конспект образовательной ситуации "Испытание магнита"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ефимова Алла Петровна

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispytanie_magnita.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект образовательной ситуации «Испытание магнита»

Ефимова Алла Петровна, воспитатель

Цель урока:

– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Задачи:

– систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;

– стимулировать самостоятельность и активность детей;

– воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки;

– обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение).

Материалы:

– на каждого ребёнка: магнит, коробочка с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, коробка из-под обуви, заранее нарисованные бабочки, нитки, скрепки, скотч;

– таблица-схема для занесения результатов эксперимента ;

Техническое обеспечение: интерактивная доска, видеописьмо от Незнайки.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное видеописьмо. Давайте его посмотрим. Воспитатель включает интерактивную доску, дети смотрят видеосюжет про Незнайку (взрослый, переодетый в костюм Незнайки). Содержание видеописьма: “Привет, ребята! Это я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь её отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста”.

  1. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

  1. Выявить свойства предметов
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.

Воспитатель: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке? Как? (Нарисуем схему, напишем инструкцию, пошлём письмо, расскажем о железных деталях, отправим магнит, пригласим Незнайку в гости).

– Как мы сможем отличить железные детали от остальных? (Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит).

– Почему нужно использовать магнит? Что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы). Как эти свойства можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент).

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

  1. Создать мотивационную ситуацию для определения металлических предметов ;
  2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины;

– Мы сейчас с вами отправимся в нашу мини-лабораторию и проведём эксперимент. На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только железные. Полученные результаты занесём в таблицу.

Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в парах. С отобранными предметами дети садятся на стульчики.

– А теперь результаты эксперимента мы занесём в таблицу при помощи знаков “+” и “-”.

Работа с таблицей.

резина

-

дерево

-

железо

+

пластмасса

-

бумага

-

Дети по очереди выходят и знаками отмечают результаты эксперимента.

– Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?

  1. Открытие нового знания.

Дидактические задачи.

  1. Формировать представление о свойствах предмета;
  2. Актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает» или проверю опытным путем;
  3. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление;
  4. Обогащать    познавательный  опыт детей:

Вывод: магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.

– Как нам сообщить об этом Незнайке? (Предложения детей). Да, мы напишем письмо Незнайке, отправим ему нашу таблицу и магнит.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи: обогащать  познавательный  опыт детей: свойства предмета.

– А сейчас, я предлагаю отправиться в нашу “Школу волшебников”, где я вам покажу фокус.

Дети подходят к столам, где подготовлены коробки из-под обуви, бабочки, заранее изготовленные детьми, скрепки, нитки, скотч. Воспитатель показывает фокус “Летающая бабочка” (см. описание в приложении).

– Кто догадался, почему моя бабочка летает? (К ней прикреплена скрепка. С помощью магнита скрепка притягивается и передвигается и бабочка летает). Дети рассматривают конструкцию.

– Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими бабочками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? Тогда берите своих бабочек, прикрепляйте их к скрепке и коробке, и попробуйте поднять сою бабочку в воздух.

Дети изготавливают конструкцию и проделывают фокус с бабочкой.

  1. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

– Ребята, вам понравились эксперименты с магнитом? А какими экспериментами вы бы ещё хотели заняться? (Ответы детей) Отлично, в следующий раз так и сделаем.

Технологическая карта образовательной ситуации «Испытание магнита »

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

" Испытание магнита"

Цель

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Задачи

– систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;

– стимулировать самостоятельность и активность детей;

– воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки;

– обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение).

Техническое обеспечение:

Материалы:

– на каждого ребёнка: магнит, коробочка с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, коробка из-под обуви, заранее нарисованные бабочки, нитки, скрепки, скотч;

– таблица-схема для занесения результатов эксперимента ;

Техническое обеспечение: интерактивная доска, видеописьмо от Незнайки.

