Сообщение по теме: Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому наследию России Из опыта работы
материал ( группа) на тему

Шишкина Татьяна Борисовна

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования делается акцент на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах семьи, человека и общества.       Развитие этнокультурного образования подрастающего поколения обуславливается социально-политическими и духовными переменами в нашем обществе, вызывающими интерес к народным традициям и культуре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shishkina_ped_chteniya_2016.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №30 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному развитию детей

Сообщение  по теме:

Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому наследию России

Из опыта работы:

 Шишкиной Татьяны Борисовны

2016

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования делается акцент на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах семьи, человека и общества.       Развитие этнокультурного образования подрастающего поколения обуславливается социально-политическими и духовными переменами в нашем обществе, вызывающими интерес к народным традициям и культуре.

Именно приобщение детей к истокам русской народной культуры является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Потому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память,  и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

 Социологическое  исследование семей воспитанников показало, что 80%     молодых родителей не знают истории, традиций и культуры своего народа, своего края, не уделяют должного внимания    нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, поэтому  нарушается путь успешной ранней социализации  личности, формирование устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству.

В ходе работы с детьми и родителями заметила, что в разговорной речи не употребляют потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. Дети плохо знают традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры.

Исходя из опроса родителей и диагностики дошкольников, пришла к выводу, что необходимо  создание условий для  формирования  у дошкольников любви к Родине с раннего периода, для накопления  ими социального опыта жизни  в условиях малой Родины, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к истории, традициям, культуре.

Для решения данной проблем разработала план работы с родителями и детьми. Определила  следующие приоритеты: широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки и т. д.).  В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера: нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции, в которых фокусируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Знакомство детей с народно-декоративной прописью.

 Образовательная цель этих приоритетов состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи, пляски, сказки, музыки и театра. Именно это развивает личностную культуру ребенка, как  основу его любви к Родине.

Для решения данной цели мною были реализованы следующие проекты: «Мой город»,  «Матрешка – душа России», «Русская народная тряпичная кукла», «Моя любимая игрушка».

В рамках этих проектов была создана развивающая  предметно- пространственная среда, оформлен мини - музей «Народная тряпичная кукла», «Кукольный уголок» по теме русская «изба».

Оформлен фото – альбом «История нашего города». В данном альбоме собраны фотографии с 1927 года, затем 60 года, 80 года прошлого века и фотографии современного города. Фото – альбом «Мы живем в России» а так же альбомы со всеми видами матрешек и «Наши народные тряпичные куклы ». С помощью родителей был собран дидактический материал: народные игры, пословицы, загадки, поговорки, песенки, потешки. Проведены творческие выставки: «Семейная авторская матрешка», «Улицы нашего города», дети научились изготавливать народные тряпичные куклы: «Колокольчик», «Вепсскую», «Кувадку».

Совместно с родителями проводила выставки-ярмарки работ прикладного искусства. Для родителей и педагогов ДОУ был проведен мастер – класс по изготовлению народной куклы.

 Детей знакомила с народными играми, народным календарем, с особенностями жизни и быта русского народа, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней.

Познакомились с русским костюмом, традициями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной культуре.  Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм. Потешки, прибаутки выражают заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В работе с детьми использовались все виды деятельности: познавательная, творческая (художественно-эстетическая), музыкальная,  двигательная, исследовательская, коммуникативная.

В ходе работы с детьми были использованы следующие методы и формы: современные технические средства обучения (компьютер, телевидение, видеофильмы). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию своего народа. А так же беседы, чтение художественной литературы, презентация проектов,  проведение дидактических и народных игр, развлечения, праздники,  инсценировки.

Проделанная работа дала положительные результаты. Дети много узнали о народной культуре,  повысился интерес к отечественной традиционной культуре и культуре других народов, ее сохранению и развитию. Развитие творческих  способностей детей  родители стали активнее принимать участие в образовательном процессе ДОУ. Укрепилось сотрудничество с родителями по привитию ребенку интереса и любви к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитанию патриотических чувств.

Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у детей не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы  будущего успешного обучения ребенка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)

Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку Из опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Волшебный дворец”

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языкуИз опыта работы МАДОУ   “ЦРР – детский сад № 36  “Во...

«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Выступление из опыта работы

laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»Выступление из опыта работы "Мангеровской Л.М....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации «Изонить» (Из опыта работы)

занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение...