Педагогический проект "Моя семья"
проект (старшая группа) на тему

Ольга Владимировна Зверева

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx285.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение http://boombob.ru/img/picture/Jun/24/e9df5a43167b60db3698ae0786734dbe/5.jpg

«Детский сад комбинированного вида №38 «Совёнок»

г. Балакова Саратовской области.

Детский педагогический проект

«Я и моя семья»

(краткосрочный, познавательный, творческий)

http://lidilazareva.ucoz.com/semja2.png

Педагог-психолог: Е.А.Вдовина

Воспитатель: Шоломова Г.И.

2015 год

Первый этап. Целеполагание.

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели группы, педагог-психолог.

Цель: расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Задачи:

Воспитательная:

воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.

Обучающая:

формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.

Развивающая:

развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность, совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

  • 1. Знание детьми информации о своей семье.
  • 2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
  • 3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
  • 4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Второй этап. Разработка проекта.

1. Донести до участников проекта важность данной темы.

2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

4. Составить перспективный план мероприятий.

Третий этап. Выполнение проекта.

Раздел программы.

Формы и методы работы.

Игровая деятельность.

   Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «      «Магазин», «Больница»,  «Семейные хлопоты», «Дочки- матери».

     Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?»

     Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».

    Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».

Строительные игры «Мебель для дома».

Словесные игры «Кто старше? », «Кто младше? », «Исправь Незнайку», «Подскажи словечко», «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать».

Коммуникативно-личностное развитие

Познавательно-речевое развитие

НОД  педагога-психолога по теме: «Моя семья»,

НОД «Семья. Моя родословная»,

Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома»

«Коли семья вместе, так и душа на месте».

Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка». Пословицы и поговорки о семье, Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама».

 Просмотр семейных фотографий.

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Работа с родителями.

 

Рисование на темы «Моя семья»,  «Мой дом».

Интегрированная нод «Моя семья»

Консультации для родителей:

«  «Дружеские отношения взрослых и детей в семье -

основа воспитания положительных черт характера ребёнка».

«Роль семьи в воспитании дошкольника»

Четвертый этап. Презентация проекта.

  1. Выставка рисунков «Моя семья»

Пятый этап. Определение задач для новых проектов.

  1. Составление генеалогического древа семьи.

Конспект нод педагога-психолога по теме: «Моя семья».

 Цель:
расширить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе.
Задачи:

  • уточнить представления детей о понятиях – семья, родственники,
  • сформировать элементарные представления о родственных связях в семье,
  • научить детей высказываться о семье с опорой на свой рисунок,
  • показать способ снятия двигательного напряжения с помощью телесно-ориентированного упражнения.

Предварительная работа:
-рисунки детей «Моя семья»,
Материал для занятия: фланелеграф, фигурки членов семьи, детские рисунки, лейка, шляпа, медали для детей, детали дома для коллективной аппликации, клей- карандаш, влажная салфетка, клеенка, мяч.
                                                         Ход занятия
Организационный момент.

Психолог:

 “Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!”
- Ребята, сегодня такой хороший  день, давайте мы его сделаем еще лучше и передадим «Улыбку» своему товарищу, и назовем его ласково по имени.

 (предлагает присаживаться детям на пол.)

 

Вводная  часть.

 -Ребята сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: «Жил- был мальчик, который был один-одинешенек на свете. И никого у него – то и не было, только он…» ( выставляет  фигуру мальчика на фланелеграф)

- Но дойдя до этого места в сказке, я подумала: «А разве так бывает, что у человека никого нет?»
- Как вы считаете? (нет)
- Ну тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательные, любящие родственники! ( предлагает детям выставить на фланелеграф фигурки членов семьи) 
- А как, ребята, мы назовем одним словом родных людей, которые живут вместе? (семья)
- Давайте, ребята сегодня поговорим о семье, о родных людях.

Основная часть.
- Ребята, я приготовила для вас карточки с изображением солнышка ( раздает каждому ребенку)
-Если вы захотите ответить на вопрос, то поднимите, пожалуйста, карточку, и я пойму, что вы готовы отвечать, а с места выкрикивать не нужно, так вы можете мешать другим детям отвечать.
- Что же такое семья? ( ответы детей)
- Это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.
-Кто такие родственники?
-Родственники – это люди, родные друг другу- братья , сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.
- Зачем человеку семья? 
-что бы любили, жалели, хвалили, целовали.
- Как должны относиться люди друг к другу в семье?
- дружить, любить, уважать, ухаживать, защищать.
-какие вы ребята молодцы, все знаете про семью и родственников! А давайте мы немного поиграем!?

