Конспект образовательно-игровой ситуации "Волшебный мир магнитов"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данный материал направлен на развитие  познавательной активности у детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ois_magnity.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                            центр развития ребенка №7                 

         

                           Конспект  ОИС

                  по экспериментированию

                в подготовительной группе

               «Волшебный мир магнитов»

                                                                                       Подготовила: С.П. Чемирисова,

                                                                                        воспитатель МАДОУ ЦРР №7.

                                                       г. Курганинск

                                                    2017 учебный год

Цель:

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

  •  Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом и его свойствами;
  •  Сформировать представление о свойствах магнита;
  •  Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать  познавательно – игровой  интерес в процессе экспериментирования;
  • Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Активизация словаря:

Магнитное поле, магнетизм.

Предварительная работа:

Игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.

Оборудование:

Магниты;  металлические , стеклянные, резиновые и  пластмассовые предметы, магниты разного вида, предметы из картона, пластиковые тарелки, стаканы, металлические скрепки, металлическая стружка; ИКТ.

Ход ОИС:

-Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Фиксиков, они нашли  очень загадочный камень, который имеет свойства притягивать к себе только металлические предметы. Они не знают,  как он называется, не могут понять, почему этот камень не притягивает другие предметы и  очень просят нас помочь им разобраться в этом.

-Поможем Фиксикам?

-Как вы думаете, что это за камень, может кто-нибудь из вас с ним знаком?

                                                                                           (ответы детей…)

-Правильно, это магнит. Сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир магнитов, познакомимся с его удивительными свойствами. Но прежде я хочу предложить  вам, познакомится с историей возникновения этого камня.

Презентация: «Волшебный мир магнитов»

Магниты – это куски железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

-Путь у нас будет не простой, могут возникнуть препятствия, но мы с вами справимся! Отправляемся? (Дети отправляются в путь, преодолевая разные препятствия).

-Вот горы встают у нас на пути,

-И надо в ущелье легко проползти,

-Пройти сквозь болото, негде не остались?

-И в мире магнитов мы ОКАЗАЛИСЬ!

-Прямо перед нами - «Школа магнитных наук!»                                                                                        

-Ребята, в этой школе есть свои правила, которые мы с вами должны неукоснительно соблюдать:

  • Нельзя ничего пробовать на вкус;
  • Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;
  • !-означает, что этот фокус можно проделывать только со взрослыми, он не безопасный.
  • Будьте осторожны с колючими предметами, не играйте с ними!

- На столе находятся  магниты. Каждый из вас возьмите магнит  в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? (Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).

-Посмотрите, здесь очень много разных предметов. Я предлагаю вам провести первый опыт:

Игра - опыт №1 «Всё ли притягивает магнит?»

-У вас на столе лежат предметы. Их необходимо разобрать следующим образом:

  • В тарелочку справа (белого цвета) положить все предметы, которые магнит притягивает;
  • В тарелочку слева ( цвета) положите все предметы, которые не реагируют на магнит;

-Приступайте. Что у вас получилось? Какие предметы магнит не притянул? А какие наоборот притянул к себе? Из чего состоят эти предметы?

-Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы!

Первое свойство магнита – притягивать, примагничивать предметы. Оно называется – МАГНЕТИЗМОМ!

Игра - опыт №2  «Достань без помощи рук»

-Как вы думаете, действует ли магнит, через другие материалы? (Ответы детей)

-Я предлагаю Вам проверить это, проведя следующий опыт. Возьмем обычный стакан, опустим скрепку на дно.  Как нам достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).

-Давайте возьмем магнит, и будем вести им по внешней стороне стакана. Расскажите, что у вас получается?

-Что же двигало скрепку? Магнитная сила. Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнитная сила проходит через пластик.

- Ребята, как вы думаете, а через воду магнитные силы пройдут? (Дети отвечают)

Игра – опыт №3 «Рыбалка»

-Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашего магнита. Перед вами находятся стаканы с водой, опускаем в них рыбок, они опустились на дно. Проведите магнитом над водой. (Дети проводят магнитом над водой, рыбки находящиеся на дне, притягиваются к магниту).

-Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось. (Дети отвечают)

-Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)

Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Физкультминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно снова начинать!

-Отдохнули? Сейчас мы с вами отправимся на магнитный автодром!

-Ребята, как вы думаете, можно привести в движение бумажную машинку?

Игра – опыт №4 «Бумажные гонки»

-Мы с вами будем устраивать бумажные гонки. Но трассы у нас необычные, они из картона.

Положите машинку на лист картона, магнит под картон. Двигайте машинку по нарисованным дорожкам. Приступайте к опыту.

-Получается? Что происходит с машинами? Они двигаются. Почему?

Внизу у машины  есть металл. Магнит притягивает металл, а магнитная сила приводит в движении машину.

                                                                               

Вывод: Магнитная сила проходит через плотную бумагу – картон.                                                                                                                                                                                                                                                                    

Магнитная сила может действовать через бумагу, поэтому их используют для того, чтобы прикреплять записи к металлической дверце холодильника.

Игра - опыт №5. «Противоположности притягиваются».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Воспитатель приглашает одного ребенка к доске, дает в руки два магнита.

Ребенок берет два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными  полюсами. Что произошло?

(Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу).

- Поднеси магниты друг к другу одинаковыми полюсами. Что видим?      (Магниты «убегают» друг от друга).

-Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться, либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный.

Вывод: Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.

- Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Игра - опыт №6 «Как увидеть магнитное поле?»

 -В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок. Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут от  положительного полюса к отрицательному.

Вывод: Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.

-Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о магнитах и их свойствах. Мы обязательно напишем письмо Фиксикам, поделимся с ними своими знаниями . Но у меня для Вас еще один сюрприз.

Игра – опыт №7 «Летающая бабочка»

Посмотрите, что я для вас приготовила. Это бабочки, они летают как самые настоящие. Кто из вас догадался, почему так получается?  

-Правильно, к ней прикреплена скрепка, магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение и летает!                        

 Выбирайте себе каждый бабочку и пробуем поднять её в воздух.

-Что произошло? Наши бабочки летают!  Ведь  наступила весна.

-Посмотрите, какие они красивые!   Давайте мы с вами этих бабочек подарим Фиксикам.  Пусть они тоже радуются приходу весны и любуются такой красотой.  

А нам с вами пора возвращаться в детский сад.  

Рефлексия:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-Что нового и интересного вы для себя сегодня открыли или узнали?

-Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

-Скажите, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной игровой ситуации .

Конспектобразовательной игровой деятельностив первой младшей группепо развитию речи.Тема: «Как мы птичек кормили»Сочинение воспитателем и детьми рассказа из коллективного опыта: « Как мы птичек кормил...

Конспект образовательной игровой ситуации с элементами познавательного развития с детьми младшего возраста «По тропинке осеннего леса»

Задачи:·       Образовательные:-         познакомить детей с элементарными правилами поведения в лесу;-...

Конспект образовательной игровой ситуации с элементами познавательного развития с использованием ИКТ в средней группе «В гости к мультфильмам» воспитателя МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 Зайнутдиновой Ю.Н.

Цель: повысить интерес дошкольников к отечественной мультипликации.Задачи:Образовательные:*продолжать учить  давать правильные ответы на вопросы;*закреплять умение  действовать согласованно...

Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в средней группе «Гуси – лебеди» воспитателя МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 Зайнутдиновой Ю.Н.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи:Образовательная:·      закрепить название геометричес...

Конспект образовательной игровой ситуации с элементами ознакомления с окружающим миром в средней группе «Поможем зимующим птицам!»

Цель: систематизация знаний детей о зимующих птицах.Задачи:Образовательная: закрепить знания детей о зимующих птицах, дать представления о видах питания птиц. Закреплять умение сравнивать птиц.Развива...

Конспект образовательно - игровой ситуации "Волшебница вода. Свойства воды".

Данный материал позволит рассказать о значении воды в жизни человека, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды, её свойствах....