«Психологические акции, как одна из форм работы педагога-психолога ДОУ»
статья ( группа) на тему

Ольга Владимировна Зверева

Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. 
Основная цель проводимых акций: создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному преодолению и профилактике нарушений в речевом и психическом развитии воспитанников, через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, коллегами, родителями. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_aktsii_v_rabote_pedagoga-psihologa_dou.docx43.08 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №38 «Совёнок»

город Балаково Саратовская область.

Статья для педагогов-психологов, воспитателей ДОУ по теме:

 «Психологические акции, как одна из форм работы

педагога-психолога ДОУ»

подготовила педагог-психолог МАДОУ детский сад   №38

Зверева Ольга Владимировна

город Балаково

Работая психологом в детском саду, все чаще задумываюсь о том, как загружен распорядок дня ребят. Ежедневные занятия в детском саду, а еще – кружки, студии, секции. Бывают и домашние задания. Помимо детского сада заботливые родители водят ребят к дефектологу, в бассейн, в музыкальную или художественную школы. Поэтому в дополнение к индивидуальной и групповой коррекционно – развивающей, консультативной деятельности, я стала искать новые эффективные формы работы, которые привносили бы в бесконечную череду занятий лучик света, тепла, заботы. С этой задачей прекрасно справляются акции. 
Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. 
Основная цель проводимых акций: создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному преодолению и профилактике нарушений в речевом и психическом развитии воспитанников, через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, коллегами, родителями. 
Особенности акции: 
Акция охватывает всех родителей группы/детского сада, ведь далеко не все из них способны выделить 1,5-2 часа на посещение тренинга, тем более состоящего из нескольких встреч, из-за объективных и необъективных причин. 
При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога. 
Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель), действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает детей, родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения. 
Оригинальные приемы, позитивные настрои поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад. 

Получать удовольствие и радость от нетрадиционных интерактивных форм работы педагога-психолога довольно просто, когда работа является творческой. В общении и работе с людьми – взрослыми, подростками, детьми – существует огромный простор для развития креативности. Мы – психологи, педагоги, воспитатели, мудрые родители и администраторы имеем возможность каждый день соприкасаться с самым уникальным и многогранным творением на земле – человеком. Развитие человека происходит прежде всего в социальном окружении. И как мы организуем это окружение, создадим атмосферу творчества, радости, так во многом зависит как будет развиваться личность воспитанника.

          Психологические акции – это вид психологической работы в игровой форме. Название эта форма получила по аналогии с различными художественными акциями. Психологическая акция представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве которая на определенное время создается в пространстве сада, группы. Игровая среда не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила и намеченный результат.

          Основная цель акций – расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, ценностей, новых эмоциональных и интеллектуальных возможностей, чувственных красок, культурных значений. Также акции имеют следующие развивающие возможности: развитие креативности, гибкости в принятии нового опыта. Форма работы позволяет варьировать время проведения и количество участников. Акции могут быть эпизодичны, внезапны, небольшие по количеству участников или длительности проведения.

          Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в саду определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; сад  начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в ней люди — как близкие и интересные собеседники.
         Акции могут носить игровой характер (например, «Тайный друг»), иметь форму необычного опроса («Радуга», тематический социологический опрос).

Акция «Открытое письмо мамочке» 
(модификация разработки Ю.С. Кузнецовой, Н.А. Погуляевой). 
Цели акции: 
- укрепить детско – родительские отношения; 
- формировать ценностное отношение к близким людям; 
- получить позитивную обратную связь от своих родителей. 
Формы и методы проведения: 
- беседа в подготовительной к школе группе на тему «Моя мама»; 