 «Назови, кто кем кому приходится?»
-Ребята, на примере нашей новой семьи давайте определим, кто кому кем приходится.
-Кто хочет поучаствовать ?
( ребенок по желанию выходит к фланелеграфу,  на котором расположены фигуры членов семьи и отвечает на вопросы)
- Кем приходится мальчик маме?( сыном)
- Кем приходится девочка папе?( дочерью) )В случае затруднения прошу помочь остальных детей)
- А для бабушки кем приходится мальчик?( внуком)
-А для дедушки кем приходится девочка?( внучкой)
- Кем приходится девочка для мальчика?(сестрой)
-А он ей?(братом)
-Ребята вы большие молодцы, справились с таким сложным заданием!

Коллективная аппликация
-Посмотрите на фланелеграф, теперь у нашего мальчика  есть семья, давайте мы поселим эту семью в красивый дом, где они будут жить счастливо!? (приклеивает на  ватман заранее заготовленный образец дома)
-Теперь, ребята вы тоже можете наклеить  свои домики на ватман и  у нас получится небольшой город, в котором будут жить много семей,  они будут ходить друг к другу в гости, поздравлять друг друга и поддерживать.
-Подойдите к столу, здесь разложены детали дома, их нужно  наклеить на бумагу таким образом, чтобы у вас получился красивый дом.
(инструкция: сначала найдите основу, затем крышу, окна и двери , наклеивайте все в определенной последовательности и аккуратно)
- Отлично! У вас получился симпатичный городок, нашей семье будет уютно и хорошо в нем жить! А в новые дома заселятся другие семьи.
-Рассаживайтесь на пол, и мы немного поиграем.

Игра: «Назови пропущенное словечко»?
-Ребята, я буду зачитывать вам пословицы с пропущенными словами, а вы их постарайтесь узнать, какие слова я пропустила и назвать их.
  -“При солнышке тепло, при (матери) – добро.”
  -“Нет милее дружка, чем родная (матушка).”
  -“Золото и серебро не стареют, (отец и мать), цены не имеют.”
 - А какие вы знаете пословицы о семье? (ответы детей)

 

Телесно – ориентированное упражнение  «Из семени в дерево»
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется  «Из семени в дерево».
-Я буду Садовник- который ухаживает за семенем, Родители – Вода, без которой не сможет прорости семечко, а вы будете –Семечко. Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимаетесь в комочек, закрываете голову руками. Я- Садовник очень бережно отношусь к семенам поливаю их водой (поглаживает по голове, телу).С теплым весенним солнышко «семечко» начинает  расти ( дети поднимаются).У него раскрываются «листочки»(руки тянутся вверх), растет «стебелек» ( вытягивается тело), появляются «веточки», с «почками» (руки разводятся в стороны , пальцы сжимаются в кулачки), и наступает момент, когда «почки» лопаются ( пальцы резко разжимаются), и «росток» превращается в прекрасное  «дерево». Наступает лето «дерево» хорошеет, любуется собой, улыбается деревьям соседям, дотрагиваются своими «листочками» к соседям «деревьям», «садовнику».

Итоговая часть
- Ребята, посмотрите, у нас в саду открылась выставка рисунков “Моя семья”. 
- Подойдите, посмотрите, здесь есть ваши рисунки?
- Кто хочет рассказать о своей семье?
(дети по желанию подходят к рисунку  своей семьи, рассказывают, кто изображён).
По ходу психолог спрашивает о членах семьи:
- как зовут маму, папу и т.д (изображенных людей на рисунке, кто самый старший в вашей семье? кто самый младший, если есть брат или сестра)
- Кто чем занимается в семье? (чем занимается мама, папа и т.д)
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других членах своей семьи?
-Что бы ты хотел пожелать своей семье?

