Особенности развития познавательно-психологического процесса в младшем возрасте.
консультация (младшая группа) на тему

Период младшего дошкольного возраста является для ребёнка важным и ответственным периодом из-за целого ряда новообразований, возникающих на фоне расширения кругозора и формирования основ мировоззрения маленького человека. Волнообразный характер развития навыков и умений продолжает сохраняться, однако, сформированные умения уже достаточно устойчиво закрепляются в сознании малыша. Период от 3 до 4 лет – наиболее сензитивен для возникновения и закрепления активности в познании мира, любознательности, желании учиться и обогащать свой внутренний мир. Задача взрослого на данном этапе – активно способствовать развитию возникшего познавательного интереса ребёнка. Ребёнок познаёт окружающую действительность всеми доступными для него способами: в ход идут предметы быта, любой из которых для ребёнка выступает в качестве игрушки. Период младшего дошкольника – это период совершенствования предметного восприятия. В связи с этим специалисты утверждают, что развитие способности восприятия внешних признаков предмета – формы, цвета, размера, обязательно ведёт в дальнейшем к формированию и развитию мыслительных операций, так как формирует способность считывать внутренние свойства вещей и предметов, объединять в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак, вычленять из группы. В дальнейшем это формирует и совершенствует владение операциями классификации, обобщения, смыслового соотнесения. Ведущей деятельностью ребёнка младшего дошкольного возраста является игровая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития познавательно-психологического процесса в младшем возрасте.

Особенности развития познавательно-психологического процесса в младшем возрасте.

        Период младшего дошкольного возраста является для ребёнка важным и ответственным периодом из-за целого ряда новообразований, возникающих на фоне расширения кругозора и формирования основ мировоззрения маленького человека. Волнообразный характер развития навыков и умений продолжает сохраняться, однако, сформированные умения уже достаточно устойчиво закрепляются в сознании малыша. Период от 3 до 4 лет – наиболее сензитивен для возникновения и закрепления активности в познании мира, любознательности, желании учиться и обогащать свой внутренний мир. Задача взрослого на данном этапе – активно способствовать развитию возникшего познавательного интереса ребёнка.

        Ребёнок познаёт окружающую действительность всеми доступными для него способами: в ход идут предметы быта, любой из которых для ребёнка выступает в качестве игрушки. Период младшего дошкольника – это период совершенствования предметного восприятия. В связи с этим специалисты утверждают, что развитие способности восприятия внешних признаков предмета – формы, цвета, размера, обязательно ведёт в дальнейшем к формированию и развитию мыслительных операций, так как формирует способность считывать внутренние свойства вещей и предметов, объединять в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак, вычленять из группы. В дальнейшем это формирует и совершенствует владение операциями классификации, обобщения, смыслового соотнесения.

        Ведущей деятельностью ребёнка младшего дошкольного возраста является игровая деятельность. Малыш начинает активно демонстрировать первые игровые действия, они могут быть достаточно хаотичные и кратковременные, но при этом являются важным элементом интеллектуального и физического развития ребёнка. Первые игровые действия ребёнка являются имитацией его отношений со взрослым миром и следствием его общения с ним, так как изменяется направленность интересов ребенка. Это изменение очень заметно, ведь если раньше ребёнок интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. Ребёнок начинает знакомиться и изучать сверстников, взрослых людей, их повадки и отношения, их деятельность. Ребенок начинает наблюдать за людьми, воспринимать и подражать им. То есть, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется познанием социальной действительности. Происходит это в двух направлениях – восприятие мира взрослых и мира сверстников. Воспринимая мир взрослых, дети, как правило, слепо копируют слова и действия родителей и значимых для ребёнка взрослых независимо от того, являются ли они положительными либо наоборот. Потому крайне важно в присутствии малыша следить за собственным поведением и выражениями.

В зависимости от этих изменений, происходящих в сознании ребенка, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется появлением такого типа его ведущей деятельности, как ролевая игра. В ней находит свое отражение смысл человеческих отношений, то есть его коммуникативное поведение усложняется, развивается социальное восприятие, возникает образное мышление, а также воображение.

