Детский творческий исследовательский проект «Путешествие в прошлое карандаша»
проект (старшая группа) по теме

Детский творческий исследовательский проект

«Путешествие в прошлое карандаша»

«Путешествие в прошлое карандаша»

Введение

Мы очень любим, рисовать красками, цветными карандашами, фломастерами, а особенно простым карандашом, ведь он не обычный, потому что во время рисования его можно стереть ластиком, если вдруг не получился рисунок.  Нам очень нравится рисовать город, леса, луга, природа нашего края красивая и разнообразная.

Эти рисунки сами собой  рождаются у нас в голове. Однажды на занятии рисования в детском саду мы долго рассматривали свой карандаш. И у нас появилось желание узнать больше об этом простом предмете.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

 средней общеобразовательной школы №6 г.о. Отрадный Самарской области

 Детский сад №14

Детский творческий исследовательский проект

«Путешествие в прошлое карандаша»

Воспитатель I кв. категории

Никитина Татьяна Викторовна

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..1

Постановка проблемы.......................................................................2

Актуальность…………………………………………………………..3

Гипотеза……………………………………………………………......4

Цель и задачи проекта………………………………………………...5

Описание проекта……………………………………………………...6

Этапы проекта………………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………..8

Литература………………………………………………………..........9

Приложения…………………………………………………………….10

 

«Путешествие в прошлое карандаша»

Введение

Мы очень любим, рисовать красками, цветными карандашами, фломастерами, а особенно простым карандашом, ведь он не обычный, потому что во время рисования его можно стереть ластиком, если вдруг не получился рисунок.  Нам очень нравится рисовать город, леса, луга, природа нашего края красивая и разнообразная.

Эти рисунки сами собой  рождаются у нас в голове. Однажды на занятии рисования в детском саду мы долго рассматривали свой карандаш. И у нас появилось желание узнать больше об этом простом предмете.

1. Постановка проблемы.  

В нашем детском возрасте мы очень редко используем простой карандаш.

2. Актуальность:  Эту тему мы выбрали, потому что нам интересно как появился карандаш, которым мы часто рисуем. Мы уже привыкли к слову простой  карандаш, но как оно появилось? Что обозначает слово «простой»? Устройство самого карандаша или вид того черного следа, который оставляет грифель? Но так ли он прост, этот простой карандаш? Ведь на языке умных людей он называется по-другому: черно графитовый.  Мы с  ребятами решили выяснить, есть ли Родина у простого карандаша?

3. Цель проекта:  узнать все интересное  о простом карандаше

Задачи:

- Выяснить, чем пользовались люди, когда карандаш ещё не был изобретён.

- Узнать, кто  придумал первый  карандаш, и есть ли у него Родина. Как изготавливают простой карандаш.

- Сделать фотографии, рисунки

- Провести опыт - эксперимент, из какого материала состоит карандаш.

- Вместе с взрослыми подготовить презентацию.

4. Описание проекта.

Объект исследования – карандаш

Предмет исследования – сведения о простом  карандаше

Методы исследования – наблюдения, беседы, опрос, рисование, изучение литературы, опыты по исследованию карандаша.

5. Гипотеза: Если мы узнаем больше о  простом карандаше, то у нас появится желание  применить его в рисовании.

6. Этапы  нашего исследования.

Мы собрали информацию о простом  карандаше из книг, энциклопедий, интернета.  Прочитав с воспитателями  и  мамой много интересных  рассказов, сказок, посетив библиотеку интернет, посмотрев множество картинок, рисунков, фотографий  мы узнали много интересного о простом карандаше.

        - Давным-давно когда люди жили, в пещерах они брали кусочки угля, обгоревший прутик из костра, истолченный в порошок  землю, водили по поверхности, чтобы получился рисунок.

         -Точное время появления первого карандаша неизвестно.
Название "карандаш" происходит с Востока и переводится как "черный стержень". Карандашом называли серебряные, золотые, оловянные или свинцовые заостренные палочки, они, когда нажимаешь,  оставляют серую линию на белом листе. Карандашом называли и стержень из природного минерала – сланца, его нашли в Италии. Очень много лет назад "писало" так называли - черный стержень из природного графита - оставлял след ясный, резкий, устойчивый.

         -Первые российские карандашные фабрики появились очень давно в прошлом веке, когда нас еще совсем не было,  в Москве- в Хамовниках она принадлежала богатому ямщику Никитину.

