Главные вкладки

    Проект «Матрёшка-душа России»
    проект (младшая группа) на тему

    Семенова Екатерина Борисовна

    Тип проекта: информационно-творческий.

    Вид проекта: групповой.

    Продолжительность: краткосрочный

    Возраст: 3-4 лет.

    Участники: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

    Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

    Актуальность:

    "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

    Е. Флерина.

    Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_proekt_russkaya_matreshka.docx1014.72 КБ

    Предварительный просмотр:

                                            МОУ Леснополянская НШ

    им.К.Д Ушинского ЯМР

    Проект

     «Матрёшка-

                                                                     душа России»

                                    C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\документы 4\проект матрешка\картинки для игр матрешка\21.jpg

                                            

     2015г.

    Тип проекта: информационно-творческий.

    Вид проекта: групповой.

    Продолжительность: краткосрочный

    Возраст: 3-4 лет.

    Участники: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

    Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

    Актуальность:

    "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

    Е. Флерина.

    Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже.  

    Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.

    Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

    Постановка проблемы: определить эффективные методы формирования представлений детей  дошкольного возраста о декоративно – прикладном творчестве русского народа, путем художественно – эстетического развития.

    Актуальность проекта: у современных детей  не сформированы представления о народных игрушках и способах их создания.

    Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

    Задачи:

    Задачи:

    Образовательные:

    * Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.

    * Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.

    * Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.

    * Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками.

    * Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

    Развивающие:

    * Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

    * Развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приёмы работы с ними.

    * Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

    Воспитывающие:

    * Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.

    * Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.

    * Воспитывать аккуратность в работе.

    Ожидаемый результат:

    Знание истории происхождения Матрёшки;

    Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры)

    Умение передавать простейшие элементы росписи   Матрёшек.

    Этапы реализации проекта:

    I этап – подготовительный

    Определение темы проекта

    Формулировка цели и определение задач

    Подбор материалов по теме проекта

    Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов

    Изучение методической литературы, сбор информации.

    Составление плана основного этапа проекта

    II этап – основной

    Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

    Познакомить детей с историей матрешки.

    Изучение художественных элементов, росписи; составление орнаментов.

    Игровая деятельность

    Основное содержание проекта

    План мероприятий по реализации проекта

    Наименование мероприятия

    Место проведения

    Срок проведения

    Ответственный

                                                       Подготовительный

                                                                       этап

    1.

    Изучение литературы, разработка плана мероприятий, подбор методического, дидактического и наглядного материал для реализации  проекта методической разработки сценария развлечения «Матрешка-Затейница», подбор художественной литературы (стихи, загадки)

    МОУ Леснополянская НШ

    1-7 .10.15

    воспитатели

                                                               Основной этап

    2.

    Организация Мини-музея

    « Веселая Ярмарка»

    МОУ Леснополянская НШ

    2-9.11.15

    воспитатели

    3.

    Показ фотопрезентации «Знакомство с русской матрешкой»

    МОУ Леснополянская НШ

    7.10.15

    воспитатели

    4.

    Беседа с детьми: «Вот какая Матрешка русская?»

    МОУ Леснополянская НШ

    8.10.15

    воспитатели

    Чтение стихов, потешек, загадывание  загадок  о  матрёшке

    МОУ Леснополянская НШ

    7-23.10.15

    воспитатели

    5.

    Информирование родителей об организации в группе мини – музея «Веселая Ярмарка»

    МОУ Леснополянская НШ

    2.10.15

    воспитатели

    6.

    НОД по аппликации «Укрась одежду матрёшки нарядными узорами»

    МОУ Леснополянская НШ

    12.10.15

    воспитатели

    7.

    Организация совместной работы детей и родителей «Матрешка моей семьи»

     для выставки на тему «Наша добрая матрёшка»

    МОУ Леснополянская НШ

    10-11.10.15-

    воспитатели

    8

    Консультация для родителей на тему «Организации  работы  по ознакомлению детей   дошкольного возраста с декоративно-прикладным творчеством русского народа»

    МОУ Леснополянская НШ

    9.10.15

     воспитатели

    9.

    НОД по рисованию «Подарим матрешке новый сарафан – роспись силуэта сарафана»

    МОУ Леснополянская НШ

    9.10.15

    воспитатели

    10.

    Организация работы по подгруппам по рассматриванию дидактического материала «Как мастер делает русскую матрешку»

    МОУ Леснополянская НШ

    12-14.10.15

    воспитатели

    11.

    НОД по рисованию «Веселые игрушки – деревянные подружки – роспись бумажных силуэтов матрешек»

    МОУ Леснополянская НШ

    16.10.15

    воспитатели

    11.

    Оформление мини - музея в группе «Наши матрешки»

    МОУ Леснополянская НШ

    19-20.10.15

    воспитатели

                                                     Заключительный этап

    12.