- письмо маме с использованием техники незаконченных предложений. 
Подготовительная работа: 
- изготовление эскиза для стенда; 
- разработка и оформление бланка письма; 
- изготовление конверта; 
- организация выставки. 
Процесс формирования детско – родительских отношений сложный и многогранный. Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Дошкольный возраст – это такой период, в котором ребенок особенно испытывает потребность в любви самого близкого человека – его мамы. Поэтому акция «Письмо маме» становится замечательной возможностью для маленького ребенка сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе. Это только укрепляет отношения между ребенком и его мамой. 
Для этого была проведена беседа на тему «Моя мама», в ходе которой детям было предложено ответить на вопрос: что значит для них мама? 
Выдержки из занятия «Моя мама». 
Ребята, у нас с вами есть замечательная возможность признаться своим мамам в любви. Мама, мамочка – так зовем мы самого родного и близкого человека. И этот человек для каждого из нас самый лучший на свете. В понимании взрослых и детей мать – самое святое, самое душевное, теплое, родное, светлое в этом мире. Мама – самый главный на свете человек. Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится за нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит. Если ты вдруг обидел дорогого человека, то нужно обязательно попросить прощения. Подойди к маме, обними её, нежно скажи: «Прости». Сделай маме что-нибудь приятное, она будет этому очень рада. Любовь мамы безгранична, именно она поддерживает нас всю жизнь. Но нередко мы забываем самому близкому человеку – маме – сказать спасибо, сказать, что любим, потому что думаем, что мама об этом знает. А ведь очень часто маме так не хватает именно этих слов. 
После беседы детям предлагается написать «Письмо маме» (упражнение проводится по принципу незаконченных предложений). Каждый ребенок подготовительной к школе группе (12 человек) совместно с педагогом – психологом написал письмо для своей мамы. 


Письмо моей маме 
(бланк письма) 

Здравствуй, _____________________________________ 
В этот особенный день я хочу признаться тебе в том, что 
_______________________________________________ 
Я не всегда бываю _______________________________________________, 
Но я всегда _______________________________________________ 
Я люблю тебя, потому что _______________________________________________ 
Всегда любящий (ая) тебя _______________________________________________ 


Дети проявили свое творчество и фантазию в процессе написания письма, показали свою индивидуальность: они признавались мамам в любви, писали и говорили добрые слова о своих мамах, называли их ласковыми словами. В конце дня ребята смогли вручить любимым мамам свои письма. 
Комментарии: 
Будет интереснее, если привлечь детей к созданию конвертов. 
Можно приурочить акцию ко Дню Матери или к празднику 8 марта. 

Акция «Конверты дружбы» 
(модификация разработки М. Бакиной). 
Цели акции: 
- укрепить детско-родительские отношения, взаимоотношения со сверстникам и воспитателями; 
- формировать ценностное отношение к близким людям и сверстникам; 
- способствовать сплочению детского коллектива; 
- получить позитивную оценку от родителей, воспитателя и ребят. 
Формы и методы проведения: 
- беседа с детьми старшей и подготовительной группах на тему «Мои друзья»;
- создание конвертов любви с детскими портретами. 
Детям порой трудно выражать свои чувства и эмоции. В связи с неразвитой коммуникативной стороной речи им сложно строить общение со сверстниками в детском саду и близкими взрослыми. 
После беседы детям предлагается сделать конвертики, на лицевой стороне которых ребята рисуют свой автопортрет и подписываются. Готовые разноцветные конверты крепятся на шкафчики. 
В конверты ребята кладут друг другу записки, забавные открыточки, конфетки, игрушки, рисунки. Это делается, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать. Игра увлекает всех: дети заглядывают в свои конверты несколько раз в день. 
К игре обязательно привлекаются родители и воспитатели. Детям необходимо чувствовать внимание, тепло и любовь близких людей: мамы, папы, дедушки и бабушки. А для воспитателя это возможность поддержать и оценить достижения ребенка на занятиях и в группе. 
Комментарии: 
По мере снижения интереса к конвертикам любви их необходимо снимать со шкафчиков. Через 2-3 месяца игру – акцию можно повторить, она будет воспринята с радостью. 

