Проект «Матрёшка-душа России»
проект (младшая группа) на тему

Семенова Екатерина Борисовна

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный

Возраст: 3-4 лет.

Участники: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Актуальность:

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е. Флерина.

Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_russkaya_matreshka.docx1014.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МОУ Леснополянская НШ

им.К.Д Ушинского ЯМР

Проект

 «Матрёшка-

                                                                 душа России»

                                C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\документы 4\проект матрешка\картинки для игр матрешка\21.jpg

                                        

 2015г.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный

Возраст: 3-4 лет.

Участники: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Актуальность:

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е. Флерина.

Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже.  

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

Постановка проблемы: определить эффективные методы формирования представлений детей  дошкольного возраста о декоративно – прикладном творчестве русского народа, путем художественно – эстетического развития.

Актуальность проекта: у современных детей  не сформированы представления о народных игрушках и способах их создания.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

Задачи:

Образовательные:

* Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.

* Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.

* Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.

* Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками.

* Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

Развивающие:

* Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

* Развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приёмы работы с ними.

* Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

Воспитывающие:

* Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.

* Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.

* Воспитывать аккуратность в работе.

Ожидаемый результат:

Знание истории происхождения Матрёшки;

Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры)

Умение передавать простейшие элементы росписи   Матрёшек.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Определение темы проекта

Формулировка цели и определение задач

Подбор материалов по теме проекта

Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов

Изучение методической литературы, сбор информации.

Составление плана основного этапа проекта

II этап – основной

Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

Познакомить детей с историей матрешки.

Изучение художественных элементов, росписи; составление орнаментов.

Игровая деятельность

Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

                                                   Подготовительный

                                                                   этап

1.

Изучение литературы, разработка плана мероприятий, подбор методического, дидактического и наглядного материал для реализации  проекта методической разработки сценария развлечения «Матрешка-Затейница», подбор художественной литературы (стихи, загадки)

МОУ Леснополянская НШ

1-7 .10.15

воспитатели

                                                           Основной этап

2.

Организация Мини-музея

« Веселая Ярмарка»

МОУ Леснополянская НШ

2-9.11.15

воспитатели

3.

Показ фотопрезентации «Знакомство с русской матрешкой»

МОУ Леснополянская НШ

7.10.15

воспитатели

4.

Беседа с детьми: «Вот какая Матрешка русская?»

МОУ Леснополянская НШ

8.10.15

воспитатели

Чтение стихов, потешек, загадывание  загадок  о  матрёшке

МОУ Леснополянская НШ

7-23.10.15

воспитатели

5.

Информирование родителей об организации в группе мини – музея «Веселая Ярмарка»

МОУ Леснополянская НШ

2.10.15

воспитатели

6.

НОД по аппликации «Укрась одежду матрёшки нарядными узорами»

МОУ Леснополянская НШ

12.10.15

воспитатели

7.

Организация совместной работы детей и родителей «Матрешка моей семьи»

 для выставки на тему «Наша добрая матрёшка»

МОУ Леснополянская НШ

10-11.10.15-

воспитатели

8

Консультация для родителей на тему «Организации  работы  по ознакомлению детей   дошкольного возраста с декоративно-прикладным творчеством русского народа»

МОУ Леснополянская НШ

9.10.15

 воспитатели

9.

НОД по рисованию «Подарим матрешке новый сарафан – роспись силуэта сарафана»

МОУ Леснополянская НШ

9.10.15

воспитатели

10.

Организация работы по подгруппам по рассматриванию дидактического материала «Как мастер делает русскую матрешку»

МОУ Леснополянская НШ

12-14.10.15

воспитатели

11.

НОД по рисованию «Веселые игрушки – деревянные подружки – роспись бумажных силуэтов матрешек»

МОУ Леснополянская НШ

16.10.15

воспитатели

11.

Оформление мини - музея в группе «Наши матрешки»

МОУ Леснополянская НШ

19-20.10.15

воспитатели

                                                 Заключительный этап

12.

Проведение интегрированного развлечения «Матрешка -Затейница»

МОУ Леснополянская НШ

02.11.15

Воспитатели

Муз. руковдитель

13.

Подведение итогов, анализ результатов и эффективности реализации проекта.

МОУ Леснополянская НШ

0.3-14.11.15

воспитатели

Презентация проекта

МОУ Леснополянская НШ

воспитатели

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательное развитие

• «Веселые матрёшки»

Цель: познакомить детей с историей матрёшки, её внешним обликом, особенностями росписи

• Знакомство с русским сувениром «Матрёшка».

• Составление сказок, действующими лицами которых являются матрёшки

• Заучивание частушек – потешек

• Загадки о матрёшках

• Рассматривание альбома «Матрёшки»

Художественно - эстетическое развитие.

• «Подарим матрешке новый сарафан – роспись силуэта сарафана»

• Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»

• Слушание и пение детьми песни «Мы весёлые матрёшки… »

• Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки… »

Речевое развитие.

• «Матрёшкины потешки»

• «Сказка о матрёшке»

• Стихи и частушки о матрёшках, загадки

• Стихи к празднику

Социально - коммуникативное развитие

• Русские народные игры: «Колечко», «Лапти», «Карусель»

• Дидактические игры: «Составь матрёшку», «Найди матрёшку в группе» (работа со схемой, «Чья матрёшка громче поёт», «Посчитай матрёшек», "Волшебный сундучок"

• Театрализованные игры: «Дружная семья матрёшек», Инсценировка «Матрёшки» на песню «Русская матрёшка», Кукольный театр «Веселые матрёшки»

III – этап заключительный

Презентация проекта

Оформление практического пособия для воспитателей

Итоговое мероприятия: праздник «Метрешка-Затейница»

Результат:

Дети знают:

историю происхождения Матрёшки;

особенности русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры) ;

умеют:

передавать простейшие элементы росписи   Матрёшек.

