Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
статья ( группа) на тему

Развивающая предметно - пространственная среда в группе создаётся с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno_prostranstv.sreda_.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

  1. Безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группах.

Все пространство развивающей среды группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

- Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

- Психо - физиологическая безопасность - соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

- Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

- Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения. По правилам пожарной безопасности эвакуационный выход не перекрыт мебелью.

                В группе созданы условия для  психологического комфорта детей:

  1. Реализацию образовательных программ дошкольного образования

Предметно - развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно - эстетическое развитие; физическое развитие) и в соответствии с рабочей программой группы.

              Организация предметно-развивающей среды в группе  построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Образовательная область «Познание»:

Для умственного развития создан  математический уголок: с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, индивидуальный раздаточный материал.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Также имеются емкости разной вместимости, календари природы, лейки, опрыскиватели. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации).

Уголок для экспериментов и исследовательской деятельности предназначен для проведения экспериментов с самыми разными материалами. Здесь дети проводят эксперименты в соответствии с календарным ежедневным планом воспитателя.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью. В центре игровой зоны находится ковер.

Уголок  ПДД включает в себя переносной макет улицы, различного размера  и назначения машины, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о ПДД через сюжетно-ролевую игру.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Мини библиотека расположена на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества, загадки.  Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.

«Детский театр» находится рядом с мини библиотекой. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев), оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей.

Есть   уголок ряжения -  в нем есть различные элементы костюмов, украшений и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления.

Есть  зона  развития речи, где собрано большое количество дидактических настольных  игр для развития речи, как лото, кубики с буквами, игры типа «Найди пару и назови».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Зона  изобразительного искусства находится в самом светлом месте группы.

В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство  на полу дает возможность сооружать постройки. Также здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а  также различные музыкальные сказки.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Зона  физического развития, целью  которого является развитие двигательной активности физических качеств детей оснащен разным оборудованием.  Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.  

3.Развивающая предметно - пространственная среда в группе  содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы.

1.Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

2. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Например, наличие в группе различных лоскутков ткани разного размера, которые дети используют в разных видах детской деятельности (скатерть, платок для куклы, покрывало и др.). Все предметы-заместители находятся в специальной коробке. Используются мягкие модули, ширмы, маркеры игрового пространства, предметы  из природного и бросового материала: гладкие камни, крупные семена, крышки, пластиковые бутылки и многое другое. 

  3.В группе педагог организовала  различные пространства для игр, уголок уединения и конструирования, книжный уголок, уголок природы,  наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

 4. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную  и исследовательскую активность детей. Материал меняется в зависимости от сезона, от тематического планирования. Также ежемесячно вносятся сделанные своими руками дидактические игры. Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Организация предметно - развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников.

В обстановку группы включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные на перспективу.  Так называемая «зона ближайшего развития».

5.Все игры и пособия в группе доступны всем детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....