Примерный план – конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Попова Ольга Николаевна

Тема:  «Волшебница вода»

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_dod_popovoy_o_n.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план – конспект образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Тема:  «Волшебница вода»

Воспитатель: Попова Ольга Николаевна

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».

Задачи: 

«Познавательное развитие»:

- расширять кругозор детей о воде и ее свойствах, используя опыты и эксперименты;

-  развивать наблюдательность, творческое воображение, любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями. «Речевое развитие»:

- способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию слова; - развивать связную, диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением, согласовывая слова в роде и падеже.

 «Социально-коммуникативное развитие»:

- развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;  

- развивать умение высказывать и отстаивать свое мнение.  

«Физическое  развитие»:

- формировать умение владеть основными движениями.

«Художественно-эстетическое развитие»: развивать умение рисовать карандашами, передавая характерные особенности предметов.

Методы и приемы:        

- практические - дидактическая игра «Земля, вода, воздух, огонь», подвижная игра «Цветы»;

- наглядные  - опыты с водой;                        

- словесные – беседа о воде, загадка о воде, вопросы - ответы.

Материалы и оборудование: банки, соль, чайные и столовые ложки, яйца, бумажные цветы из газетной, обыкновенной и картонной бумаги, таз с водой, бутылки с крышками, на обратной стороне которых разноцветная гуашь, спички, блюдца, мяч, портфель юного исследователя: опыты, эксперименты, открытия, маркеры, фломастеры.


Виды детской деятельности:

Детская деятельность

Виды детской деятельности:

Двигательная

Подвижная игра «Цветы». Цель: формировать умение владеть основными движениями.

Игровая

Дидактическая  игра:  «Земля, вода, воздух, огонь».

Цель: формировать элементарных представлений из области живой природы.

Познавательно-исследовательская

Опыты: «Яйцо в банке», «Живые цветы», «Разноцветная вода», «Звездочка» Цель: расширять кругозор детей о воде и ее свойствах.

Коммуникативная

Загадка, беседа о значении воды, вопросы.

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

 Целевые ориентиры

(ФГОС ДО)

УУД в перспективе

(ФГОС НОО)

I этап: «Вызов интереса».

Цель: создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность: эмоциональность,                                    личностная значимость («детская цель»)

1

 Загадывает загадку:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, журчит.

                              (вода)

Дети отгадывают загадку.

 

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Личностные: 

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Коммуникативные: 

- умение использовать коммуникативные навыки;

- умение строить монологическое высказывание;

- владение диалогической формой коммуникации.

2

Спрашивает, нужна ли вода  всему живому на земле, для чего мы используем ее?

Спрашивает,  какая бывает

вода в природе.

Высказывают свои предположения, мысли.

 Предполагают, что вода может быть соленая и пресная.

- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Личностные: 

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,

- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Коммуникативные: 

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

II этап: «Актуализация имеющегося опыта».

Цель: актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания

3

Опыт № 1

«Яйцо в банке». 

Обращает внимание, что перед ними на столах стоят банки с водой, предлагает взять ложки и попробовать, какая вода на вкус.

Предлагает опустить яйцо (с ним надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить).

 Предлагает взять соль и размешать ее  в банке с водой, попробовать на вкус, а потом опустить яйцо.  

 Объясняет, что происходит  это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

 

Затем подливает в банку с соленой водой, где находится яйцо немного пресной.

Объясняет,

что это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз.

Дети пробуют, убеждаются, что вода безвкусная (пресная, из-под крана).

Дети опускают яйцо в пресную воду и видят результат – яйцо утонуло.

 Когда опускают яйцо в соленую  – оно не тонет.

Делают вывод, что яйцо утонуло потому, что оно тяжелее воды, а соленая вода может держать предметы на поверхности.

Дети видят, что яйцо

плавает посередине банки.

Дети делают вывод, что в солёной воде плавает яйцо  

потому, что держаться на воде ему помогают частички соли.

- умение проявлять любознательность, интересоваться причинно- следственными связями;

- формирование способности наблюдать, экспериментировать;

-проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;

 -формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Личностные:                                                        - формирование мотивационной основы учебной деятельности;

- формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.

Коммуникативные: 

- владение диалогической формой коммуникации;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- формирование умения  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Познавательные:

- формирование умения  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- формирование умения  строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные:

- формирование способности принимать и сохранять учебную задачу.

III этап: «Создание затруднения в ситуации, сюжете, деятельности».

Цель: создание условий для преодоления затруднений:

1. фиксация затруднений;  2. выявление его причин; 3. составление плана действий.

Озвучивание детьми цели НОД («взрослой цели»)

4

5

Опыт № 2

 «Живые цветы».

 Показывает детям цветы, сделанные из бумаги (газетной, обычной, картонной). Предлагает аккуратно положить на поверхность воды газетный цветочек.

Объясняет, что бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.

Спрашивает, какие цветы раскроются первыми – из газеты, бумаги или картона.

 Предлагает положить в воду все цветы и понаблюдать, что произойдет.  

Подвижная игра: «Цветы»

Дети наблюдают за раскрытием лепестков, высказывают свои предположения.

Дети предполагают, высказывают свое мнение.

 

Дети кладут цветы и делают выводы, что первой намокает от воды газетная бумага, т. к. она самая тонкая.

Дети сидят на корточках, соединив ладони перед грудью. Начинают медленно вставать, раскрывают руки над головой, раскачиваются и медленно принимают исходное положение.

- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;  

- умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

-проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам;

-  формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других;

- развитие воображения.

- умение владеть основными движениями и управлять ими;

- умение активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, участвовать  в совместных играх.

Личностные:                                               - формирование  учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-  формирование способности к оценке своей учебной деятельности.

Коммуникативные: 

- владение диалогической формой коммуникации;

- формирование умения  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- формирование умения  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- формирование умения строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Познавательные:

- формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- формирование умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. 

Регулятивные:

- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные:

- формирование навыка здорового образа жизни.

Коммуникативные: 

- формирование умения  использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

IV этап: «Самостоятельное открытие нового знания».

Цель: организация поиска необходимого знания, открытие нового знания.Выбор метода, способа решения проблемы

6

Опыт №3

«Разноцветная вода».

Предлагает посмотреть, какая вода в бутылках (на крышках с другой стороны гуашь разных цветов).

Предлагает взболтать воду.

Спрашивает, почему вода окрасилась в разные цвета. Подводит детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и стала цветной.

Дети высказывают свое мнение, вспоминают еще одно свойство воды – прозрачность.

Дети взбалтывают воду, после чего вода окрашивается в разные цвета.

Дети высказывают предположения.

Делают вывод, что вода – бесцветная, но становится разноцветной, если добавить краски.

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;

  -умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

-проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Личностные:

- формирование мотивационной основы учебной деятельности;

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные:

- формирование умения  использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владение диалогической формой коммуникации;

- формирование умения  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные:

- формирование умения  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

7

Предлагает поиграть в игру с мячом «Земля, вода, воздух, огонь». Объясняет правила.

Дети ловят мяч, если услышат слово «Земля» - должны назвать дикое или домашнее животное, «Вода» - название рыбы, «Воздух» - название птицы, «Огонь» - повернуться кругом и отдать мяч водящему.

- формирование способности к волевым усилиям, нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- формирование элементарных представлений из области живой природы;

- способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Личностные:

 - формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

- формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

8

Опыт № 4

 «Звездочка».

Напоминает, что бумажные цветы раскрылись благодаря воде, а может ли вода распрямить дерево?

Предлагает детям проделать такой опыт: согнуть спички пополам, но не разбирать на 2 половинки, а чтобы остался ненадломленный кусочек. Предлагает взять ложку, набрать воды и капнуть в центр цветка.  

Объясняет, что вода наполняет клетки древесины и они расширяются, расширяясь - распрямляются.

 

Дети высказывают предположения.

Дети берут 5 спичек. Складывают спички уголками внутрь в виде цветочка.

Дети выполняют и наблюдают, как цветок превращается в звездочку.

Дети делают вывод, что волокна дерева с помощью воды распрямляются.

 

-умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;  

- умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

- формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Личностные: 

- формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- формирование способности к оценке своей учебной деятельности.

Коммуникативные:

- формировать умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формирование умения строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Познавательные:

- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- формирование умения обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи.

9

Рефлексия.

Предлагает детям полоски красного и зеленого цветов, 1 полоску – желтого. Сообщает, что тот, кто взял полоску красного цвета расскажет,  что сегодня нового вы узнали о воде, а зеленого – что хотели бы еще узнать и какие опыты еще провести.

Дети выбирают полоски и отвечают.

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

- формировать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

V этап: «Включение нового знания (способа действия) в систему».

Цель: создание условий для включения нового знания во внутренний опыт воспитанников.

10

Работа в портфеле Юного исследователя.

Предлагает зарисовать опыты в портфеле.

  1. Мы экспериментировали с соленой водой и яйцом. Какой сделали вывод?
  2. Вспоминайте опыт с бумажными цветами. Что у нас получилось и почему?
  3. Почему вода окрасилась в разные цвета? Что можно сказать о свойстве воды?
  4. Почему у нас распрямились спички?

Дети зарисовывают опыты.

- развитие способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Личностные: 

- формирование способности к оценке своей учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница»,  в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...

«А-начало алфавита, тем она и знаменита!»- план-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Игры со звучащим словом вызывают большой интерес у дошкольников. Их привлекают игры-задания со звуками и буквами. Каждое задание должно быть мотивировано. Буду рада, если мой опыт работы пригоди...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....