№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Целевые ориентиры (ФГОС ДО) | УУД в перспективе (ФГОС НОО) |
I этап: «Вызов интереса». Цель: создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность: эмоциональность, личностная значимость («детская цель») |
1 | Загадывает загадку: Она и в озере, Она и в лужице, Она и в чайнике У нас кипит. Она и в реченьке Бежит, журчит. (вода)
| Дети отгадывают загадку.
| - умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. | Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности. Коммуникативные: - умение использовать коммуникативные навыки; - умение строить монологическое высказывание; - владение диалогической формой коммуникации. |
2 | Спрашивает, нужна ли вода всему живому на земле, для чего мы используем ее? Спрашивает, какая бывает вода в природе. | Высказывают свои предположения, мысли.
Предполагают, что вода может быть соленая и пресная.
| - владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания; - умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
| Личностные: - формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, - формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Коммуникативные: - умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение формулировать собственное мнение и позицию.
|
II этап: «Актуализация имеющегося опыта». Цель: актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания |
3 | Опыт № 1 «Яйцо в банке». Обращает внимание, что перед ними на столах стоят банки с водой, предлагает взять ложки и попробовать, какая вода на вкус. Предлагает опустить яйцо (с ним надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить).
Предлагает взять соль и размешать ее в банке с водой, попробовать на вкус, а потом опустить яйцо. Объясняет, что происходит это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке. Затем подливает в банку с соленой водой, где находится яйцо немного пресной. Объясняет, что это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз. | Дети пробуют, убеждаются, что вода безвкусная (пресная, из-под крана).
Дети опускают яйцо в пресную воду и видят результат – яйцо утонуло.
Когда опускают яйцо в соленую – оно не тонет. Делают вывод, что яйцо утонуло потому, что оно тяжелее воды, а соленая вода может держать предметы на поверхности.
Дети видят, что яйцо плавает посередине банки.
Дети делают вывод, что в солёной воде плавает яйцо потому, что держаться на воде ему помогают частички соли. | - умение проявлять любознательность, интересоваться причинно- следственными связями; - формирование способности наблюдать, экспериментировать;
-проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности; -формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
| Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности; - формирование познавательного интереса к новому учебному материалу. Коммуникативные: - владение диалогической формой коммуникации; - умение формулировать собственное мнение и позицию; - формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Познавательные: - формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме. Регулятивные: - формирование способности принимать и сохранять учебную задачу.
|
III этап: «Создание затруднения в ситуации, сюжете, деятельности». Цель: создание условий для преодоления затруднений: 1. фиксация затруднений; 2. выявление его причин; 3. составление плана действий. Озвучивание детьми цели НОД («взрослой цели») |
4
5 | Опыт № 2 «Живые цветы». Показывает детям цветы, сделанные из бумаги (газетной, обычной, картонной). Предлагает аккуратно положить на поверхность воды газетный цветочек. Объясняет, что бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды. Спрашивает, какие цветы раскроются первыми – из газеты, бумаги или картона. Предлагает положить в воду все цветы и понаблюдать, что произойдет.
Подвижная игра: «Цветы»
|
Дети наблюдают за раскрытием лепестков, высказывают свои предположения.
Дети предполагают, высказывают свое мнение.
Дети кладут цветы и делают выводы, что первой намокает от воды газетная бумага, т. к. она самая тонкая.
Дети сидят на корточках, соединив ладони перед грудью. Начинают медленно вставать, раскрывают руки над головой, раскачиваются и медленно принимают исходное положение.
| - владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания; - проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности; - умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; -проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам;
- формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других; - развитие воображения.
- умение владеть основными движениями и управлять ими; - умение активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, участвовать в совместных играх. | Личностные: - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - формирование способности к оценке своей учебной деятельности. Коммуникативные: - владение диалогической формой коммуникации; - формирование умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - формирование умения строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Познавательные: - формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - формирование умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Регулятивные: - формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: - формирование навыка здорового образа жизни. Коммуникативные: - формирование умения использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач. |
IV этап: «Самостоятельное открытие нового знания». Цель: организация поиска необходимого знания, открытие нового знания.Выбор метода, способа решения проблемы |
6 | Опыт №3 «Разноцветная вода». Предлагает посмотреть, какая вода в бутылках (на крышках с другой стороны гуашь разных цветов). Предлагает взболтать воду.
Спрашивает, почему вода окрасилась в разные цвета. Подводит детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и стала цветной.
| Дети высказывают свое мнение, вспоминают еще одно свойство воды – прозрачность.
Дети взбалтывают воду, после чего вода окрашивается в разные цвета.
Дети высказывают предположения. Делают вывод, что вода – бесцветная, но становится разноцветной, если добавить краски.
| - умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; - проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности; -умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; -проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам.
| Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности; - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: - формирование умения использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владение диалогической формой коммуникации; - формирование умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные: - формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
|
7 | Предлагает поиграть в игру с мячом «Земля, вода, воздух, огонь». Объясняет правила. | Дети ловят мяч, если услышат слово «Земля» - должны назвать дикое или домашнее животное, «Вода» - название рыбы, «Воздух» - название птицы, «Огонь» - повернуться кругом и отдать мяч водящему. | - формирование способности к волевым усилиям, нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; - формирование элементарных представлений из области живой природы; - способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - установка на здоровый образ жизни. Познавательные: - формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
|
8
| Опыт № 4 «Звездочка». Напоминает, что бумажные цветы раскрылись благодаря воде, а может ли вода распрямить дерево? Предлагает детям проделать такой опыт: согнуть спички пополам, но не разбирать на 2 половинки, а чтобы остался ненадломленный кусочек. Предлагает взять ложку, набрать воды и капнуть в центр цветка.
Объясняет, что вода наполняет клетки древесины и они расширяются, расширяясь - распрямляются.
|
Дети высказывают предположения.
Дети берут 5 спичек. Складывают спички уголками внутрь в виде цветочка.
Дети выполняют и наблюдают, как цветок превращается в звездочку.
Дети делают вывод, что волокна дерева с помощью воды распрямляются.
| -умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности; - умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
- формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
| Личностные: - формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - формирование способности к оценке своей учебной деятельности.
Коммуникативные: - формировать умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формирование умения строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. Познавательные: - формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - формирование умения обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи. |
9
| Рефлексия. Предлагает детям полоски красного и зеленого цветов, 1 полоску – желтого. Сообщает, что тот, кто взял полоску красного цвета расскажет, что сегодня нового вы узнали о воде, а зеленого – что хотели бы еще узнать и какие опыты еще провести. | Дети выбирают полоски и отвечают. | - умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
| Коммуникативные: - умение формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: - формировать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. |
V этап: «Включение нового знания (способа действия) в систему». Цель: создание условий для включения нового знания во внутренний опыт воспитанников. |
10 | Работа в портфеле Юного исследователя. Предлагает зарисовать опыты в портфеле. - Мы экспериментировали с соленой водой и яйцом. Какой сделали вывод?
- Вспоминайте опыт с бумажными цветами. Что у нас получилось и почему?
- Почему вода окрасилась в разные цвета? Что можно сказать о свойстве воды?
- Почему у нас распрямились спички?
| Дети зарисовывают опыты. | - развитие способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Личностные: - формирование способности к оценке своей учебной деятельности.
|