    Проведение интегрированного развлечения «Матрешка -Затейница»

    МОУ Леснополянская НШ

    02.11.15

    Воспитатели

    Муз. руковдитель

    13.

    Подведение итогов, анализ результатов и эффективности реализации проекта.

    МОУ Леснополянская НШ

    0.3-14.11.15

    воспитатели

    Презентация проекта

    МОУ Леснополянская НШ

    воспитатели

    Организация совместной деятельности с детьми.

    Познавательное развитие

    • «Веселые матрёшки»

    Цель: познакомить детей с историей матрёшки, её внешним обликом, особенностями росписи

    • Знакомство с русским сувениром «Матрёшка».

    • Составление сказок, действующими лицами которых являются матрёшки

    • Заучивание частушек – потешек

    • Загадки о матрёшках

    • Рассматривание альбома «Матрёшки»

    Художественно - эстетическое развитие.

    • «Подарим матрешке новый сарафан – роспись силуэта сарафана»

    • Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»

    • Слушание и пение детьми песни «Мы весёлые матрёшки… »

    • Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки… »

    Речевое развитие.

    • «Матрёшкины потешки»

    • «Сказка о матрёшке»

    • Стихи и частушки о матрёшках, загадки

    • Стихи к празднику

    Социально - коммуникативное развитие

    • Русские народные игры: «Колечко», «Лапти», «Карусель»

    • Дидактические игры: «Составь матрёшку», «Найди матрёшку в группе» (работа со схемой, «Чья матрёшка громче поёт», «Посчитай матрёшек», "Волшебный сундучок"

    • Театрализованные игры: «Дружная семья матрёшек», Инсценировка «Матрёшки» на песню «Русская матрёшка», Кукольный театр «Веселые матрёшки»

    III – этап заключительный

    Презентация проекта

    Оформление практического пособия для воспитателей

    Итоговое мероприятия: праздник «Метрешка-Затейница»

    Результат:

    Дети знают:

    историю происхождения Матрёшки;

    особенности русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры) ;

    умеют:

    передавать простейшие элементы росписи   Матрёшек.

    Приложения

            C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\документы 4\проект матрешка\картинки для игр матрешка\17.jpg

                                                                    C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\документы 4\проект матрешка\картинки для игр матрешка\26.jpg

    Художественное слово  о матрёшке

                 ***

    Я Матрёшка-сувенир

    В расписных сапожках.

    Прогремела на весь мир

    Русская Матрёшка.

    Мастер выточил меня

    Из куска берёзы.

    До чего румяна я,

    Щёки, словно розы.

                 ***

    Матрёшка на окошке

    Под ярким сарафаном

    Вся семья в матрёшке,

    Как в доме деревянном.

    Открой – увидишь чудо:

    Матрёшенька - детёныш.

    А там ещё -

    Откуда?

    А там опять…

    Найдёныш!..

    Поют Матрёшки в хоре,

    Живут, не зная горя,

    И дружно , и счастливо,

    И весело на диво!

    Для самой юной крошки

    Шьют платьица матрёшки,

    Чтоб выйти вереницей

    И погулять с сестрицей.

                       ***

    Я с таинственной игрушкой

    Заигралась допоздна,

    Разбираю, собираю,

    То их восемь, то одна.

    Ростом разные подружки,

    Но похожи друг на дружку.

    Все они сидят друг в дружке,

    А всего одна игрушка.

                          ***

    Восемь кукол деревянных,

    Круглолицых и румяных,

    В разноцветных сарафанах

    На столе у нас живут,

    Всех матрёшками зовут.

    Кукла первая толста,

    А внутри она пуста.

    Разнимается она

    На две половинки.

    В ней живёт ещё одна

    Кукла в серединке.

    Эту куколку открой,

    Будет третья во второй.

    Половинку отвинти

    Плотную, притёртую

    И сумеешь ты найти

    Куколку четвёртую.

    Вынь её и посмотри,

    Кто в ней прячется внутри.

    Прячется в ней пятая

    Куколка пузатая.

    А внутри пустая,

    В ней живёт шестая.

    А в шестой седьмая,

    А в седьмой – восьмая.

    Эта кукла меньше всех,

    Чуть побольше, чем орех.

    Вот поставленные в ряд

    Сёстры – куколки стоят.

    «Сколько вас?» -

    У них мы спросим,

    И ответят куклы:

    «Восемь!»

                  ***

    – Тарарушки, тарарушки

    Это русские игрушки,

    Очень славные, да забавные,

    Да нарядные, ненаглядные.

    Русских много есть игрушек:

    И коней, и погремушек,

    Разноцветные флажки,

    Расписные сундучки.

    Есть ещё одна игрушка,

    Все похожи друг на дружку.

