ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Свойства магнита и сила земного притяжения».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Синельникова Лариса Ивановна
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_sinelnikova.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ                                          ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                  

Тема: «Свойства магнита и сила земного притяжения».

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».

Возраст детей: старший дошкольный

Воспитатель: Синельникова Лариса Ивановна

Задачи:

«Речевое развитие»:

- развивать умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение,

- расширять словарный запас детей.

«Познавательное развитие»:

-  систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы;

- подвести детей к пониманию, что  планета Земля обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предметов;

 - развивать наблюдательность, внимание, творческое воображение;

- развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие в ходе изучения явлений и естественнонаучных процессов.

  «Социально-коммуникативное развитие»:

-  пополнять опыт активного слушания;

-  развивать способность к рефлексии;

- воспитывать доброе, внимательное, заинтересованное отношение к явлениям окружающего мира и людям.

Активный словарик:

Сила тяжести – сила, с которой земля притягивает к себе тело.

Методы и приемы:        

- практические: опыты, игровые упражнения, эксперименты;

- наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий;

- словесные: загадки, беседа, разъяснения, анализ, выводы.

Материалы и оборудование: магниты, глобус, пластмассовый шарик, металлическая фигурка, скрепки, поднос с крупой, фотографии/презентация «применение магнитов», предметы из разных материалов, стакан с водой.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Магниты в жизни людей»

Проведение опытов с магнитами.

Поиск информации о свойствах магнита. Совместная работа детей и родителей.


Виды детской деятельности:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

загадывание загадки, беседа, вопросы, ситуативный диалог, аргументирование, объяснение смысла и содержания эксперимента

Продуктивная

работа с мини–коллажем «Свойства магнита и сила земного притяжения»

Познавательная

эксперименты, опыты

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

 Целевые ориентиры

(ФГОС ДО)

УУД в перспективе

(ФГОС НОО)

Мотивационно-организационный

- заинтересовать и включить в образовательную деятельность;

- развивать  мышление, смекалку

Загадывание/отгадывание  загадки

Личностные: 

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Коммуникативные: 

- развитие умения использовать коммуникативные навыки;

- развитие способности строить монологическое высказывание;

- владение диалогической формой коммуникации.

Воспитатель встречает детей в научной лаборатории  вместе с Почемучкой и загадывает загадку:

«Шар невелик

 На нем страны без людей,

 Города без домов,

 Леса без деревьев,

 моря без воды». (Глобус)

Предлагает рассмотреть камень, который принес Почемучка и исследовать его:

- Как вы думаете, что это за камень?

-  Какое  самое главное свойство магнита?

Думают, размышляют, отгадывают загадку

Рассматривают камень

-  систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы

Экспериментальная деятельность

Опыт №1

-  Посмотрите, дети,  на столе находятся предметы, сделанные из разных материалов, из каких? (дерева, металла, стекла, бумаги).

Как вы думаете, какие предметы притянет магнит?

-  А может ли магнит действовать через другие материалы, например, стекло?

Опыт № 2

В стакан с водой помещается  скрепка. По внешней стороне стакана водим магнитом.  Что мы видим? (предполагаемые ответы детей)

- Правильно, скрепка следует за движениями магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать предметы через стекло?

- А через какие материалы ещё может действовать магнит? (через дерево, бумагу)

- А теперь задачка на сообразительность! Металлические скрепки оказались в тарелочке с крупой. Как их можно быстро достать? (поднести магнит)

ОПЫТ № 3

Педагог предлагает  работать в парах. (Возьмите по магниту. Соприкоснитесь своими магнитами. Что произошло?)

- А теперь, послушайте меня внимательно, один учёный в паре держит магнит, как и держал, ничего не меняя, а другой учёный повернёт свой магнит другой стороной. Снова соприкоснитесь магнитами.  Что происходит?

- Мы увидели, что магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «Северный» полюс,  а с другой - «Южный» полюс. Когда мы соединяем магниты разными полюсами, то они притягиваются, а когда соединяем одинаковыми полюсами, то они отталкиваются друг от друга (индивидуальное проговаривание).

Дети рассматривают предметы, выясняют материалы, из которых они сделаны.

Дети проводят эксперименты.

Дети отвечают на вопросы педагога

-интересуется причинно-следственными связями, пытается  придумывать объяснения явлениям;

-обладает начальными знаниями о природном мире;

 - ребёнок овладевает основными культурными способами познавательно-исследовательской деятельности

Личностные:                                                        - формирование мотивационной основы учебной деятельности;

- формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.

Коммуникативные: 

- развитие диалогической формы  коммуникации;

- развитие умения формулировать собственное мнение и позицию;

- формирование умения  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Познавательные:

- формирование умения  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- формирование умения  строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные:

- формирование способности принимать и сохранять учебную задачу.

Деятельностный

- развивать умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение,

- расширять словарный запас детей,

- формировать представление детей о том, что наша планета Земля, как и другие планеты, обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предмета;

- развивать познавательные способности

Проблемный вопрос

- сформировано  умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение,

- расширен словарный запас,

-сформированы представления детей о том, что наша планета Земля, как и другие планеты, обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предмета;                                    - сформированы познавательные умения и навыки

Личностные:                                                        - формирование мотивационной основы учебной деятельности;

- формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.

Коммуникативные: 

- владение диалогической формой коммуникации;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- формирование умения  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Познавательные:

- формирование умения  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- формирование умения  строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные:

- формирование способности принимать и сохранять учебную задачу.

Воспитатель предлагает найти ответ на вопрос  Почемучки: «Если наша Земля круглая, то почему реки  и моря не выливаются? И что заставляет их течь по Земле?»

Давайте подумаем.

Дети думают, размышляют, отвечают на вопросы педагога.

- познакомить детей с физическим явлением силой земного притяжения или тяготения;

 - развивать умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение;

- расширять словарный запас детей;

- формировать представление детей о том, что наша планета Земля, как и другие планеты, обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предмета;

- формировать познавательные умения и навыки;

- развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие в ходе обследования предметов; 

- развивать память,  внимание.

Экспериментальная деятельность

- сформировано понятие о физическом явлении: сила земного притяжения или тяготения;

- сформировано  умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение,

- расширен словарный запас,

-сформированы представления детей о том, что наша планета Земля, как и другие планеты, обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предмета.                                  

Воспитатель подводит итог сказанному, что действительно, есть такая невидимая сила, которая, удерживает, притягивает реки к Земле.

Предлагает проверить, только ли реки она притягивает? Сможет ли  притянуть эта сила детей?

ОПЫТ 1.

Подпрыгнуть повыше вверх и задержаться в воздухе.  

 ОПЫТ 2.

  Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит: какие быстрее падают на Землю, какие дольше держатся в воздухе.

Педагог спрашивает:

- Какие предметы  по весу?

- Из каких материалов они сделаны?

- Какие предметы ударяются сильнее, почему?

- Как догадались? (удар сильнее, если предмет падает с большой высоты; при падении предмета с большой высоты в воду больше брызг).

- Объясните, почему опасно прыгать с высоты? (удар о землю будет сильнее).

 ОПЫТ 3.

Воспитатель на пластмассовый шарик ставит металлическую фигурку человека. При вращении шарика фигурка падает. Затем в пластмассовый шарик кладется магнит (при детях). Сравнивается поведение предметов на шарике с магнитом и без него.

- Почему так происходит? (дети подводятся к пониманию, что Земля, как магнит, обладает силой притяжения).

- Воспитатель  говорит, что это явление называется силой земного притяжения или тяготения.

- Что бы могло случиться, если бы не было этой силы?

 - Почему каждая планета движется только по своей орбите и не перемещается на чужие?

Дети проводят эксперименты.

Дети рассматривают предметы, выясняют материалы, из которых они сделаны.

Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол.

По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее и почему (тяжелые предметы ударяются сильнее).

Выясняют, какой удар был сильнее.

Дети приходят к выводу, что действительно, сила тяготения удерживает все планеты на своих орбитах вокруг Солнца.

Заключительный

- развивать навык слушать и не перебивать друг друга;

-  развивать навык адекватно воспринимать оценку своей работы;

- воспитывать доброе, внимательное, заинтересованное отношение к окружающему миру.

- закреплять знания детей о физических силах: упругости,  инерции, силе тяжести.

Таблица «Свойства магнита и сила земного притяжения».

- сформировано умение слушать и не перебивать друг друга;

-  сформировано умение адекватно воспринимать оценку своей работы;

- сформировано доброе, внимательное, заинтересованное отношение к окружающему миру и друг к другу;

- закреплены знания детей о свойствах магнита, силе тяжести.

Личностные:

 - формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

- формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

ИГОГ:

- Чем мы сегодня занимались в нашей лаборатории?

- С какими свойствами магнита мы познакомились?

- С какой силой мы сегодня познакомились? И что это такое?

Воспитатель предлагает зафиксировать результаты проведённых опытов.

Дети отвечают на вопросы.

Дети работают с мини – коллажем «Свойства магнита и сила земного притяжения».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план – конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Тема:  «Волшебница вода»Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»....

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

План - конспект по ФЭМП.   Доминирующая образовательная область:  «Познавательное развитие»....

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема  «Воздух — невидимка».Доминирующая образовательная область:"Познавательное развитие"...

примерный план -конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Гномик Кузя. Звук [К]"

Примерный план - конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Гномик Кузя. Звук [К]"...

Примерный план-конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы "Космические приключения"

Данное занятие было разработано по лексической теме «Космос», относится к образовательной области – речевое развитие, проводится в форме квест – игры путешествия....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема «Сила Земного притяжения».

Цель: расширить представление детей о силе Земного притяжения, которая притягивает всё предметы к Земле.Образовательные задачи: совершенствовать познавательные навыки детей, умение сопоставлять ...