Инновационное представление педагогического опыта Трифоновой Татьяны Владимировны
методическая разработка на тему

Трифонова Татьяна Владимировна

Тема опыта: «Устное народное творчество в развитии речи дошкольников»

 

 Актуальность и перспективность  опыта

 

       Проблема, связанная с развитием речи, особо остро встала в последнее время. По данным статистики за последние 20 лет количество детей с речевыми нарушениями значительно увеличилось. В конце XX началеXXI века цифра выросла до 55%, хотя во второй половине XX века их было 17% (данные М.Е.Хватцева). Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

        Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

       Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

       Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

        В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

        Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

В связи с этим актуально изучение особенностей развития словаря детей дошкольного возраста.

 Условия формирования опыта. На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы:

- повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

 

Теоретическая база опыта

     В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р.И., Сакулиной Н.П., Тихеевой Е.И., Ушинского К.Д.. Флериной Е.А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка как в целом, так и совершенствования связной речи.

     Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

    Русское народное творчество не перестает удивлять и восхищать своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д.Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

       Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским проблемам. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи. Но еще К.Д.Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные . «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д.Ушинский..

     А.М.Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой».

     Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.

       Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба, А.А.Пешковский, В.В.Виноградов, К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Ф.АСохин.)

      Работы представителей разных направлений наука отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

      Е.Н.Тихеева, Е.А.Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки - образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений. Поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы и антонимы, сравнения и гиперболу. В основе многих пословиц лежит метафора. Она служит средством достижения наибольшей экспрессии и живописности. Не менее богат и язык загадок. Широкий спектр изобразительно-выразительных средств используется здесь для кодирования образов предметов и явлений». . Эти особенности привлекают детей к малым фольклорным жанрам.

     Г.Н.Волков выделяет наиболее характерные особенности сказок: народность (сказки отражают жизнь народа, особенности его мировидения, а также культивируют их формирование у детей); оптимизм (сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом); увлекательность сюжета (сложность схемы событий, внешних столкновений и борьбы); образность (главный герой обычно отражает основные черты народного характера: отвагу, трудолюбие, остроумие и т.п.); забавность (тонкий и точный юмор); дидактизм (сказки всех народов поучительны и назидательны) .

       Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Но эффективность их использования будет зависеть не только от того - понимает ли воспитатель, какова роль фольклора, а и от того, насколько хорошо он знает о средствах народной педагогики, о методах и приемах их использования. Поэтому полагаю, что процесс развития речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если в процессе НОД и совместной деятельности педагога и детей большое внимание будет уделяться использованию устного народного творчества. Взрослые должны предусмотреть значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным должно быть полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период.

 Технология опыта

 

Цель: развитие речевой активности детей через использование устного народного творчества.

 

Данной целью обусловлен выбор задач.

Задачи:

- провести анализ методической литературы по теме;

- определить значение устного народного творчества в развитии речи

дошкольников;

-совершенствование диалогической и монологической речи;

-воспитание эстетических чувств при знакомстве с образцами устного народного творчества;

-повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей;

- провести исследование влияния устного народного творчества на развитие речевой активности детей.

      Для достижения поставленной цели и решения задач в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

     В интерьер группы включаю элементы русского декоративного прикладного искусства: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, различные виды театров, народные куклы. Кроме того, большую роль фольклору уделяется в планировании НОД и режимных моментов. Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяется большое внимание его закреплению и активизации. Значительно пополнили словарь детей занятия по познавательному развитию с элементами фольклора, на которых дети знакомились с атрибутами горницы. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовала различные методические и игровые приемы.

Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, рассказывываю о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. До чтения детям потешки «Конь» у них уже было сформировано представление о том, какое это красивое, гордое животное. Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с песенками. (см. Приложение 5).

     Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.

     Дети повзрослели. Я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. На занятиях по театрализованной деятельности для детей ставила задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Дети всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик и т.д., в зависимости от того, о ком потешка. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

      Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку. Напоминаем медлительному Артему: «Семеро одного не ждут». Замечая, что Саша оделся неаккуратно, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события.

     Использовала в работе материалы «Картинки старины» из журнала «Дошкольник. Младший школьник». В журналах за 2008 год предложены занятия, посвященные знакомству с семейным укладом жизни и культурой быта в старину, которые в увлекательной форме знакомят нас с обычаями и традициями празднования русских праздников. Основаны они на потешках и пословицах, которые расскажут детям о том, как жили наши предки задолго до нас, как они трудились и отдыхали, и помогут донести до сознания детей представления о семейных ценностях, добре и красоте, заботе и трудолюбии.