Малыш тянется к сверстникам, учится знакомиться и играть, смущается, проявляет радость, интерес, иногда жадничает. А значит, развитие детей младшего дошкольного возраста приводит ребенка к тому, что у него появляется желание действовать не только самостоятельно и независимо, но и в коллективе, вместе со сверстниками. Игра «рядом», когда дети играли каждый в свою игру, но находились рядом, заменяется на игру «вместе». Этому свидетельствуют и игры, в которые малыш начинает играть с другими детишками. И если в начале младшего дошкольного возраста его отношения это лишь предметно-игровые действия, имеющие непродолжительный характер, то со временем эти взаимоотношения переходят в полноценные игры.

Речевое развитие детей младшего дошкольного развития характеризуется его высокой активностью. Ребёнок постоянно разговаривает,  между ребенком и родителем, а также между ребенком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждения к чему-либо или сообщения о себе или о чем-либо. Тут на первое место выходит познавательная функция, ведь малыш постоянно задает вопросы и развивается, получая на них ответы. Главной отличительно особенностью становится то, что малыш начинает говорить, действуя при этом, то есть речь становится частью действия.

Развивается звуковая сторона речи, ребёнок говорит и слышит правильно. Интенсивно растет словарный запас речи.  Для речи в младшем возрасте характерно словотворчество, выражающее недостаточный уровень владения грамматическими формами. В речевых высказываниях преобладают простые предложения. С возрастом предложения становятся более сложными. Активное овладение речью сопровождается овладением ребенком нормами произношения. Ребенок в этом возрасте овладевает всеми формами речи присущие взрослым, появляются монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, которая включает согласование игровых действий.

Запоминание  и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, то есть без специального обучения мнемическим операциям у детей младшего дошкольного возраста непроизвольное. Память скорее образная, у ребенка доминирует узнавание над запоминанием.

У большинства нормально развивающихся детей младшего возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети сравнительно легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызывает у них интерес и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить. Было показано, что развитие памяти тесно связано с развитием мышления у ребенка.  

Ребенок не может еще довольно продолжительно удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Наблюдается быстрая смена деятельности, ребенок быстро переключается с одного предмета на другой. Фон настроения неустойчивый, зависит от физического благополучия и комфорта. Ребенку свойственны резкие перепады настроения. Здоровому в эмоциональном плане малышу присуща жизнерадостность и оптимизм.

Нельзя не сказать и об изменениях в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста. Тут происходят существенные изменения, связанные с тем, что у малышей совершенствуется предметное восприятие. Ребенок учится анализировать, осознавать то, что он делает и учится действовать продуктивно. У ребенка в это время активно проходит сенсорное развитие, он уже знает о формах, положении и размерах предметов, что взрослые могут заметить по рисункам ребенка, в которых появляется формообразование, по тому, что малыш начинает на новом уровне решать мыслительные задачи. Малыш начинает экспериментировать, совершенствуются его орудийные действия.

А самое главное, чем характеризуется развитие детей младшего дошкольного возраста, это то, что малыш начинает мыслить, в его мозге возникают уже довольно сложные причинно-следственные взаимосвязи.

Н.Н.Поддьяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста:

1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.

2. В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь, вероятно, осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретического выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.

4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе – память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задачи.

5. Задача  решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Важный вывод, который был сделан Н.Н.Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными.

 То есть он начинает понимать, что он делает и зачем ему это нужно, что является важной предпосылкой к готовности перехода на новую ступень развития – старший дошкольный возраст.

        

Список литературы:

  1. Валитова В. Психология развития ребенка дошкольного  возраста. – Минск, 1997 г
  2. Мухина В. Возрастная  психология. – М, 1998 г.
  3. Немов Р.С. Психология. – М. 2005 г., Т. 2.
  4. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего возраста в условиях ФГОС»

 Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Познавательно-исследовательская деятельность является одной из ведущих видов ...

Консультация для педагогов.Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения...

Особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (3 -4 года).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выпо...

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон...

«ПознавайКА. Развитие познавательных процессов детей младшего возраста»

laquo;ПознавайКА. Развитие познавательных процессов детей младшего возраста» Для детей с 3-х до 4-х летСоставитель: Педагог дополнительного образования Устинова Я.А.Содержание образователь...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры в младшем возрасте

Совместная игра в 3-4 года – не простая задача....