Акция «Елочка желаний». 
(Авторская разработка совместно с А.А. Фазлетдиновой) 
Цели акции: 
- укрепить детско – родительские отношения; 
- формировать ценностное отношение к близким людям. 
Формы и методы проведения: 
- индивидуальная беседа с детьми на тему «Новый год; 
- стенд в виде елочки; 
- письма к Деду Морозу с пожеланиями детей в виде новогодних шаров. 
Подготовительная работа: 
- изготовление эскиза для стенда; 
- разработка и оформление бумажных елочных шаров, на лицевой стороне которых написано имя ребенка, на оборотной - пожелания; 
- объявление для родителей, привлекающее внимание к елочке желаний; 
- организация выставки. 
Примерно за неделю до новогодних утренников с каждым ребенком индивидуально проводится беседа. 
- Ты знаешь, какой скоро праздник? Правильно, Новый год! Праздник исполнения желаний и подарков. Самый главный волшебник – Дед Мороз. Что бы ты попросил у Деда Мороза? А для мамы? Для папы? Для своих близких и друзей? (ответы ребенка записываются) Спасибо. При встрече с дедом Морозом я обязательно передам ему твои пожелания. 
Ответы ребят записываются на оборотные стороны елочных шаров. Шары крепятся к елочке так, чтобы прочитав имя ребенка, можно было перевернуть и узнать его пожелания. Стенд с елочкой и объявлением для родителей помещается на видное место в группе.
Конечно, многие дети хотят, чтобы им подарили на Новый год игрушки (машинки, куклу, конструктор). Но есть и такие ответы: «Хочу, чтобы мама с папой не ругались. И папа снова жил с нами», «Хочу, чтобы мама нашла работу и больше не переживала», «Пусть папа больше со мной играет». Они вызывают у родителей ответную реакцию: кто-то плачет, кто-то задумывается… 
Комментарии: 
Вместо елочки с шарами можно вместе с ребятами смастерить бумажную гирлянду пожеланий и повесить её в раздевалке, или оформить в виде мешка с подарками от деда Мороза. 


Акция «Новогодние пожелания»

Эта акция предназначена для того, чтобы поддержать каждого "жителя детского сада", дать возможность детям помечтать, а взрослым - искренне по-детски улыбнуться. Отлично подходит для проведения общесадовских и групповых мероприятий в преддверии нового года.

Необходимые материалы:

  • шкатулка
  • записки  с добрыми пожеланиями (в большом количестве)

Этапы акции:

1.      подготовительный этап

Необходимо найти и напечатать как можно больше вариантов добрых пожеланий. Желательно выбирать тексты, ориентированные на каждого независимо от пола, возраста и рода занятий. Загадочности процедуре может добавить, если все записки будут определенным образом свернуты.

2.      Основной этап

В шкатулку достаточно вместительного размера насыпаются записки с пожеланиями. Психолог прогуливается со шкатулкой по группам, предлагая уникальную возможность задать важный вопрос вселенной и получить ответ. Все желающие сосредоточенно закрывают глаза, вопрошают у вселенной, а потом тянут записки. То, что происходит дальше, действительно, можно описать словом "волшебство": хмурые начинают улыбаться, серьезные довольно прячут заветный кусочек бумаги в карманы, спокойные начинают прыгать на одной ножке с криком "Спасибо! Спасибо! Спасибо!", недоверчивые радостно просят вытянуть еще раз, неугомонные заботливо тянут к шкатулке своих друзей, азартные тянут несколько и с фразой "А первая была лучше всего!"

3. Обратная связь

"Волшебная шкатулка" быстро приобретает популярность  и к концу дня в группе царит особая доброжелательная атмосфера. Поскольку лимит на пожелания отсутствует, то каждый вытягивает столько сколько необходимо для ощущения счастья, успеха, умиротворения. Иногда наиболее сознательные и сердечные начинают возвращать пожелания в шкатулку со словами "Пусть еще кому-нибудь станет хорошо".

Акция «Аптечка для души». 
(Авторская разработка А.А. Фазлетдиновой) 
Цели акции: 
- создание положительного эмоционального фона в детском саду. 
Формы и методы проведения: 
- стенд в виде домика с окошками – кармашками и вывеской «Аптечка для души». 
Подготовительная работа: 
- изготовление эскиза для стенда; 
- подготовка листовочек с позитивными высказываниями, установками, пословицами, поговорками, крылатыми фразами, которые вкладываются в кармашки «Аптечки». Например: 
 Улыбнись и весь мир улыбнется тебе. 
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает. 
Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. 
Лучшее, что отец может сделать для своих детей – это любить их мать. 
Надежда подобна ночному небу: нет такого уголка, где бы глаз, упорно ищущий, не отыскал, в конце концов, какую-нибудь звезду. 
Все золото мира не имеет никакой ценности; вечны лишь те милосердные деяния, которые мы способны сотворить ради своих ближних. 
Люди одиноки. Потому что вместо того, чтобы строить мосты между собой, люди возводят стены. 
Если бы мы хорошо видели и чувствовали человеческую жизнь, мы бы слышали, как растет трава и как бьется сердце белки. 
Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след, они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит. 
Тот, кто ищет цветы, найдет цветы; тот, кто ищет сорняки, найдет сорняки. 
Птица счастья садится только на раскрытую ладонь. 
Святая наука – расслушивать друг друга. 
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.
Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце. Но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри. 
Комментарии: 
«Аптечку для души» можно использовать как самостоятельно, так и как вступительную часть перед семинаром, тренингом, групповой консультацией, круглым столом. Можно также повесить плакат в фойе детского сада, чтобы родители и педагоги, приходящие утром в детский сад получили заряд бодрости и хорошего настроения. 
Необходимо заготовить побольше листовочек с позитивными установками и постоянно заполнять опустевшие кармашки. 