       Загадки - полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я начинала так, как предлагает Е.И.Тихеева. На стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирала загадку: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает», «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры», «Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка». Дети быстро отгадывали загадки, ведь загадываемый предмет находился перед глазами. Обращала внимание ребят на меткую образную характеристику игрушки. Загадки использовала на занятиях по развитию речи, ФЭМП, аппликации, конструировании, ОХЛ, обучении грамоте, ручному труду.

      На прогулке, когда дети наблюдали за деревьями, птицами или сезонными явлениями, предлагались соответствующие загадки:

«Стоят в лугах сестрички – желтый глазок, белые реснички» (ромашки);

«Бел, да не сахар, ног нет, а идет» (снег);

«Кричит «крак», червякам враг» (ворона).

     Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры «Кто и что знает?», «Я загадаю, а ты угадай». Много радости доставляли детям загадки «Подскажи словечко»: «Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый …(мухомор)», «Летом в болоте вы её найдете, зеленая квакушка. Это кто? (Лягушка)».

      В старшей группе много времени уделяется сказкам, которые не читаются, а рассказываются. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Не надо спешить задавать вопросы детям по содержанию сказки. Мне было интересно, как ребята делятся впечатлениями друг с другом. Чтобы узнать, как же дети запомнили и поняли её, я подбирала соответствующие игрушки и вносила в группу, обращалась к детям: «Дети, посмотрите, из какой сказки пришли эти герои?». Вот тут и начиналась беседа, в которой они вспоминали события сказки, поступки ее героев.

     Часто мы прибегали к такому приему, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в музыку, задуматься о характере героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

      Важным условием успешной работы над словарем детей является единство развития словаря с развитием познавательных процессов.

      Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:

Направо пойдешь – клад найдешь,

Налево пойдешь – коня потеряешь,

Прямо пойдешь – сам пропадешь.

 

·         Утро вечера мудренее.

·         Не по дням, а по часам.

·         От мала до велика.

       Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

       Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.

     Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию.

     Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:

«Солнышко! Ведрышко!

Выйди поскорей!

Будь к нам подобрей!»

        На воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи большое влияние оказывают русские народные словесные игры или как их еще называют, игры с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры.

      И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных видов театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети.

Устное народное творчество способствует:

- развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры;

- формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;

- воспитанию любви к родному краю, к его истории, природе, труду людей;

- воспитание доброты, трудолюбию, взаимовыручки;

- формированию художественно-речевой активности, приобщению детей к театрально-игровой деятельности.

     Работу по развитию речевой активности детей через знакомство с устным народным творчеством провожу не только в детском саду, но и дома, в семье. Взаимодействие с семьями воспитанников - одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента поступления ребенка в детский сад.

Для родителей были оформлены папки-передвижки:

·         «Пословица недаром молвится» ;

·         «Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника»;

·         «Русская народная мудрость в воспитании» .

    Совместно с родителями оформлен альбом «Рисуем сказки», а с детьми – альбом по работе с потешками.

    Изучая коммуникативные умения детей в формировании словаря, наблюдала за свободным общением детей, обращала внимание на характер общения, инициативность, умение вести диалог, слушать собеседника и понимать его умение выразить свои мысли. В результате пришла к выводу, что проводимые занятия способствуют обогащению активного словарного запаса детей и развитию речи.

        Следовательно, устное народное творчество является одним из средств формирования словаря детей дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через ознакомление их с устным народным творчеством.

Анализ результативности опыта

    Результативность опыта работы по развитию речи отслеживается регулярно. Мониторинг проводится в начале, в середине и в конце учебного года

    Результаты, полученные в ходе мониторинга , дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе устного народного творчества сказывается на расширении словаря детей. В результате проведенной работы произошли позитивные изменения в словарном запасе детей.

     Таким образом, использование устного народного творчества действительно является одним из ведущих методов обучения детей дошкольного возраста.

Перспективой дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Трудности и проблемы  при использование данного опыта

       На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

       Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.

      Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.  Плохая дикция.

     Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

 

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы по  развитию  речи  дошкольников посредством устного народного творчества может применяется педагогами МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений района. Развлечения, театральные представления и открытые занятия по развитию речи с использованием устного народного творчества, представление педагогического опыта размещены на порталах педагогического сообщества в моем личном блоге, и могут быть использованы в своей работе воспитателями.

 

Методика ознакомления со сказками:

 

1.     Сказку надо неоднократно рассказывать, а не читать. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, предать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.