Заключение:
-Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?
(дети встают в круг, психолог  берет мяч)
-Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
-Что же такое семья?( это люди которые любят друг друга и живут вместе)
-Кто такие родственники?( это люди родные друг другу, папа, мама, сестра, брат, бабушка, дедушка)
-Как можно другими словами называть маму, папу( отец, мать, матушка)
-Как люди должны жить в семье? (дружно, любить друг друга, ухаживать, целовать, обнимать и т.д)

Сюрпризный момент:
-Ребята, вы очень хорошо сегодня отвечали на  вопросы, играли, очень много рассказали о своих семьях, о том, какие вы дружные и заботливые, сегодня вы изменили  сказку и наш герой нашел свою семью, и поэтому у меня есть для вас небольшой сюрприз.
- Подходите, посмотрите, что  здесь лежит? Берите свои призы! 
( достает коробку с призами –медальки, одевает на детей и благодарит за участие).

 

Конспект нод "Семья. Моя родословная"

Программное содержание:

  1. Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.
  2. Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.
  3. Воспитывать чувство долга и внимания к ближним.

Материал: схема генеалогического древа, фланелеграф, семейные фотографии, пирамидка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рисование на тему: "Моя семья", рассматривание семейных фотографий.
Методы и приемы: художественное слово, вопросы, рассматривание фотографий, объяснение, обращение к опыту ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель
Сегодня мы познакомимся с правом детей на воспитание в семье. Приготовьте семейные альбомы, которые вы принесли из дома. Скажите, кого называют родственниками?
Дети
Родственниками называют бабушек, дедушек, маму, папу, сестер, братьев.
Воспитатель
Правильно! Родственниками называют близких по родству людей.
Воспитатель
Как вы думаете, что означает слово "род"?
Дети
Род- это одна большая семья.
Воспитатель
Кто считается старшим по возрасту членом семьи - бабушка, дедушка или прабабушка и прадедушка?
Дети
Старшими по возрасту членами семьи считаются прадедушка и прабабушка.
Воспитатель
Почему?
Дети
Потому, что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом.
Воспитатель
Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? Кто о вас заботиться в семье. Какие чувства вы испытываете к своим родным? (ответы 2-3 детей)
Выставляю стержень от пирамидки, кольца лежат рядом на столе.
Воспитатель
Попробуем представить род человеческий в виде этих колец. Настя, надень, пожалуйста, на стержень пирамидки самое большое кольцо- это твои прабабушка и прадедушка. Как мы назовем следующее по размеру кольцо?
Дети
Бабушка и дедушка.
Воспитатель
Какое кольцо следующее, и как мы назовем?
(мама и папа)
Осталось - самое маленькое. Как вы думаете, кого оно обозначает? Конечно, Настю. Что у нас получилось?
Дети
У нас получилась пирамидка.
Воспитатель
На чем держится стержень
Дети
На самом большом кольце- прабабушке и прадедушке
Воспитатель
Давайте вспомним стихи о бабушке.
С. Капутикян " Моя бабушка ".
Воспитатель
У многих из вас есть братья и сестры, у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева - которое называется "генеалогическое дерево".
Прикрепляю к фланелеграфу схему генеалогического древа.
Воспитатель
У вас на столе лежат такие же схемы и фотографии, которые вы принесли из дома. Давайте составим генеалогическое древо своего рода. Я буду работать со своими фотографиями на фланелеграфе, а вы - за столом. Самые старые и пожелтевшие от времени фотографии- прадедушек и прабабушек расположу там, где на схеме обозначены корни дерева.
Физкультминутка
Воспитатель
Отдохнули, размялись, можно продолжить занятие. Кто хочет рассказать о своем роде (несколько ответов)
Воспитатель
Молодцы! Вы рассказали много интересного о своих родных. Возьмите схему дерева и фотографии домой. Покажите папе и маме, дедушке и бабушке, что мы делали на занятии и попросите рассказать об интересных событиях
из истории вашего род

Конспект интегрированной НОД   «Моя семья»

Задачи:

  • Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи).
  • Воспитывать желание заботиться о близких.
  • Закрепить навык связной речи.
  • Закрепить знание пословиц о семье.

1. Орг. момент (В кругу)

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Людмила Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).

– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю поиграть.

2. Беседа о семье (Сидя за столами)

– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?

– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?

– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)

– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)

– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)

3. Рассказ по картинкам

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены сцены из жизни (больной ребенок лежит, мама дает ему лекарство и т.д.)

– Давайте составим рассказ по картинкам. Расскажите, что вы видите на картинке, кто изображен, во что одеты? Что делают? А как вы думаете, а что они могут говорить друг другу? Оживите картинку!

– Итак, что же такое семья? (ответы детей)

Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

4. Валеологическая пауза «Большая семья» (В кругу)

В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:
Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.
Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец!
Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!.

Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил.
Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.
Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.
Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:

Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.
В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.
Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье!
Только одно лишь добавлю я – 
Дружная очень это семья!

5. Игра на развитие творческого воображения

– Вечером вся семья собирается дома – а это значит, что можно поиграть в веселую игру: Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин башмак?

6. Беседа по пословицам (На стульчиках)

– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.

«При солнышке тепло, при матери – добро» (на договаривание)

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

– А как вы понимаете смысл этих пословиц?

– А какие вы знаете пословицы о семье?

Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

(пожелания детей своей семье)

7. Пальчиковая гимнастика (стоя)

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

8. Изготовление цветка из проволоки (За столами)

– А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся в лепестках вот этого чудесного цветка, который мы сейчас изготовим (изготовление цветка из гофрированной бумаги и проволоки).

– Я хочу вам пожелать, чтоб этот цветок принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью. Спасибо вам за помощь, до свидания!

«Дружеские отношения взрослых и детей в семье —

основа воспитания положительных черт характера ребенка»

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.

Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба — это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.

Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер («Детей ласкать нельзя — они распускаются»). У взрослых в таких семьях есть образ желаемых свойств характера их ребенка. Сын или дочь положительно оцениваются лишь тогда, когда поведение их соответствует этим завышенным требованиям. Дети г. таких семьях часто слышат следующие замечания: «Ты никогда не делаешь так, как нужно», «Ты всегда делаешь то, что нельзя».

Привлекая детей к труду, помощи, родители говорят: «Ты должен трудиться. Мы же трудимся». Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери чувство личностной неполноценности становится основой неуверенности в себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах, упрямстве.

«Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет,— говорят иные родители.— Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать». В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда эго необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.

Роль семьи в воспитании дошкольника

Семья. В ней человек начинает сбою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья может быть спасательным кругом в бушующем жизненном  море  и роковым подводным рифом. Семья способна украсить жизнь и искалечить её.

В семье сходятся и фокусируются все возможные эмоции, страсти, аффекты. «Мой дом – моя крепость» – в нее нелегко заглянуть, а тем более разглядеть во всех мелких подробностях и управлять ею со стороны. Но семьи вне общества нет. Мы привыкли говорить, что какова семья – таково Общество. Не менее справедливо утверждать, что каково общество – такова семья.

Мир семьи разнообразен, многолик. Он дает родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить своё бытие в детях.

Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость, заботу, расширяют любовь друг к другу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой.

Несомненно, что ребёнку нужны оба родителя – любящие отец и мать. «Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок» (В.И. Кочетков).

Во многих семьях время от времени трения, возникающие между супругами, способствуют появлению психологических проблем у ребёнка. Решить эти проблемы и таким образом помочь ребёнку часто просто невозможно без коррекции супружеских отношений.

Двое на жизненном пути. Но их никогда не бывает двое. Рядом родители, дети, друзья и товарищи. Все они – каждый по-своему – дороги нам, и хочется сохранить с ними близость и понимание. Это трудно. Трудно еще и потому, что за бегом дней, переполненных заботами, не успеваешь подумать о самом главном – об отношениях с теми, кого любим. И часто спохватываемся лишь тогда, когда что-то разлаживается. Мы начинаем что-то лихорадочно предпринимать, но ... поздно.

Семейные кризисы всегда производят тяжелое впечатление на детей, особенно если они скрыты от ребёнка. В реальной жизни семьи практически невозможно, чтобы конфликты или просто плохое настроение одного человека переживалось лишь им одним. Известно, что даже новорожденный, если его мать испытывает тревогу, тоже начинает нервничать. Новорожденный, не понимающий ни языка, ни значения выражения лица, тем не менее, улавливает состояние матери. Даже дошкольник, не понимая полностью сути родительских разногласий, придаёт им своеобразный смысл. Ребёнок понимает, что когда мама и папа ругаются, ему плохо, ему хочется плакать, бежать куда-то или сделать что-нибудь злое.