Психологическая акция «Тайный друг»

Данная акция предназначена для работы с коллективом доу. Цель акции: способствовать психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки.

Сотрудникам необходимо было написать и отправить по 3 письма с пожеланиями своим коллегам. Подписываться в письмах было необязательно.

Акция «Радуга настроений»

 Цель акции: оценка эмоциональной атмосферы в доу  в начале и в конце рабочего дня, а также сплочение коллектива. Каждый родитель, воспитанник, сотрудник доу должен был определить своё настроение, выбрать жетон нужного цвета и прикрепить жетон.

Акция «Забор предложений и пожеланий», «Забор психологической разгрузки»

Цель акции: психологическая разгрузка, то есть создание условий для

выражения отрицательных эмоций, тревожных состояний.

Содержание мероприятия: предварительно рисуется дощатый забор,

на котором все желающие могут оставлять записи любого содержания (жалобы,

Мнения о ДОУ, тревоги за ребенка), а также делится своими позитивными

мыслями, удачами.

Психологическая акция «День сердца»

Цель акции: привлечь внимание взрослых и детей к вопросам о здоровье сердца.

   Утром детей, родителей и сотрудников встречали педагоги детского сада. Детям подарили маленькие сердечки, а взрослым, предложили подумать, какой фактор риска для здоровья сердца является самым опасным.

«Ящик пожеланий»

 «Дерево желаний».

Акция «Подари улыбку миру»

Акция «Солнышко настроения»

Цели акции:

  • укрепить детско-родительские отношения;
  • формировать ценностное отношение к близким людям через совместную оценку своего эмоционального состояния.

Формы и методы проведения:

  • беседа с детьми и родителями на тему «Наше настроение»;
  • стенд в виде солнышка с косичками-лучами, на концах которых прикреплены фотографии ребят и их родителей; атласные ленточки четырех основных цветов.

Родителям и детям, пришедшим утром в детский сад, предлагается определить, какое у них сейчас настроение, и завязать из соответствующей ленточки бантик на косичке солнышка. Красному цвету соответствует веселое, бодрое настроение, зеленому – спокойное, уравновешенное, синему – грустное, желтому – сердитое, раздраженное. Данный прием помогает родителям понять свое настроение и эмоциональное состояние ребенка.

Психологическая акция «Следопыт»

"Жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете –

таков, видимо, пафос психологического действа".

Цель акции - расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.

Одна из любимейших детьми психологических акций, используемая и как самостоятельное действо, и как этап психологической игры или КТД, — «Следопыт». Непосредственными исполнителями этого мероприятия являются дети (в любом количестве и любом возрасте начиная от старшего дошкольного), а список участников может варьироваться и расширяться до бесконечности. Используя «Следопыта» как самостоятельную акцию в рамках проходившей в детском саду «недели психологии» мы вовлекли в участие подготовительные к школе и старшие группы, педагогов, администрацию, обслуживающий персонал и охрану.

Для проведения «Следопыта» достаточно одного взрослого человека, требования к помещению отсутствуют, из материалов, которые необходимо заготовить заранее, — по 1 бланку с вопросами на каждую группу детей и ручки для записи ответов. Время, необходимое для игры, полностью в ведении организаторов и зависит от объема и степени сложности предъявленного детям задания. Есть опыт проведения «Следопыта» и за 15 минут, и в течение 4 часов. Игра «Следопыт» позволяет решать самые различные задачи, вот некоторые из них:

  • обучение детей навыкам коллективной самоорганизации;
  • развитие коммуникативных умений;
  • сплочение детского или общешкольного коллектива;
  • поднятие общего эмоционального тонуса;
  • психологическая поддержка отдельных членов детского или взрослого коллектива;
  • развитие представлений об окружающем мире и т.д.

