Творческая мастерская Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода
методическая разработка ( группа) на тему

Трусова Людмила Владимировна

Особое место в построении развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ отводится наглядно-игровым пособиям и дидактическим играм и игрушкам.

Педагоги и родители могут самостоятельно изготовить многофункциональыне игровые пособия для решения задач интеграции ОО. Использование данных пособий ребенком в ходе взаимодействия со взрослым и сверстниками будет способствовать развитию его личности в целом, проявлению инициативы и творческих способностей.

Целью проведения творческой мастерской стала модернизация пособий для многофункционального использования в воспитательно-образовталеьной работе с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая мастерская

«Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода»

Задачи:

  • Модернизация пособий для многофункционального использования в воспитательно-образовательной работе с детьми;
  • Развитие у воспитателей умения выстраивать логические и ассоциативные цепочки для интеграции задач ОО;
  • Формирование чувства сплоченности среди педагогов.

Материалы и оборудование: пособия, подлежащие модернизации; проектор и компьютерная техника; карандаши, ручки, стикеры; коллажи с вариантами ППРС; памятки для педагогов.

Продолжительность: 60-70 минут.

Примечание: предварительно педагогический коллектив ДОУ разбит на творческие группы (модернизация пособий: ширма, самодельная книга).

Ход мероприятия:

  1. Психогимнастическое упражнение «Давайте поздороваемся!» (3-5 минут).

Уважаемые коллеги! Я попрошу вас встать, походить по залу и поздороваться со всеми, кто встречается вам на пути.

На хлопок – здороваетесь за руку «Здравствуйте!»;

На свисток – здороваетесь плечиками «Добрый день!»;

На звук бубна – слегка обнимаете друг друга «Привет!»

  1. Установочный доклад.

Время проведения: 10 минут.

Среди важных на сегодняшний день задач ДОО – организация развивающей ППРС, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить индивидуальность и активность, успешно реализоваться в разных видах деятельности.

Согласно ФГОС ДО РППРС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.д.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета их особенностей.

ФГОС ДО предусматривает требования к условиям реализации ООП ДО, в т.ч. к развивающей предметно-пространственной среде, согласно которым она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательное пространство должно стимулировать познавательную, моторную и сенсорную активность ребенка, развивать его речь, способствовать накоплению разных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений в процессе НОД, образовательной деятельности в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

При этом ведущая роль в обучении ребенка дошкольного возраста принадлежит взрослому, который обеспечивает его дидактическим материалом, проявляет постоянный интерес к деятельности дошкольника, поощряет любознательность.

ООП ОП ДО в соответствии с ФГОС ДО предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех взаимодополняющих ОО. Реализовать эти требования позволяет принцип интеграции.

Интеграция – объединение ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Интеграция в образовательном процессе ДОУ – особо выстроенный структурный процесс, направленный:

  • На обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;
  • Развитие умения применять знания из различных областей для решения конкретной задачи;
  • Формирование способности самостоятельно проводить посильные творческие исследования;
  • Развитие желания самовыражаться.

Сущность интегрированного подхода заключается в соединении знаний из разных областей развития.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. На ней базируются и обучение дошкольников, и коррекция недостатков их развития. Поэтому особое место в построении развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОУ отводится наглядно-игровым пособиям и дидактическим играм и игрушкам.

Наглядно-игровые пособия и дидактические игрушки должны соответствовать педагогическим требованиям:

  • Решать образовательные, развивающие, воспитательные и коррекционные задачи;
  • Стимулировать познавательную активность детей;
  • Удовлетворять их стремление к двигательной активности;
  • Быть многофункциональными;
  • Обладать динамическими свойствами (подвижность частей, возможность комбинировать детали, собирать, разбирать их);
  • Быть яркими, вызывать чувство радости, яркий эмоциональный отклик и желание с ними играть.

Гигиенические требования включают следующие положения:

  • Наглядно-игровые пособия и дидактические игрушки должны быть сделаны из экологически чистых материалов;
  • Быть безопасными (отсутствие острых граней, углов, соответствие требованиям ПБ);
  • Прочными и надежными в использовании;
  • Соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Грамотно подобранные и используемые наглядно-игровые пособия и дидактические игрушки развивают ребенка разносторонне. Особое значение имеют пособия, которые способствуют речевому, познавательному развитию и состоят из различного рода стимуляторов, оказывающих воздействие на анализаторные системы.

Организация деятельности детей посредством таких пособий позволяет:

  • Повышать их любознательность, интерес к получению знаний;
  • Формировать знания об окружающем мире и определенных сенсорных эталонах;
  • Развивать общую и ручную моторику, формировать графомоторные навыки;
  • Активизировать речевое и интеллектуальное развитие;
  • Развивать творческие способности;
  • Умение взаимодействовать со взрослым и сверстниками, организовывать самостоятельную деятельность.

Такие пособия выпускают промышленные предприятия, и они реализуются в специальных магазинах. Но некоторые из них под силу сделать своими руками.

Педагоги и родители могут самостоятельно изготовить многофункциональные игровые пособия для решения задач  интеграции ОО. Использование данных пособий ребенком в ходе взаимодействия со взрослым и сверстниками будет способствовать развитию его личности в целом, проявлению инициативы и творческих способностей.

  1. Ассоциация «Педагогическая змейка»

Разработка пошагового плана модернизации пособий посредством определения задач к каждой ОО (7-10 минут).

Сейчас я пущу по кругу лист бумаги – бумажную змейку. Каждый участник напишет на нем ассоциативно возникшую задачу к указанной ОО, затем сложит лист гармошкой и передаст следующему участнику. Таким образом, мы определим сущность многофункционального пособия на основе интегративного подхода (каждой творческой группе предлагается отдельный лист бумаги).

Педагоги выполняют задание и озвучивают получившиеся ассоциации.

  1. Создание творческого продукта.

Модернизация пособий для многофункционального использования (15 минут).

Уважаемые коллеги, для вас подготовлены пособия. Ваша задача – усовершенствовать пособие для реализации задач каждой ОО. Идеи записывайте на стикерах и приклеивайте на необходимый участок пособия.

Помните о соблюдениях требований, о которых мы говорили. В качестве подсказок используйте «педагогические змейки». Кроме того, выполнить задание вам помогут коллажи с вариантами организации ППРС (слайд-шоу).

  1. Социализация.

Презентация и обсуждение творческих работ (15 минут).

  1. Рефлексия.

Обсуждение возможных вариантов взаимодействия с участниками образовательного процесса по теме мероприятия (организация разнообразных форм взаимодействия с родителями детей по модернизации и изготовлению дидактических пособий) – 5 минут.

Коллеги, сегодня вы предложили варианты усовершенствования двух пособий. В будущем вам предстоит провести подобную работу по изготовлению игровых полей. Для этого предлагаю воспользоваться памяткой с универсальным алгоритмом модернизации и изготовления наглядно-дидактических пособий для многофункционального использования:

  • Освещение теоретических аспектов, затрагивающих сферу развития ребенка посредством пособия;
  • Определение задач, реализуемых в ходе использования пособия;
  • Практикум по созданию или модернизации многофункционального пособия;
  • Анализ вариантов использования игрового пособия.

  1. Подведение итогов.

Определение даты проведения презентации игровых пособий. Общая оценка работы, отзывы участников (5 минут).

АЛГОРИТМ

модернизации или изготовления наглядно-дидактических пособий для многофункционального использования:

  • Освещение теоретических аспектов, затрагивающих сферу развития ребенка посредством пособия;
  • Определение задач, реализуемых в ходе использования пособия;
  • Практикум по созданию или модернизации многофункционального пособия;
  • Анализ вариантов использования игрового пособия.

АЛГОРИТМ

модернизации или изготовления наглядно-дидактических пособий для многофункционального использования:

  • Освещение теоретических аспектов, затрагивающих сферу развития ребенка посредством пособия;
  • Определение задач, реализуемых в ходе использования пособия;
  • Практикум по созданию или модернизации многофункционального пособия;
  • Анализ вариантов использования игрового пособия.

АЛГОРИТМ

модернизации или изготовления наглядно-дидактических пособий для многофункционального использования:

  • Освещение теоретических аспектов, затрагивающих сферу развития ребенка посредством пособия;
  • Определение задач, реализуемых в ходе использования пособия;
  • Практикум по созданию или модернизации многофункционального пособия;
  • Анализ вариантов использования игрового пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДО»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть насыщена игровыми материалами, ...

Творческая мастерская для родителей «Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми для развития дыхания для профилактики простудных заболеваний»

Если вы работаете над темой "Дыхательная гимнастика", Вам может пригодиться для планирования в работе с родителями....

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...

lСоздание дидактических пособий для использования в работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДО»

_________________________________________________________________ Как самостоятельно разработать дидактическую игру (Мастер-класс) Как самостоятельно ...