Предполагаемый результат

Знать, как можно определить металлические предметы

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в ситуацию

- Мотивация на предстоящую деятельность детей

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное видеописьмо. Давайте его посмотрим. Воспитатель включает интерактивную доску, дети смотрят видеосюжет про Незнайку (взрослый, переодетый в костюм Незнайки).  ”.

Беседа, демонстрация на доске

Отвечают на вопросы воспитателя,

Умение слушать и понимать, сравнивать, предполагать

Психологическая готовность детей.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Ответы детей.

Этапные задачи. Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.

II. Актуализация знаний

Воспитатель: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке? Как? (Нарисуем схему, напишем инструкцию, пошлём письмо, расскажем о железных деталях, отправим магнит, пригласим Незнайку в гости).

– Как мы сможем отличить железные детали от остальных? (Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит).

– Почему нужно использовать магнит? Что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы). Как эти свойства можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент).

Беседа с опорой на личный опыт детей

Ответы на вопросы

Умение слушать и понимать, предполагать.

Ответы детей

Этапные задачи.

1.Выявить свойства предметов

2.Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.

III Затруднение в ситуации

– Мы сейчас с вами отправимся в нашу мини-лабораторию и проведём эксперимент. На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только железные. Полученные результаты занесём в таблицу.

Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в парах. С отобранными предметами дети садятся на стульчики.

– А теперь результаты эксперимента мы занесём в таблицу при помощи знаков “+” и “-”.

Беседа

Проблемные вопросы

Фиксация результатов

Выполнение заданий опытным путем, работа с таблицей

Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения

Ответы детей, работа с таблицей

Этапные задачи

1.Создать мотивационную ситуацию для определения металлических предметов ;

2.Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины;

IV Открытие нового знания или способа действий

Магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.

– Как нам сообщить об этом Незнайке? (Предложения детей). Да, мы напишем письмо Незнайке, отправим ему нашу таблицу и магнит.

Объяснение

Восприятие полученной информации

Умение выбирать способы преодоления затруднения

Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения нового.

Этапные задачи

Формировать представление о свойствах предмета; актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - "если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает" или проверю опытным путем; тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление.

V Включение новых знаний в систему знаний

– А сейчас, я предлагаю отправиться в нашу “Школу волшебников”, где я вам покажу фокус.

– Кто догадался, почему моя бабочка летает?

– Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими бабочками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? Тогда берите своих бабочек, прикрепляйте их к скрепке и коробке, и попробуйте поднять сою бабочку в воздух.

.

Практический

Дети подходят к столам, где подготовлены коробки из-под обуви, бабочки, заранее изготовленные детьми, скрепки, нитки, скотч. Воспитатель показывает фокус «Летающая бабочка»

Дети рассматривают конструкцию.

Дети изготавливают конструкцию и проделывают фокус с бабочкой

Выполнение задания;

Самоконтроль;

Корректировка.

Анализ индивидуальных достижений, фиксация результата.

 

Этапные задачи

обогащать  познавательный  опыт детей: свойства предмета.

VI Осмысление (итог)

– Ребята, вам понравились эксперименты с магнитом? А какими экспериментами вы бы ещё хотели заняться? (Ответы детей) Отлично, в следующий раз так и сделаем.

Хвалит детей.

Беседа

Ответы на вопросы

Умение оценивать свои действия

Ответы детей

Этапные задачи

Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Непосредственно образовательная деятельность по  образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»   Цель: познакомить детей с физичес...

Конспект образовательной области «Познание» на тему: «Необыкновенный мир магнитов» для детей 6 - 7 лет

развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект образовательной деятельности "Знакомство с магнитом"

логика образовательной деятельности с поисково-образовательной деятельностью для детей подготовительной группы...

Конспект образовательной области «Познание» на тему: «Необыкновенный мир магнитов» для детей 6 - 7 лет

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект образовательно-игровой ситуации "Волшебный мир магнитов"

Данный материал направлен на развитие  познавательной активности у детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Свойства магнита и сила земного притяжения».

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста ...