Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с природно – историческим памятником «Сундуки»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Рачковская Ольга Юрьевна

в работе представлена вариант использования окружающей природы в патриотическом воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с природно – историческим памятником «Сундуки»

Рачковская Ольга Юрьевна

МБДОУОВ Июсский детский сад «Малышок»

Доклад

 В переломные моменты истории перед современниками возникает необходимость переосмыслить незыблемые прежде понятия, что само по себе является моментом поиска нового образа жизни и ценностей. В этой связи представляется общественно значимым изучение конкретно-исторического содержания такого феномена, как патриотизм в новой социально-экономической ситуации в обществе.

Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, .ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества

Доказано, что во все времена одним из основных направлений воспитания являлось воспитание у ребенка чувства любви к своей родине, родной природе, а также бережное к ним отношение. Российские философы, просветители (В.Г. Белинский, Н.Ф. Бунаков, М.И. Демков, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока- Российский) обращали большое внимание на проблему патриотического воспитания, определяли цель воспитания как формирование смелого, трудолюбивого, высоконравственного человека, патриота свой Родины. В своих исследованиях отечественные ученые определяют патриотизм как политический принцип (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаринов), как сложное нравственное качество, как духовное явление (В.В. Белоусов, Л.Р. Болотина, И.С. Марьенко, Д.Н. Щербаков). Неоднозначность патриотизма как духовного феномена и как нравственного качества, приобретаемого человеком в процессе патриотического воспитания, показывает его значимость и сложность.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Существует несколько точек зрения на его определение. Так в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия сущность патриотизма представлена следующим образом: (от греческого patriots - соотечественник, patris - родина) любовь к Родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

И. Писаренко о патриотизме пишет следующее: «Это глубокое социальное чувство, которое свидетельствует о духовном единстве личности с народом».

В педагогике XXI в. содержание понятия «патриотизм» кардинальных изменений не претерпело. Так, С. А. Козлова, высказывая свою точку зрения, пишет: «Патриотизм - это любовь к Родине, к её природе, людям, культуре, к своему дому».

. В современной системе дошкольного образования использование региональных, природных особенностей  осуществляется большей частью стихийно, несистемно. В частности, наше эмпирическое исследование патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста показало, что в современной педагогической практике дошкольных общеобразовательных учреждений обнаруживается недостаточная сформированность патриотических чувств и представлений у старших дошкольников; остаются нереализованными в полной мере возможности воспитания патриотизма посредством знакомства с природными памятниками, которыми славится Республика Хакасия,одним из таких, получившее признание специалистов как природно-исторический памятник, является горная гряда “Сундуки”, расположенная в Орджоникидзевском районе республики Хакасия

Горная гряда “Сундуки” — природно-исторический памятник республиканского значения в Орджоникидзевском и Ширинском районах Республики Хакасия. Дадим краткую характеристику данного объекта, рассматриваемого как естественно - историческое образование в нашей республики. Издавна Сундуки влекут к себе людей. Их исследование ведется уже многие годы. Сюда отправляются десятки научных экспедиций, и каждая новая экспедиция не обходится без сюрприза, каждый сезон приносит новые открытия. Горы из красного песчаника крайне неохотно открывают нам свои тайны.

На Сундуках работали такие известные знатоки астрологии и геодезии, как Г.Ф.Серкин, В.Н. Комиссаров, математик С.В. Макаров, архитекторы В.И. Сазонов и Л.К.Миннерт, археолог В.Е.Ларичев из Новосибирска, историк и этнограф В.Я.Бутанаев из Абакана.

Название “Сундуки” горы получили от Первого Сундука, на вершине которого находится скальный останец в виде куба. От него в западном направлении по пологому склону горы веером расходятся лога. Эти горы, по мнению некоторых археологов, использовались для наблюдения за звездами. Если это так, то перед нами древняя обсерватория - сибирский Стоунхендж.

 Изучив некоторые вопросы формирования патриотических чувств, а так же оценив значение горной гряды ее доступность -  мы  решили о целесообразности использования как метода – знакомство с природно – историческим памятником, вблизи нашего населенного пункта.

Работа  была посвящена использованию педагогического потенциала природно-исторического памятника “Сундуки”, в развитии патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, изучению особенностей патриотического воспитания детей 5-6 лет.

Структура работы была выстроена в соответствии с показателями проявления компонентов  патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста (когнитивный, эмоцианально – волевой, деятельностный). В работу были включены такие виды деятельности как:

-непосредственно образовательная деятельность;

-экскурсии;

-игры -  путешествия;

- чтение художественной литературы;

-рефлексия.

По завершению работы можно отметить интерес детей проявляемый к истории своего села, бережное отношение к природе и культуре Хакасиии

Проведенная работа имеет теоретическое значение, т.к. проведена систематизация  и обобщение информации о патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природно – историческим памятником «Сундуки». А  также практическое – программа ознакомления с природно  - историческими памятниками.

Исследовательское продолжение может осуществляться в контексте музейной педагогики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности»

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее с...

"ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий ...

конкурс Доклад Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с природно – историческим памятником «Сундуки»

В современной системе дошкольного образования использование региональных, природных особенностей  осуществляется большей частью стихийно, несистемно. В частности, наше эмпирическое исследование п...

Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"

В данной статье автор делится практическим опытом работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, организацией работы с семьей....