    Все они живут друг в дружке –

    Это русские матрёшки.

                         ***

     Кто матрешку сделал, я не знаю.

    Но известно мне, что сотни лет

    Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

    Покоряет кукла белый свет.

    Где он краски брал, искусный мастер,

    В нивах шумных, в сказочном лесу?

    Создал образ неуемной страсти,

    Истинную русскую красу.

    На щеках навел зари румянец,

    Неба синь всплеснул в ее глаза

    И, пустив в неповторимый танец,

    Он, должно быть, весело сказал:

    “Ну и ой, гуляй теперь по свету,

    Весели себя, честной народ”.

    И матрешка через всю планету

    До сих пор уверенно идет.

    Выступает гордо, величаво,

    С удалой улыбкой на лице,

    И летит за ней по миру слава

    О безвестном мастере-творце.

    Наша русская матрешка

    Не стареет сотню лет.

    В красоте, в таланте русском

    Весь находится секрет.

    Какой русский сувенир

    Покорил уже весь мир?

    Балалайка? Нет!…Гармошка?

    Нет!…То – русская матрёшка!!!

    Иностранцу нет желанней

    Куклы в красном сарафане.

    Детская игрушка эта,

    Обошла уже пол света!

    Так, немного и немало

    Символом России стала.

    Знают все её загадку…

    В ней хранятся по порядку

    Краснощёкие девчонки…

    Её младшие сестрёнки.

    Я секрет тот тоже знаю –

    Разбираю, собираю,

    Достаю их друг за другом,

    Расставляю полукругом;

    Одна матрёшка, две… и вот…

    Матрёшек целый хоровод.         Владимир Моисеев

           Русская матрёшка

    Кто матрёшку сделал, я не знаю,

    Но известно мне, что сотни лет

    Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

    Покоряет кукла белый свет.

    Где он краски брал, искусный мастер,

    В нивах шумных, в сказочном лесу?

    Создал образ неуёмной страсти,

    Истинную русскую красу!

    На щеках навёл зари румянец,

    Неба синь вплеснул в её глаза,

    И, пустив в неповторимый танец,

    Он, должно быть, весело сказал:

    «Ну и ой! Гуляй теперь по свету!

    Весели себя, честной народ!»

    И матрёшка через всю планету

    До сих пор уверенно идёт.

    Выступает гордо, величаво,

    С удалой улыбкой на лице.

    И летит за ней по миру слава

    О безвестном мастере-творце.

    Наша русская матрёшка

    Не стареет сотню лет.

    В красоте, в таланте русском

    Весь находится секрет!

    Какой русский сувенир

    Покорил уже весь мир?

    Балалайка? Нет!…Гармошка?

    Нет!…То – русская матрёшка!!!

    Иностранцу нет желанней

    Куклы в красном сарафане.

    Детская игрушка эта,

    Обошла уже пол света!

    Так, немного и немало

    Символом России стала.

    Знают все её загадку…

    В ней хранятся по порядку

    Краснощёкие девчонки…

    Её младшие сестрёнки.

    Я секрет тот тоже знаю –

    Разбираю, собираю,

    Достаю их друг за другом,

    Расставляю полукругом;

    Одна матрёшка, две… и вот…

    Матрёшек целый хоровод.            Владимир Моисеев        

            *  *  *  *  *

    Подарили мне матрешку.

    Допустила я оплошку:

    Разломила пополам –

    Интересно, а что там?

    Там еще одна матрешка,

    Улыбается, дурешка;

    Хоть и жаль ее ломать,

    Буду дальше разбирать.

    Кукла первая толста,

    А внутри она пуста.

    Разнимается она

    На две половинки.

    В ней живет еще одна

    Кукла в серединке.

    Эту куколку открой –

    Будет третья во второй.

    Половинку отвинти

    Полную, притертую,

    И сумеешь ты найти

    Куколку четвертую.

    Вынь ее да посмотри,

    Кто в ней прячется внутри.

    Прячется в ней пятая

    Куколка пузатая,

    А внутри пустая –

    В ней живет шестая,

    А в шестой – седьмая,

    А в седьмой – восьмая.

    Эта кукла меньше всех,

    Чуть побольше, чем орех.

    Вот, поставленные в ряд,

    Сестры-куколки стоят.

                  ***

    Цветастое платье,

    Румяные щёчки!

    Её открываем –

    В ней прячется дочка.

    Матрёшки танцуют,

    Матрёшки смеются

    И радостно просят

    Тебя улыбнуться!

    Они к тебе прыгают

    Прямо в ладошки –

    Какие веселые

    Эти матрёшки!

    Деревянные подружки

    Любят прятаться друг в дружке,

    Носят яркие одёжки,

    Называются-матрёшки.