«Ребёнок чувствует психологический дискомфорт, но не видит, в чем его причина, не знает средств, как избежать таких негативных переживаний. В этом смысле дети слепы и безоружны. При этом они чрезвычайно чутки к изменению эмоциональной атмосферы в семье и склонны её изменения связывать с собственным поведением».

Как правило, родители исходят из своих собственных переживаний, не учитывая переживания ребёнка, не понимают, что они оказывают негативное влияние на дальнейшее его развитие.

К сожалению, не существует универсальной «технологии» воспитания детей, и мы не можем получить Совета на все случаи жизни даже от человека; обладающего полным научным знанием о семье.

Родители, заботясь о будущем своих детей, хотят, чтобы они были носителями всего наилучшего, видят их имеющими всё то, что в них самих есть хорошего, и без их недостатков. Такое желание понятно и естественно, однако  оно  часто  приводит к  нереальным,  завышенным требованиям  по отношению к детям и самим родителям как воспитателям.

Очень важным для детей является воспитание чувства ответственности и самостоятельности. Если заласканного мальчика не увлечь каким-то мужским делом (видом спорта), он не сможет в дальнейшем стать авторитарным человеком в мужском коллективе.

Сыновьям властных матерей – семейных лидеров – грозит такая же беда! В их сознании закрепляется образ отца, как мужчины, играющего подчиненную, пассивную роль. В дальнейшем это также скажется на формировании мужских черт характера, линии поведения. Известно, что мальчики, родители которых полностью блокируют упрямство и негативизм ребёнка трёх – четырёх лет, то есть блокируют проявление формирующегося «Я», в дальнейшем оказываются женственно мягкими, зависимыми.

Мальчики лишенные достаточного общения с отцом, став взрослым, и, как правило, испытывают затруднения в исполнении отцовских обязанностей. Воспитываясь без отца, они могут усвоить женский тип поведения, но за норму мужского поведения принимают грубость, агрессивность, жестокость. Словом то, с чем нередко встречаются на улице и, как ни печально в кино. У таких детей труднее развить способность к сочувствию, сопереживанию, а также умение владеть собой, управлять своим поведением.

Перед ребенком, будь то мальчик или девочка, всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, когда у ребёнка есть свои планы и намерения, свои интересы. Ребенок имеет право быть любимым родителями таким, каков он есть!

Конечно, проявления родительской любви к детям разнообразны и многолики. Однако не всегда хорошие намерения достигают адресата – ребёнка. Дело в том, что он не умеет читать мысли и чувства родителей, а то, что они делают, далеко не всегда воспринимается им как проявление любви.

Родительская забота иногда для ребенка имеет назойливый привкус, выглядит вмешательством в его дела. Чувствуя ущемленную свободу действия и выбора, он вместо благодарности испытывает раздражение. Случай, когда родители проводят много времени со своими детьми, вовсе не означает, что дети воспринимают это как выражение теплых чувств. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеет решающее значение.

То есть «появляющийся на свет человеческий индивид имеет от природы достаточный диапазон задатков и возможностей, чтобы стать личностью, приобрести определенную социальную ценность. Однако в действительности, как мы знаем, это происходит далеко не всегда одинаково успешно. Возможно, одна из причин состоит в том, что первоначальная жизненная школа, условия, в которых начинается освоение мира и поиск своего места в нем, столь неоднозначны».

Обобщая всё сказанное выше, касаясь тех проблем, о которых говорилось, неизменной остается мысль, что родительская любовь как чувство не должна быть самоцелью, самоценностью. Она имеет мало смысла, если не воспринимается детьми. И если взрослый вдруг захочет понять другого, ему непременно придется повернуть глаза и уши на него, настроить свой ум и чувства на его мысли и желания.

Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя – это что-то особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное существо. Родительская любовь – одна из самых больших человеческих ценностей. Правильная, разумная любовь матери и отца помогают ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.

Конспект нод «Коли семья вместе, так и душа на месте».

