Мелкая моторика рук- её развитие, как одна из составляющей части формирования речи...
статья ( группа) на тему

Мочалова Татьяна Геннадьевна

В настоящее время в ДОУ большое внимание уделяется вопросу здоровья ребёнка.  Поэтому система здоровьесберегающей технологии определяет весь процесс воспитания и обучения дошкольника.

 В данную  статью я включила материал по  игре с предметами, работа с клеткой, игровые дидактические пособия в системе работы по развитию ручной умелости дошкольников.

Нельзя не согласиться с высказыванием В.А. Сухомлинского ,что...«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев»   

                                                                                             

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Мочалова Татьяна Геннадьевна, ГБДОУ  ДЕТСКИЙ САД № 29

«Игры с предметами, работа с клеткой, игровые дидактические пособия в системе работы по развитию ручной умелости дошкольников».

             «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев»    

                                                                                              В. А. Сухомлинский.  

В настоящее время в ДОУ большое внимание уделяется вопросу здоровья ребёнка.  Поэтому система здоровьесберегающей технологии определяет весь процесс воспитания и обучения дошкольника.

Наш детский сад работает над реализацией задачи сохранения и укрепления здоровья детей на основе использования современных оздоровительных технологий, воспитания валеологической культуры и формирования поведенческих навыков здорового образа жизни. Ведь именно здоровье – это ключ к любому дальнейшему развитию личности.

В своей работе большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук, что является неотъемлемой частью в системе здоровьесбережения.

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Начиная с раннего возраста необходимо развитие движений пальцев и кисти руки.  Эти движения развиваются постепенно в течение всего дошкольного периода. Рука должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается термином «ручная умелость».

В ходе своей педагогической деятельности по развитию «ручной умелости» ставлю следующие цели:

- развитие мелкой моторики у дошкольников в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;

- в старшем  дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму;

- донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

Рук – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам – от простого к сложному: сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.

Рассмотрим некоторые приёмы работы:

Игры с предметами:  Игры с крупой и семенами. Крупа универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр. 

  • Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
  • Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
  • Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

  • развивают мелкую моторику;
  • развивают внимание;
  •  развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)

Естественно, чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему предстоит обследовать. Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой "Волшебный мешочек". Для этого вам понадобятся несколько одинаковых по размеру, небольших тряпочных мешочков. Положите в каждый мешочек      

какую - нибудь мелкую игрушку или предмет. И   развесьте все это на крючки. Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложите снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком.

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка, так как действовать с прищепкой можно только путём напряжения (сокращения) и расслабления мышц руки.   Игровые пособия я использую на различных занятиях и во время самостоятельной деятельности.

 Цель таких упражнений – научить ребёнка самостоятельно прищеплять прищепки. На начальном этапе использую пособия без каких – либо изображений (например, различные виды пластиковой тары разных цветов). Затем, когда дети усвоят само действие с прищепкой, предлагаю пособия с различными изображениями. Когда внимание будет направлено на объект и на определение зоны прикрепления прищепки с ориентацией на цвет. Это пособия «Ёжик», «Тучка», «Весёлые гномики», «Кактус» и др.

Хочется отметить и графические диктанты или рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Но я ввела их в свою работу раньше, немного изменив задания. Малыши 3-х лет с удовольствием обводят рисунок фломастерами, заранее подготовленный на альбомном листе, затем салфеточкой стирают свою работу. И в следующий раз с удовольствием повторяют рисунок.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у дошкольников способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....

«Формирование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи».

Игры и пособия способствующие   формированию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...