                 -При изготовлении простого карандаша  сухой порошок графита смешивают с глиной и водой. Чем больше глины, тем тверже карандаш, больше графита — мягче грифель. После того как сделали  смесь которая похожа на жидкое тесто ее пропускают через специальный аппарат  и получаются тонкие липкие веревочки. Их распрямляют, разрезают по размеру, сушат и отправляют в печь для обжига. Деревянные заготовки из кедра или сосны разрезают пополам по длине и вырезают канавку для грифеля. Обе половинки с грифелем затем склеивают. Дощечки разрезают на карандаши, внешняя их сторона полируется.

2. Знакомство с художественными произведениями, где речь идет о карандашах (сказки рассказы, загадки и др.)

Мы прочитали несколько рассказов, где главными героями стали карандаши.

Особенно нам понравилось сказка Ивашка в деревянной рубашке Куликова Р. ,и рассказ, Сколько лет карандашу.

3.  Затем мы посетили библиотеку, другие детские сады,  и взяли интервью у ребят, работников библиотеки  и узнали, у них как они используют  простой карандаш, какие сказки и рассказы знают.  

4. Везде куда мы приходили обязательно фотографировались. А когда вернулись, в свой детский сад нам  захотелось нарисовать простым карандашом свои рисунки. Было очень интересно и познавательно и мы с ребятами решили сделать свой альбом с рисунками и фотографиями.

5.Потом мы решили пополнить свою капилочку интересными загадками, стихами о простом карандаше, вместе с воспитателями и родителями. Изготовить книжку малышку.

6. Провели, опыт из чего состоит карандаш.

Заключительный этап.

Выполнив работу, мы узнали, из чего сделан карандаш.  Карандаш – это письменная принадлежность, сделанная из деревянной палочки со стержнем из смеси глинистой массы с графитом (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”).

Мы изучили специальную литературу,  узнали историю появления карандаша, технологию его  изготовления, провели практическую работу (наблюдение  из чего сделан простой карандаш).

        -Узнав столько нового, интересного мы решили рассказать всем своим друзьям из детского сада. Мы показали им картинки которые нарисовали сами, фотоальбом , рассказали историю карандаша, а потом показали наши красивые и интересные книжки-малышки с загадками и стихами.

        -И еще мы создали презентацию вместе с воспитателями и родителями «Путешествие в прошлое карандаша», с которой сейчас выступаем

7. Перспектива.

Изготовление карандаша- это сложный процесс и не всякое дерево подходит для карандаша . Поэтому к карандашам надо бережно относиться, чтобы как можно меньше деревьев были срублены для  их изготовления.  А в следующем году мы хотим, узнать из чего изготавливают бумагу. Но это уже другая история.

8. Список литературы

1. Дитрих А. Почемучка. М., 1993

2. Заточи карандаши и рисуй, черти, пиши. Отчего и почему? – 2005,  № 12

3. Дыбина О.В. «Что было до …», М., ТЦ «Сфера», 2001 г.

4. Дыбина О.В. «Неизведанный мир», М., ТЦ «Сфера»,2002 г.

5. Дыбина О.В. «Рукотворный мир», М., ТЦ «Сфера», 2003 г.

6. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. кн. 2 Откуда приходят вещи. М., 1985

7. Куликова Р. Ивашка в деревянной рубашке. Читайка – 2008,  № 9

8. Сколько лет карандашу? А почему? 2004, № 9.

 9. http://prostoykarandash.ru/lessons/karandash/

10. http://wiki.pskovedu.ru/index.php/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Путешествие по радуге в мир музыки и цвета»

Тип проекта:Творческо-исследовательский, кратковременный, групповой. Характеристика проекта: ·        Совместная образовательная деятельность с детьми.·...

Детский творческо-исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Что такое семья – понятно всем. Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за сте...

Образовательный, творческо-исследовательский проект "Путешествие по сказкам Фиолетового леса"

Долгосрочный проект  по созданию условий для развития сенсорной культуры детей раннего возраста в игровой деятельности....

Конспект познавательно - исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша»

Знакомство детей с историей появления простого карандаша и его эволюцией....

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша» в средней группе

Цель занятия познакомить детей с историей появления простого карандаша и его эволюцией....

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша»

В процессе образовательной деятельности ребята познакомились с историей появления карандаша....