Программное содержание:

  1. систематизировать знания детей о семье. Знать, что в семье все любят друг друга и заботятся о каждом;
  2. познакомить с новым словом «родственники». Уточнить слово «отчество»;
  3. закрепить умение работать со схемами;
  4. воспитывать добрые чувства и любовь к членам всей семьи, проявлять о них заботу, приносить радость своими делами и поступками;
  5. обеспечить атмосферу непринуждённого общения;
  6. активизировать диалогическую речь детей, обогащать и развивать словарь по теме: «моя семья»;
  7. совершенствовать умения детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением
  8. способствовать совершенствованию общей и мелкой моторики: координации речи и движений.

Оборудование: 
звонок, листочки разных цветов радуги, (расположенные на мольберте, как ступеньки), под ними изображения членов семьи, мяч, оформленная на листе ватмана выставка букв, сделанных детьми вместе с родителями, карточки – схемы, для составления предложений, поднос с ромашками из бумаги с написанными на лепестках ласковыми названиями, божьи коровки.

Ход занятия:
Воспитатель начинает занятие:
— Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются.
Мой звоночек звенит и звенит—
Всем ребятам собраться велит.
Дети посмотрите в окошко и скажите, «какое сегодня утро?» (Серое, хмурое, пасмурное).
А настроение у нас радостное, потому, что у нас гости. Подарите им свои улыбки. (дети «дарят» улыбки присутствующим на занятии)
Я тоже вас приветствую и посылаю всем свою улыбку. А ещё, ребята, я тороплюсь поделиться с вами своей радостью.
Пришла я сегодня в группу, вас ещё не было, и я заметила вот это изображение, очень обрадовалась, но удивилась, что это может быть? Решила вас подождать, чтобы рассмотреть вместе, на что похоже это изображение. Мне кажется, что удобнее вам это сделать, сидя на стульях.  (Дети рассматривают изображение).
— На ступеньки дома.
—А что напоминают эти цветные прямоугольники?
—Радугу.
—А мне это напоминает листочки отрывного календаря. Смотрите, листочки приподнимаются и их можно снимать. Как интересно, правда!?
Что же под этими листочками? Давайте снимем первый. Кто это?
—Мальчик.
—Какой он?
—Маленький.
—Кто же спрятался под вторым ?
—Тоже мальчик.
—Интересно, кто же будет под третьим?
—Девочка.
—Какая она?
—Выше (больше) мальчиков.
Под 4-м — мама, под 5-м — папа, под 6-м — дедушка, под 7-м — бабушка.
—Дети, сколько здесь человек? (Семь).
—Как их можно назвать, одним словом? (Семья).
—Вслушайтесь, в слово «семья». Семь человек и я. Как вы считаете. Хорошо, что у вас есть семья? Любят ли вас в семье? Как вы догадались, что вас любят в семье?
Предполагаемые ответы детей: целуют, ласкают, жалеют, говорят хорошие слова, играют.
—А вы заботитесь о членах своей семьи? Как вы это делаете?
Предполагаемые ответы детей: помогаю убирать игрушки, мыть посуду, подметать пол.
—Хорошо, что у вас дружные семьи, вы помогаете друг другу. А ещё, ребята всех членов семьи называют родственниками. Слово род означает, одна большая семья. Скажите, а кто из этих людей не является родственником? 
Словесная игра: «Что лишнее?»
Мама, 
соседка, бабушка, сестра;
бабушка, 
подруга, сестра, мама;
сестра, 
продавец, бабушка, брат;
дворник, брат, папа, дедушка;
дедушка, папа, 
водитель, отец.
Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? Ростом, цветом кожи, волос и глаз, формой носа и рта, характером, походкой и т. д. И ещё у каждого есть что-то такое, что нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать о чём я говорю, отгадайте загадку:
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
Чтоб его узнать
Надо вслух назвать.
                                                   (Имя).
Что можно определить по имени? По имени определяется пол, мальчик это или девочка, мужчина или женщина.
Имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Геля, Ваня, Соня, Лена. А когда ты пойдёшь в школу, твоё имя станет полным: Ангелина, Иван, София, Елена. Когда вы станете взрослыми, к вам будут обращаться по имени, отчеству. А что такое отчество?
Да вы правы, это имя отца. Лена, как зовут твоего папу?  (Анатолий). Значит, тебя будут называть Елена Анатольевна.
Соня, как зовут твоего папу? Как тебя будут называть?
—Роман, и я буду София Романовна.
—В мяч хотите поиграть?
Игра: «Назови отчество мужчины и женщины».
                                          Василий – Васильевна, Васильевич;
                                          Егор – Егоровна, Егорович;
                                          Николай – Николаевна, Николаевич;
                                          Максим – Максимовна, Максимович;
                                          Пётр – Петровна, Петрович;
                                          Кирилл – Кирилловна, Кириллович;
                                          Иван – Ивановна, Иванович;
                                          Сергей – Сергеевна, Сергеевич.

