Конспект образовательной области «Познание» на тему: «Необыкновенный мир магнитов» для детей 6 - 7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Слепцова Алла Валентиновна

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_zanyatie_vosp.goda_magnity.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной области «Познание» на тему:  «Необыкновенный мир магнитов» для детей 6 - 7 лет

Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Образовательные задачи:

  • Знакомство с понятием «магнит».
  • Формирование представлений о свойствах магнита.
  • Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Развивающие задачи: 

  • Развитие познавательной активности, любознательности при                                               проведении экспериментальной деятельности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание  интереса  к экспериментированию, чувства товарищества, взаимопомощи.

Связь с другими областями: «Коммуникация», «Социализация»,  «Здоровье», «Безопасность».

Оборудование:

  • технические средства обучения:  мультимедийный проектор, ноутбук;
  • рукавица с магнитом внутри;
  • железная ручка от двери,
  • 2 магнита (мебельных) на каждого ребёнка, магнит большой с полюсами,
  • компас; игрушка «Бакуган»;
  • тарелочки на каждого ребёнка;
  • металлические, пластмассовые, деревянные, резиновые, матерчатые, бумажные  предметы;
  • поднос;
  • слайдовая презентация;
  • стаканы с водой, рыбки с магнитами, тарелочки;
  • мольберт, магнитики;
  • карточки по правилам безопасности проведения опытов;
  • фломастеры, карточки на каждого ребёнка.

Ход:

- Ребята, шла я, по дороге к вам детский сад и нашла рукавицу. (Воспитатель показывает рукавицу). Она мне так  понравилась, что решила её примерить.  А она оказалась не простой, а волшебной. Волшебство её заключалось в том, что когда я прикоснулась рукавицей к железной ручки двери, то она к ней прилипла.                                                                                                                                  - Хотите в этом убедиться?                                                                                              - (Да).

- Кристина, хочешь примерить эту рукавицу и проверить это?  

- Да.

- Предлагаю тебе надеть её и дотронуться ею до металлической ручки двери.                                                                                                                                                                                                                                                                 - Приглашаю вас всех к столу.

- А Дима хочет попробовать?

- Да.

- Примерь, пожалуйста.

- Что происходит с ручкой двери?  (Она прилипает к рукавице).

- Все убедились в этом?

- Да.                                      

 1. Опыт с различными предметами:                                                                                                      - Может и другие предметы, тоже будут прилипать к рукавице?

- Желаете проверить?  

-Да.                                                        

- Тогда я предлагаю вам немножко поэкспериментировать?      

Но прежде всего, перед тем, как начать экспериментировать, кто мне подскажет правила безопасности во время проведения опытов?  Что нельзя делать?

1. Нельзя ничего пробовать на вкус.

3. Все игры-эксперименты делать в присутствии взрослых.

4. Быть осторожными с острыми, стеклянными предметами. Не играть с ними.

(все правила перед глазами детей – в таблицах)

    На столе у воспитателя лежат: металлическая ручка от двери, деревянный карандаш, пластмассовая ложка, гвоздь,  металлический крючок, пластмассовая пуговица, воздушный шарик,  бумажный кораблик.                                                                                                                        

Ход опыта:  

- Ребята, обратите внимание у меня на столе лежат разные предметы вперемежку.                                                                                                                                 – Я предлагаю вам, по очереди надеть рукавицу и дотронутся её до любого понравившегося вам предмета. Все те предметы, которые будут прилипать к рукавице откладываете в сторону, где находится карточка со знаком «+», а которые не будут прилипать к карточке со знаком «- ».

- Кто хочет первым попробывать?

- Кто ещё хочет?                                                                                                          (У воспитателя на столе лежат карточки со знаками: «+» и «-». Дети берут по очереди предметы и переносят в разные стороны).                                                                                                                                         - Ребята, из каких материалов сделаны предметы?  (Ответы детей).                              - Что происходит с предметами, которые сделаны из железа?   (Они прилипают к рукавице).

- А что происходит с остальными предметами? (Они не прилипают).

- Кто назовёт, из каких материалов они сделаны? (дерево, пластмасс, резина, бумага).

ВЫВОД:                                                                                                                         – Как вы думаете, почему к волшебной рукавице прилипают предметы из железа?  Как думает Лиза? Как Саша? А как Серёжа?                                                            - Воспитатель: в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам.                                                                                                                                      - Что это может быть? (ответы детей).  (Магнит).                                                                         - А может это не магнит, а какой-нибудь волшебный кристалл?                                                                                                       - Я предлагаю, проверить?   Проверим?                                                                                                                                                       - Что это?  (воспитатель достаёт магнит из рукавицы)                                                 Ответы детей: Магнит.                                                                                                                   - Да, это магнит.  (Предложить детям рассмотреть).

- На что похож магнит?                                                                                                                     - Какого цвета?                                                                                                                                   - Какой он на ощупь? Попробуйте?

Вывод. 

- А вы знаете, что такое магнит? (ответы). Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.
- Я хочу рассказать вам, откуда произошло слово «магнит»?                                                      - Я предлагаю вам встать, где удобно, чтобы вы могли хорошо видеть  экран.

 (Показ слайда на экране пастуха).                                                                                    Рассказ воспитателя:

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандали, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

- Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, где магниты используются в жизни людей?                                                                                                                                                    - Где их можем встретить? (ответы детей).                                                                                      - Я вам помогу сейчас вспомнить. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Слайдовая презентация.

- Магниты используются и в детских игрушках, (слайд)

-  А ещё магниты используются  для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов,  в электронной технике; (слайд)

-  Магниты необходимы для поднятия тяжёлых грузов, являются одной из необходимых деталей в поезде и инструментов (слайд)

- Ребята, я предлагаю вам, пройти и сесть за столы.

- Дорогие мои друзья, хотите ли вы ещё поиграть и поэкспериментировать?

- Да?

 2. Действует ли магнит через другие материалы?

 Игра – опыт называется «Рыбалка»                                                  

Оборудование (на каждого ребенка по количеству):

  • стакан с водой;
  • рыбки из цветной клеенки с ротиком – скрепкой;
  • маленький магнит;                                                                                                              
  • тарелочки;
  • салфетки.

Ход опыта:

- Дети, я предлагаю запустить рыбок  в  стакан с водой.

- Подумайте, можем ли мы достать рыбок, не замочив рук? (ответы детей).

- Как? (версии детей).

- С помощью магнита (дети).

- Как ты догадался?

- Т.к. мы сегодня говорим о магнитах, я предлагаю вам поймать рыбок с их  помощью.

- Прислоните магнит с внешней стороны стакана там,  где спряталась рыбка.                        После того как она «клюнет», медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх.

 - Получилось?

- Подумайте, пожалуйста, почему нам  удалось достать рыбку с помощью магнита?

- Что есть такое у рыбки, что способствовало магниту  притянуть её к себе?

- Посмотрите, у рыбки на ротике есть металлическая скрепка.

- А магнит, имеет какое свойство?

- (Ответы детей). Притягивать металл к себе.

- А ещё магнит имеет большую силу и может действовать через другие предметы.

- В данном случае, через какие предметы действует магнит?

(Ответы детей).

- Я вам подскажу, сила магнита действует  сквозь стекло и сквозь воду.

  1. Почему иногда два магнита отталкиваются?

Воспитатель:                                                                                                                                          - Ребята, мы с вами говорили о притягивании магнита железных предметов. Но у магнита есть ещё одно интересное свойство. А для того, что бы его узнать, я предлагаю вам сесть на ковёр, где вам будет удобно.

Оборудование:

  • Два маленьких мебельных магнита на каждого ребёнка.
  • Тарелочки под магниты по количеству детей
  • Поднос, накрытый салфеткой
  • 2 больших магнита с разными полюсами (физические).

- Ребята, возьмите, пожалуйста, себе тарелочки с двумя магнитами. У кого магниты соединились, разъедините их и возьмите  в разные руки.

- Поднести два магнита друг к другу. Что происходит? У всех магниты притянулись друг к другу?

- Переверните один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу. Что сейчас произошло?

Вывод: В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются. А вы знаете почему?                                                                                                                                            - У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный. Когда магниты соединяются синим и красным полюсом, то они «дружат»  и притягиваются друг к другу, а когда соединяются одинаковыми полисами, то они «ссорятся» и отталкиваются друг от друга.  (Воспитатель показывает большой магнит с разными полюсами).

Игра «Весёлые магниты»

- Я предлагаю вам, поиграть в игру «Весёлые магниты».                                               - Встаньте, пожалуйста, подойдите ко мне и послушайте.                                                                                                            Выбираю любого ребёнка и на нём объясняю, как надеть карточки: красная карточка у вас будет впереди, а синяя сзади.

- Красная карточка обозначает – южный полюс магнита, синяя  - северный. А мы уже знаем, что магниты притягиваются разными полюсами.  Посмотрите на меня, пожалуйста,  я буду – большим магнитом. Скажите, пожалуйста, когда я буду показывать синюю карточку, каким полюсом, вы ко мне притянетесь? (Красным). Хорошо. А когда покажу красную? (Синим). Хорошо.

- Пожалуйста, наденьте карточки, а у кого будет не получаться одеть их правильно, помогите друг другу.  У всех получилось , проверьте , пожалуйста друг у друга.

-Начинаем игру. Двигайтесь под музыку, можно пританцовывать, но будьте внимательными. (МУЗЫКА)                                                                                                                                                    

- Молодцы,  вы были внимательными, быстрыми в этой игре и все чётко запомнили правила притяжения магнита.

Игра «Друзья магнита»

- А сейчас, я хочу предложить следующую игру, которая называется «Друзья магнита» и узнать, как вы справитесь со следующим заданием и найдёте на карточке друзей магнита.

- Подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите любую карточку и фломастер. Послушайте, в окошке, где нарисован предмет, который будет притягиваться к магниту – вы поставите..? Какой знак? Да, знак +.

- Выберите, пожалуйста, себе удобное место, можно на ковре, на стуле, на столе, где вам будет удобно и пожалуйста, выполните задание.

- Ребята, а теперь посмотрим, как вы справились? Лиза, какого друга отметила ты? А Дима? И т.д.

- Молодцы.

- Наша встреча с вами подошла к концу. Вам было интересно? Что-то новое вы узнали?

- Даша, что было интересно тебе, а Дима тебе, что было интересно?

- Ребята, я очень рада, что помогла вам сегодня «побольше» узнать о свойствах магнита. И на память хочу подарить вам эти сюрпризы – магнитики. Спасибо всем. До свидания!

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ по ООД в подготовительной группе. Образовательная область: «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация». Тема: Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы-модели «Транспорт».

Программные задачи:продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках, используя схему-модель;продолжать учить рассказывать связно, подробно и выразительно;закреплять знания дете...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...

Конспект образовательной области «Познание» на тему: «Необыкновенный мир магнитов» для детей 6 - 7 лет

развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы образовательная область «Познание» на тему: «Зимующие птицы» воспитатель Матвеева Светлана Анатольевна

Программное содержание:Образовательная область  «Познание»-расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;-развивать умения различать по внешнему виду и называть их;-закреплять умени...

Непрерывная образовательная деятельность Вторая группа раннего возраста Конспект Образовательная область: «Познание» «Физическое развитие» Тема: «Светофорик в гостях у детей»

Знакомится ребенок с элементарными правилами дорожного движения уже в раннем возрасте, когда переходит улицу с мамой или папой сначала у них на руках, а затем и своими ножками. И любой родитель, прого...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» на тему: «Путешествие в Изумрудный город» для детей подготовительной группы

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП) на тему: «Путешествие в Изумрудный город» для детей подготовительной группы...