Приложения

        C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\документы 4\проект матрешка\картинки для игр матрешка\17.jpg

                                                                C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\документы 4\проект матрешка\картинки для игр матрешка\26.jpg

Художественное слово  о матрёшке

             ***

Я Матрёшка-сувенир

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская Матрёшка.

Мастер выточил меня

Из куска берёзы.

До чего румяна я,

Щёки, словно розы.

             ***

Матрёшка на окошке

Под ярким сарафаном

Вся семья в матрёшке,

Как в доме деревянном.

Открой – увидишь чудо:

Матрёшенька - детёныш.

А там ещё -

Откуда?

А там опять…

Найдёныш!..

Поют Матрёшки в хоре,

Живут, не зная горя,

И дружно , и счастливо,

И весело на диво!

Для самой юной крошки

Шьют платьица матрёшки,

Чтоб выйти вереницей

И погулять с сестрицей.

                   ***

Я с таинственной игрушкой

Заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

То их восемь, то одна.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

                      ***

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой,

Будет третья во второй.

Половинку отвинти

Плотную, притёртую

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её и посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая,

В ней живёт шестая.

А в шестой седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд

Сёстры – куколки стоят.

«Сколько вас?» -

У них мы спросим,

И ответят куклы:

«Восемь!»

              ***

– Тарарушки, тарарушки

Это русские игрушки,

Очень славные, да забавные,

Да нарядные, ненаглядные.

Русских много есть игрушек:

И коней, и погремушек,

Разноцветные флажки,

Расписные сундучки.

Есть ещё одна игрушка,

Все похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке –

Это русские матрёшки.

                     ***

 Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

“Ну и ой, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ”.

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет!…Гармошка?

Нет!…То – русская матрёшка!!!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Знают все её загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю –

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две… и вот…

Матрёшек целый хоровод.         Владимир Моисеев

       Русская матрёшка

Кто матрёшку сделал, я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу!

На щеках навёл зари румянец,

Неба синь вплеснул в её глаза,

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну и ой! Гуляй теперь по свету!

Весели себя, честной народ!»

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце.

Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет!

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет!…Гармошка?

Нет!…То – русская матрёшка!!!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Знают все её загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю –

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две… и вот…

Матрёшек целый хоровод.            Владимир Моисеев        

        *  *  *  *  *

Подарили мне матрешку.

Допустила я оплошку:

Разломила пополам –

Интересно, а что там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, дурешка;

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти

Полную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая,

А внутри пустая –

В ней живет шестая,

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

              ***

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем –

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки –

Какие веселые

Эти матрёшки!

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются-матрёшки.

А. Гришин

   Матрёшкины потешки

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

Как у нашей у Хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Матрёша вышла в юбочке.

На заре трубит рожок,

Кличет стадо на лужок:

-Выходи, Бурёнушка!

-Выхожу, матрёнушка!

Ходят куры в стороне,

Позабыли обо мне.

Принесла горошку –

Вспомнили матрешку.

Пряники печатные,

До того нарядные.

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

Любят маленькие детки

Всевозможные конфетки.

Кто грызет, а кто глотает,

Кто за щечкою катает.

Я цветочек вышила,

“Жу-жу-жу” услышала.

Села пчелка на цветок,

Мастерица – наутек.

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

Шла по ягоду Матрешка,

Позабыла взять лукошко.

“И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть?”

Сели мы на карусели,

На качели пересели,

Сто знакомых встретили,

На поклон ответили.

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

У торговца, у торговки

Покупали мы обновки,

Щупали и меряли,

Глазам своим не верили.

Пыль клубится по дорожке –

Едут с ярмарки матрешки,

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках.

Мы до полночи гостили,

Нас домой не отпустили,

Оставляют ночевать,

Завтра снова чаевать!

Слова Валентина Берестова

     Загадки о матрёшке

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская….(матрёшка)

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица

Для младшей темница.

Красные щёчки,

Пёстрые платочки,

Хлопают в ладошки

Весёлые…(матрёшки)

         Частушки

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём,

Вчетвером поём частушки

И танцуем вчетвером.

И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрёны, три Матрёшки,

И одна Матрёшечка.

Ох, уж у Матрёшки

Доченьки пригожи!

Доченьки пригожи,

На неё похожи.

Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ!

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт!

https://pp.vk.me/c628127/v628127367/2208a/E4vCqkpyzfA.jpg

https://pp.vk.me/c628127/v628127367/220c0/9WeaWuZllLE.jpg

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07819.JPG

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07820.JPG

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07821.JPG

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07822.JPG

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07823.JPG

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07824.JPG

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07829.JPG

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07830.JPG

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07832.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России.Мы любим тебя,Россия!Государственные Праздники и Памятные Дни России.Рассказ "Вася-Василек".

1).Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России."Мы любим тебя,Россия"! Авторские стихи-Романченко Е.Х.2).Материалы из Интернета.Стихотворени...