2.     Для того чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:

– показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);

- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже сказку - присказкой новой, интересной.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. предлагают использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;

- выборочное чтение по просьбе детей;

- рассматривание иллюстраций, книг;

- Прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова .

4. При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например крокодил, а какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета .

5. Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец», цель: дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического.

Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения .

6. После занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, их драматизация

 

Методика ознакомления с устным народным творчеством:

 

Традиционно выделяют две формы организации работы с фольклором в детском саду:

1.     Чтение и рассказывание на занятиях:

- одного произведения;

- нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке);

- объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств;

- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами, мультфильмами);

- чтение как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим.

2. Использование вне занятий, в разных видах деятельности.

 

Русская народная мудрость в воспитании.

В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые учат уму-разуму да «сердцем награждают»: «Не та мать, которая родит, а та, что сердцем наградит», «Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел». Пример родителей – лучшая школа для детей, извечная прописная истина. «Возле батьки-матки учатся дитятки», «Какова матка, таковы и детки», «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы». Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании. Недаром в сознании народном прочно закрепилась истина о том, что «Материнская ласка – конца не знает».

     В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребёнка. Поэтому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И все же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят». Просто и ясно, да только на деле туманно и трудно.

     Обычаи и традиции народная педагогика рассматривает как один из факторов успешного воспитания. Их утрата означает утрату того духовного богатства, которое накопил народ за его историю. Одна из прекрасных традиций - обязанность родителей воспитать своих детей. Это с одной стороны, с другой - долг детей перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает», «Оскорбившего отца или мать презирает народ».

   Как святыню следует чтить родную мать, ибо все мы ее вечные должники. Ничем не вознаградить ее самопожертвование, до седых волос человек в долгу перед ней за ее материнский подвиг. И вовсе не преувеличение, когда мы слышим: «Если для матери сделаешь яичницу даже на ладони, и тогда у неё будешь в долгу». Еще один аспект русской народной педагогики – самовоспитание. Народ об этом никогда не забывал: «Кто как себя поведет, такая и слава пойдет», «Не дав слово – крепись, а дав слово – держись», «Учись доброму, так и худое на ум не пойдет».

 

Пословица недаром молвится.

    Пословицы и поговорки - бесценное наследие нашего народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались из поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора. Художественное совершенство пословиц: образность, глубина содержания, яркость, богатство языка обеспечивало им вечную жизнь в нашей речи.

    Не думайте, что в наше время они не создаются. Создаются, а бывает, и в нашем присутствии. Просто иногда мы не вслушиваемся в речь собеседника. Не пропускайте мимо ушей мудрые речи, записывайте поучительные высказывания и щедро делитесь ими с теми, кто их собирает. Пословица недаром молвится. Её любят, ценят, помнят. Охотно цитируют. По-иному и быть не может: она – украшение речи, учитель и утешитель.

    Пословица пословицу зовет, пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, не объехать, ибо в ней выражен смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами». «Жизнь прожить - не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери». «Кто матери не послушает, тот в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «труд человека кормит, а лень портит», «Где труд, там и счастье»; «Ученье - свет, а не ученье - тьма»; «Ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай); «В беде руки не опускай - трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду»; «Не руби сук, на котором сидишь»; «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись к пословице.

   Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от неё она не является полным суждением.

   Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.

       Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и угрозы. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.

       Хорошо использовать пословицу при развитии связной речи. Она будет очень уместна после работы с рассказом или сказкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из педагогического опыта Кокшаровой оксаны Владимировны на тему: "Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетического развития"

В приложении включены: перспективное планирование; конспекты непосредственно-образовательной деятельности; методы работы с детими по художественно-эстетическому развитию"...

Представление педагогического опыта Павловой Татьяны Андреевны воспитателя МДОУ «Детский сад №79» «Обучение мордовскому (эрзя) языку детей старшего дошкольного возраста»

    С 2013 года Павлова Т.А. работает над проблемой  по обучению детей дошкольного возраста мордовскому языку. За этот период накоплен опыт работы по тебе «Обучение мордовскому (...

Представление педагогического опыта педагогического работника.

Актуальность и перспективность опыта.Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и ...

Доклад "Представление педагогического опыта работы на тему «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»

МБДОУ  Детский   сад    «  Ласточка»  с.Тарбагатай.Воспитатель: Трифонова Н.Е  Представлениепедагогического опыта работы ...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района Рябовой Татьяны Александровны 2023 год

Представление педагогического опыта воспитателяМДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»Ичалковского муниципального районаРябовой Татьяны Александровны ВведениеТема опыта: ...