Музыкальное воспитание в дошкольном возрасте
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Статья посвещена развитию музыкальных и творческих способностей, детей посредствомразличных видов музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_vospitanie_v_doshkolnom_vozraste.docx19.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание в дошкольном возрасте

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последущего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Какие же задачи музыкального воспитания дошкольников можно считать основными?

 Это, во-первых, развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

Во-вторых, формировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развить все лучшее, что заложено в нем от природы. Учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому, если одна из способностей отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других. Важно вовремя устранить этот тормоз, как считает Б.М. Теплов, в результате продуманной и совершенной педагогической работы.

Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Необходимы постоянные наблюдения с проведением диагностических срезов. Диагностика музыкальных способностей – один-два раза в год – позволяет судить о качественном своеобразии развития музыкальных способностей каждого ребенка и соответственно корректировать работу по музыкальному воспитанию. Однако, чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать развитие у детей не только навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей.

Педагогу важно знать показатели развитости каждой музыкальной способности детей в соответствии с их возрастными возможностями. Один из показателей развитости первой музыкальной способности – ладовое чувства – интерес к слушанию музыки (внимание, внешние проявления – мимические, пантомимические, просьба повторить произведение, любимые произведения и др.). Ладвое чувство может проявляться не только как внешние эмоциональные реакции. В определенной мере показатель его развитости – высказывания детей о прослушанной музыке: ее характере, смене настроений. Развитие ладового чувства можно диагностировать и по умению различать устойчивые и неустойчивые звуки при окончании на них мелодии, узнавать мелодию, по чувствительности к точности интонации.

Музыкально-слуховые представления проявляются в двух видах музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на музыкальных инструментах. В зависимости от возраста детей задания усложняются: пение хорошо знакомо мелодии с сопровождением и без, пение малознакомой или незнакомой попевки или несколько раз прослушанной и т.д.

Показатель развитости чувства ритма – выразительность движений, соответствие их характеру и ритму музыки.

В процессе целенаправленного воспитания обогащаются знания детей о музыке, накапливаются музыкальные впечатления. Высказывания о прослушанных произведениях часто свидетельствуют о живости воображения, фантазии.

Задача воспитания начал музыкальной культуры решается посредством формирования эстетического отношения детей к музыке и музыкальной деятельности. Н.А. Ветлугина выделяет этапы развития эстетического отношения к музыке, главный из которых – развития способности эмоционального сопереживания музыки. «Только на фоне переживания музыки, - подчеркивает Н.А. Ветлугина, - у ребенка зарождаются любовь, интерес, потребность в ней». Педагогические рекомендации – артистизм, умение «заразить» детей собственной увлеченностью музыкой, яркостью исполнения, профессионализм, умение увлечь образным словом.

Еще одно условие воспитание воспитания эстетического отношения детей к музыке – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно приобретали музыкальный опыт, осваивали его творчески, самостоятельно. Педагогические рекомендации – необходимость эмоциональной настроенности атмосферы обучения, такой, чтобы музыка волновала, вызывала интерес. Кроме того, применение поисковых, творческих заданий, вариативность методов и приемов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности.

Развитие специальных художественных способностей, а также оценки, вкуса – это показатель уровня музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, эта сама музыка.

Основы музыкальной культуры могут быть заложены лишь в процессе восприятия детьми разнообразной музыки, ознакомления с произведениями разных эпох и стилей, привыкания к их интонационному языку. Важно использовать в работе с детьми разнообразную по эмоциональному содержанию музыку, обладающую художественными достоинствами.

Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления тесно связаны с внутренними переживаниями. Музыка не всегда может вызвать эмоциональные реакции ребенка. Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик, тогда и возникает интерес к ней.

Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания как родителей, так и воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (музыкальный руководитель Краснослободцева Н.В)

"Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота...

Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с ра...

Доклад для музыкальных руководителей на тему: «Оборудование процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Доклад  для  музыкальных руководителей  на тему:«Оборудование процесса музыкального воспитания  детей дошкольного возраста»...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей?...

«Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Учебный год очень интересный и насыщенный. Многообразие мероприятий заинтересовывали и вовлекали не только детей, но и их родителей. Совместная подготовка, участие в конкурсах и праздниках благот...