Ребята, в семье все заботятся друг о друге, помогают. Вот и ваши родственники помогали нам сделать город букв: «Буквоград». Расскажите, кто вам помогал и из какого материала сделаны буквы.
—Из пластилина, с мамой.
—Из веточек, с братом.
—Из материи с бабушкой.
—Ребята, а знаете, кто ещё вам помог? Ваши пальчики, дружная маленькая семья. Поиграем с семьёй – пальчиков. Пальчиковая игра: «Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Мне очень интересно узнать, что любит делать мама, что любит делать папа. Рассказать вам об этом помогут схемы.
Дедушка пьёт чай.
Как будет звучать предложение, если дедушка это делал вчера? А если дедушек было много? А знаете ли вы, что в бабушкиных сундуках можно найти очень много интересных вещей: кружевную перчатку, подсвечник, маленькое зеркальце и многое другое. Вот я и приготовила сундучок, только оттуда я достаю картинки вещей, вы присмотритесь, и скажите, чья это может быть вещь.
— Это кофта мамы. Чья это кофта?
— Мамина кофта.
— Это брюки папы. Чьи это брюки?
— Папины брюки.
Семью почитали с древних времён. Народ сложил много пословиц о семье. Давайте их вспомним.

*При солнышке – тепло, при матери – добро.
*Нет милее дружка, чем родная матушка.
*Вся семья вместе и душа на месте.
*Где любовь и совет, там и горя нет.
*Семья ладом крепка.
*Золото и серебро не стареют, отец и мать – цены не имеют.
*Земля без воды мертва, человек без воды – пустоцвет.
Молодцы, ребята. Все вы очень любите свою семью. А как вы ласково называете членов своей семьи?
Маму - мамуля, мамочка,
папу – папуля, папочка,
деда – дедушка, дедуля,
бабу – бабушка, бабуля,
сестру -  сестрёнка, сестричка,
брата – братик, братишка.
Молодцы, я рада, что вы такими нежными, ласковыми словами называете своих родственников. Знаю, что ваши родственники называют вас тоже ласково. А ещё они любят сравнивать своих детей с кем - нибудь. Я свою дочку зову «зайчик мой», потому, что она весёлая и шустрая. А с кем сравнивают вас мамы?
Белочка, солнышко, зорька, обезьянка, цветочек, конфетка, бабочка, кузнечик.
—Вот как много слов придумывают для вас ваши мамы. У меня на подносе ромашки, сделанные ваши руками. На их лепестках родные написали самые ласковые слова, которыми они вас называют. На то имя, которое вам больше всего нравится «посадите божью коровку». 
Букет из ромашек поместим в раздевальную комнату, и все кто будет приходить к нам в гости, смогут эти имена узнать.
Молодцы, ребята, мне нравится, как вы сегодня отвечали. Я очень рада, что вы счастливые дети, потому, что ваши мамы и папы любят вас и заботятся о вас. И я вашим семьям желаю здоровья, добра и много, много солнца!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дошкольного образовательного учреждения в повышении педагогической культуры семьи (методическое пособие для воспитателей ДОУ)

Успех сотрудничества между родителями и воспитателями во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленно...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ДОУ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Рассматривается теоретические аспекты понятия психологическое здоровье и даются методические рекомендации по  сохраниению психологического здоровья детей дошкольного возраста.Данная разработка со...

Формирование традиций группы - эффективная форма психолого-педагогической поддержки семьи

В данном материале представлен опыт работы с детьми в нашей группе...

Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»

Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....

Педагогический проект "Семья – это важно! Семья – это счастье!"

Данный проект состоит из 5 разделов. В первом описаны цели и задачи проекта, срок его реализации, этапы проекта и ожидаемый результат.Второй раздел обосновывает актуальность темы. Разделы 3-5 описываю...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...