Мастер класс.
материал (подготовительная группа) на тему

Лобынцева Инна Александровна

«Развитие мелкой моторики и сенсорных представлений у детей с ЗПР посредством развивающих игр в образовательном процессе» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstuplenie_lobyntsevoy_i._a._1.docx56.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики и сенсорных представлений у детей с ЗПР посредством развивающих игр в образовательном процессе»

Развитие мелкой моторики и сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

При использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения - вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.

В своей работе я использую игры, в том числе и пальчиковые с шариком «Су-Джок» и массажными кольцами, они  очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию мелкой моторики, речи, творческой деятельности. Например игры : «Моя семья», «Приветствие» и т.д.

«Дождик»

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

(Стучим медленно шариком об ладонь)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

(Стучим шариком об ладонь, ускоряя темп)

Мы зонты свои раскрыли,

(Шарик находиться под ладонью)

От дождя себя укрыли.

(Сжимаем шарик в ладони)

Упражнения, способствующие развитию рук и ручной умелости детей с ЗПР:

• запускать пальцами мелкие волчки;

• нанизывать пуговицы, бусинки на тонкую проволоку;

• наматывать тонкую проволоку на катушку, на палец (колечко или спираль)

• сортировка семян гороха, фасоли, бобов;

• игры со счетными палочками;

• раскрашивание картинок в книжках;

• рисование по трафаретам;

• рисование по фигурным линейкам;

• штриховка;

При выполнении упражнений повышается устойчивость внимания, снижается утомляемость, увеличивается объем памяти, повышается способность к произвольному контролю, убыстряются психомоторные процессы.

С целью формирования графических навыков: плоскостной ориентации, геометрического видения, формирование понятий «вверх», «вниз», «вправо», «влево» и т. д., можно предложить использовать следующие задания.

Задание. Жучков, которые ползут сверху вниз, раскрась в зелёный цвет, а те которые ползут снизу вверх, - в коричневый цвет.

hello_html_1f4b79bc.png

Задание. Нарисуй справа столько же квадратов, сколько нарисовано кругов.

hello_html_m50df44e0.png

Задание. Раскрась дом синим цветом, а забор – красным:

        hello_html_m4fafbb3b.png

Игра «Тактильный мешочек»

Необходимо подготовить  одинаковые крышечки, их число должно быть четным. Можно взять крышечки от коробок сока или пластиковых бутылок, питьевого йогурта.

В качестве тактильного материала можно использовать наждачную бумагу, ковролин, ткань с разной фактурой (вельвет, джинсовая ткань, гобелен, мех, вязаная ткань), кожу, гофрокартон, тонкий пенопласт, сетка от комаров и т. д. По размеру крышек вырежьте по два кружка каждого материала и вложите кружочки в смазанные клеем крышечки.

Правила игры: необходимо положить в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество).

Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.

«Весёлый ёжик»

        Задания:

  • Педагог предлагает детям разобрать прищепки по цветам: жёлтые, синие, зелёные и т.д.
  • Педагог просит детей прикрепить: ёжику желтые, красные….иголки.
  •  Педагог предлагает ребятам прикрепить ёжику– 3 жёлтые,  4 зелёные иголки и т.д.
  • Педагог просит ребят сделать ёжику разноцветные иголки чередуя желтый, зелёный, синий цвета.

«Разноцветные камешки»

Задания:

  • Педагог предлагает детям разобрать камешки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т.д.
  • Педагог просит детей сделать дорожку из пяти камешков, после чего «умным» пальчиком посчитать их слева на права и справа на лево (прямой и обратный счёт)
  • Педагог предлагает детям сделать дорожку из камешков, причём сначала просит положить на стол красный камешек, затем – жёлтый, зелёный, синий и т.д.
  • Воспитатель просит детей сделать дорожку из камешков, сначала – 1 красный камешек, затем – 2 жёлтых, 3 зелёных, 4 синих и т.д.

«Фасоль»

Задания:

  • Педагог просит детей сделать дорожку из фасоли.
  • Педагог предлагает выложить из фасоли цифру (геометрическую фигуру).
  • Педагог  просит к 3-м фасолинам добавить ещё 2-е и подсчитать сколько получилось всего; убрать 3 фасоли и т.п.
  • Педагог предлагает рассортировать фасоль на три баночки.

 «Мозаика»

Задания:

  • Педагог  предлагает детям сделать дорожки: 1-ю – красную, 2-ю – жёлтую, 3-ю – зелёную и т.д.
  • Педагог просит сделать из мозаики какой-то рисунок. Например, зелёную травку, синий дождик и т.п.
  • Детям даётся задание сделать дорожку из мозаики, чередуя цвета: красный, жёлтый, зелёный, голубой, синий, красный, жёлтый…

«Делаем бусы»

Задания:

  • Педагог просит рассортировать бусинки.
  • Педагог  предлагает ребятам сделать бусы чередуя цвета и формы бусинок.
  • Детям даётся задание сначала нанизать 1 красную бусинку, затем – 2 голубые, 3 белые и т.д.

«Весёлые макарошки»

Задания:

  • Фасолины и подсчитать сколько  осталось; добавить 4 фасолины и сказать сколько всего на столе.
  •  Педагог  просит рассортировать макарошки.
  • Педагог предлагает ребятам сделать бусы чередуя макароны по форме.
  • Педагог предлагает сделать две дорожки из макарошек: одну – длинную, вторую – короткую (можно предложить и широкую/узкую).

          Таким образом, развитие мелкой моторики рук, сенсорных упражнений и развивающих игр, которые позволяют улучшить функционирование психических функций, у детей с ЗПР, стимулирует их развитие, а так же за счет позитивного воздействия на внимание, работоспособность, повышает продуктивность деятельности детей на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...