столом».

С.В. Петерина «Воспитание культуры поведения».

Игра «Мы дежурим по столовой».

Иллюстрации, картинки с посудой.

Работа с родителями.

«Праздник красивого застолья»

Чтение стихотварения Ю. Тувима «Овощи», сказки К. Чуковского «Федорино горе».

Решение «задачки по этикету»

Работа с родителями.

Алямовская В.Г. Белая К.Ю.

« Ребенок за столом»

Показ сервировки стола.

Игра «Кукольное праздничное застолье».

Чтение главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино». А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино».

Работа с родителями.

Д/игра «Поздравление именинника».

С/р игра «Праздничное застолье».

Д/игра «Кукольное чаепитие»

Работа с родителями.

В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая «Ребеное за столом»

Шестой блок

Что такое красота?

А

П

Р

Е

Л

Ь

29. «Умение смотреться в зеркало».

30. «Мальчики и девочки»

31. «Как понравиться людям»

32. «Друзья у меня в гостях»

Выбор одежды в зависимости от ситуации: в детском саду, в гости, на прогулку, дома. Соответствие одежды погоде. Аккуратность.

Учить различать мальчиков и девочек о внешности и поведению; учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Развивать навыки общения мальчиков и девочек.

Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим, и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщать правила этикета.

Гость приносит в дом радость и веселье. Красиво оформленное приглашение гостей. Подготовка к приему гостей: чистый и красивый дом, вкусное угощение, нарядный костюм, развлечения (игры и аттракционы, сюрпризы, и т.п.)

Одежда на детях. Разбор ситуации. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Д/игра «Я иду на улицу».

С/р игра «В магазин за одеждой».

Упражнение «Найди отличия»

Д/и «Мальчик и девочка»

Творческая игра «Подружки»

Игра – имитация «Надуй мяч»

Д/и «Кому что подарим?»

Рисование «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку».

Чтение «Изучаем правила вежливости», «Что хорошо, что плохо и почему».

Проигрывание ситуации.

Игры – упражнения.

Наблюдения.

Чтение произведений:

А.Барто «Подари, подари»,

А.Милна «Вини – Пух и все – все все» (6-я глава о подарках для Ослика), Г. Остера «Как хорошо дарить подарки».

Песня В.Шаинского на сл. М. Пляцковского «Подарки».

М

А

Й

33. «Мои друзья».

34. «Старших надо уважать – малышей не обижать».

Закрепить понятие «друзья», учить понимать и различать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь ее; воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным и т.д.)

Воспитывать уважение к старшим и малышам. Раскрывать перед детьми сущность понятия «вежливость»; вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям. Побуждать к доброжелательному осознанию своего поведения.

Пение «Песню о дружбе»

Проигрывание ситуации «Друг или враг».

Чтение К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

Игра «Узнай своих друзей по голосу».

Беседы.

Рассматривание картинок.

Пословицы и поговорки.

Игры – инсценировки.

Поручения .

Работа с родителями.

Седьмой блок

Подведение итогов.