    А. Гришин

       Матрёшкины потешки

    Хлебом-солью всех встречаем,

    Самовар на стол несем.

    Мы за чаем не скучаем,

    Говорим о том, о сем.

    Как у нашей у Хохлатки

    Нынче вывелись цыплятки,

    А из одной скорлупочки

    Матрёша вышла в юбочке.

    На заре трубит рожок,

    Кличет стадо на лужок:

    -Выходи, Бурёнушка!

    -Выхожу, матрёнушка!

    Ходят куры в стороне,

    Позабыли обо мне.

    Принесла горошку –

    Вспомнили матрешку.

    Пряники печатные,

    До того нарядные.

    Мы не сразу их съедим,

    А сначала поглядим.

    Любят маленькие детки

    Всевозможные конфетки.

    Кто грызет, а кто глотает,

    Кто за щечкою катает.

    Я цветочек вышила,

    “Жу-жу-жу” услышала.

    Села пчелка на цветок,

    Мастерица – наутек.

    Очень любим мы, матрешки,

    Разноцветные одежки.

    Сами ткем и прядем,

    Сами в гости к вам придем.

    Дуйте в дудки, бейте в ложки!

    В гости к нам пришли матрешки.

    Ложки деревянные,

    Матрёшечки румяные.

    Весь народ глядит в окошки:

    Танцевать пошли матрешки.

    Восемь водят хоровод,

    А девятая поет.

    Шли подружки по дорожке,

    Было их немножечко:

    Две Матрены, три Матрешки

    И одна Матрешечка.

    Шла по ягоду Матрешка,

    Позабыла взять лукошко.

    “И куда ж такую сласть

    Мне теперь, подружки, класть?”

    Сели мы на карусели,

    На качели пересели,

    Сто знакомых встретили,

    На поклон ответили.

    Мышку встретили подружки

    И попрятались друг в дружке.

    А которая осталась,

    Больше всех перепугалась.

    У торговца, у торговки

    Покупали мы обновки,

    Щупали и меряли,

    Глазам своим не верили.

    Пыль клубится по дорожке –

    Едут с ярмарки матрешки,

    На баранах, на быках,

    Все с баранками в руках.

    Мы до полночи гостили,

    Нас домой не отпустили,

    Оставляют ночевать,

    Завтра снова чаевать!

    Слова Валентина Берестова

         Загадки о матрёшке

    Есть для вас одна игрушка,

    Не лошадка, не Петрушка.

    Алый шёлковый платочек,

    Яркий сарафан в цветочек.

    Упирается рука в деревянные бока.

    А внутри секреты есть:

    Может три, а может шесть.

    Разрумянилась немножко

    Наша русская….(матрёшка)

    В этой молодице

    Прячутся сестрицы.

    Каждая сестрица

    Для младшей темница.

    Красные щёчки,

    Пёстрые платочки,

    Хлопают в ладошки

    Весёлые…(матрёшки)

             Частушки

    Мы матрёшки, мы подружки,

    Утром рано мы встаём,

    Вчетвером поём частушки

    И танцуем вчетвером.

    И кроваток нам не нужно,

    Потому что в час ночной

    Спим мы вместе, спим мы дружно,

    Спим мы все одна в другой.

    Шли подружки по дорожке,

    Было их немножечко:

    Две Матрёны, три Матрёшки,

    И одна Матрёшечка.

    Ох, уж у Матрёшки

    Доченьки пригожи!

    Доченьки пригожи,

    На неё похожи.

    Наша русская матрёшка

    Не стареет сотню лет!

    В красоте, в таланте русском

    Весь находится секрет!

    Велика Россия наша

    И талантлив наш народ!

    О Руси родной умельцах

    На весь мир молва идёт!

    https://pp.vk.me/c628127/v628127367/2208a/E4vCqkpyzfA.jpg

    https://pp.vk.me/c628127/v628127367/220c0/9WeaWuZllLE.jpg

    C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07819.JPG

    C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07820.JPG

    C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07821.JPG

    C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07822.JPG

    C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07823.JPG

    C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07824.JPG

    C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07829.JPG

    C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07830.JPG

    C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC07832.JPG


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

    Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...

    Занятие "Россия, Россия- края дорогие!"

    Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом  русского народа....

    Непосредственная образовательная деятельность по истории России: "Символика России. Белый, синий, красный"

    Использовать в ознакомлении с государственной символикой. Формировать уважительное отношение, понимание того,что они призваны объединять людей живущих в одной стране....

    Непосредственная образовательная деятельность по истории России "Герб – двуглавый орел и всадник. Герб Москвы. Герб России. Гимн. "

    Знакомить детей с символическим значением герба, его историей, назначением в прошлом и настоящем....

    " Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

    «Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

    Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

    Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...