Сценарий проведения «Следопыта» крайне прост: участники получают бланк со списком вопросов, ведущий оговаривает время, предоставленное на выполнение задания, определяет условия, например:

  • ответы должны быть точными, а не приблизительными;
  • каждый справляется самостоятельно (или, наоборот, работает группа, или способ организации работы вообще не оговаривается);
  • во время уроков выполнять задание категорически запрещено — нарушители выбывают из игры и т.д.

Самой творческой частью игры для организаторов является составление задания, самой мучительной — предварительное его выполнение, что совершенно необходимо для того, чтобы в момент оценки правильности ответов быть компетентными. Например, при проверке ответов на вопросы: «Сколько рыбок живет в  аквариумах?» и «Сколько деревьев растет на  участке детского сада?» мы не встретили даже двух одинаковых цифр. Каждая группа имела свое представление о численности рыбок и деревьев, и о том, какую именно растительность следует считать деревом, а какую — кустарником.

Условно вопросы задания можно подразделить на несколько типов:

  • вопросы, требующие больших временных и энергетических затрат для получения правильного ответа: см. предыдущий абзац, а также: «Какое имя самое распространенное в нашей группе?», «Сколько ступенек у  лестниц в детском саду?» и т. д.;
  • вопросы, направленные на знакомство с организацией работы и особенностями школы: «В какой группе больше всего воспитанников?», «Сколько заместителей работает в детском саду? Кого в группе больше — мальчиков или девочек?», «Во сколько начинается рабочий день повара?» И т. д.;
  • вопросы, выявляющие интересы и особенности взрослого — можно и детского — школьного коллектива: «Кто является любимым эстрадным певцом работников  кухни?», «Где заведующему удалось раздобыть годецию?»; «Любимая музыкальная группа инструктора по физической культуре?», «Какой предмет был самым нелюбимым у музыкального руководителя, когда она училась в школе?» и т. д.

Игра вызывает необычайный энтузиазм у детей, получивших возможность для удовлетворения собственной любознательности, даже самые флегматичные быстро втягиваются в атмосферу всеобщего поиска ответов на вопросы. Взрослому коллективу удивительно и приятно такое неожиданное внимание к их личностям, особенно, конечно, нравится это людям, обслуживающим детский сад, не имеющим таких тесных контактов с ребятами, как педагоги.

По окончании отпущенного на выполнение задание времени бланки с ответами обрабатываются ведущими, подсчитываются баллы и объявляются победители.

Акция «Такие ли мы разные?..»

Цель: создать атмосферу общности у представителей разных этносов.

Ход акции:

1 этап: Подготовительный. Подготовка «Дерева дружбы», от группы (подключаются родители, возможно проведение занятия о толерантности) готовятся пословицы и поговорки народов мира на разные темы, написанные на бумаге в форме листьев дерева (формат А4).

2 этап: Реализация акции. В день реализации акции «Дерево дружбы» украшается подготовленными листочками

Попробуйте провести акцию в вашем детском саду, вы увидите её позитивное действие и сами получите удовольствие. 

Литература:

1. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб,  Просвещение, 1994.

2. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии Новосибирск: Наука, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация Тематическая акция - как одна из форм сотрудничества детского сада и семьи Балахонкина Наталья Илларионовна Воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о.Отрадный Самарской области «Детский сад №13»

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности род...

Социально-психологические акции, Декады Психологии в ДОУ, одна из форм психолого-педагогического сопровождения.

Эмоционально окрашенное положительное отношение взрослого к тем или иным объектам окружающего мира откладывает хороший отпечаток, на мировоззрение ребёнка...

Психологическая акция как одна из форм работы дошкольного учреждения по сохранению психического здоровья ребенка

В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема психического здоровья подростающего поколения....

Психологическая акция как эффективная форма психологической поддержки педагогов в ДОУ

Проведение психологических акций позволяет за короткое время охватить большую часть педагогов, оказать им психологическую поддержку и выявить возможные трудности в личностном и профессиональном развит...

«Организация акций как одна из форм успешной социализации старших дошкольников»

Авторская методическая разработка  посвящена формированию у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания; разв...

Благотворительные акции - как одна из форм социального партнёрства в образовании

Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной де...

Консультация для педагогов «Акции - как одна из форм экологического воспитания в МДОУ»

Консультация для педагогов«Акции - как одна из форм экологического воспитания в МДОУ»...