Степ - аэробика
статья ( группа) на тему

Кононова Елена Александровна

Занятия аэробикой доставляют малышам большое удовольствие. Для того чтобы сделать их еще более интересными и насыщенными, можно изготовить для детей индивидуальные снаряды — степы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon step-aerobika.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

  Проблема физического здоровья детей – одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Многие дошкольные учреждения внедряют в свою работу различные оздоровительные программы и новейшие технологии.

     

 Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода.

Занятия аэробикой доставляют малышам большое удовольствие. Для того чтобы сделать их еще более интересными и насыщенными, можно изготовить для детей индивидуальные снаряды — степы.

Степ-аэробика появилась в 90-х годах и быстро завоевала популярность. Один из наиболее популярных видов аэробики, применяемых более чем в 40 странах мира. Движения выполняются с использованием специальной степ-платформы. Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на неё и через неё в различных направлениях. Степ-платформу можно применять не только с целью воспитания выносливости, в качестве кардиотренажёра, но и использовать для силовых тренировок.

Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см, легкая, обтянутая мягким дерматином. Изготавливая этот снаряд, нельзя даже предположить, насколько полезным он окажется в работе с детьми.

Первый плюс — это огромный интерес ребятишек к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.

Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.

Третий плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.

Четвертый плюс — воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др.  Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма.

Но самое главное достоинство степ-аэробики — ее оздоровительный эффект.

Степ-аэробика позволяет решать самые разнообразные оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи:

  1. формировать правильную осанку, укреплять костно-мышечный корсет.
  2. развивать координацию движений.
  3. укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную систему.
  4. развивать основные физические качества (силу, выносливость, быстроту, координацию и др).
  5. улучшать музыкальную и двигательную память детей.
  6. расширять двигательный опыт детей.
  7. развивать эстетический вкус и интерес к занятиям.

Продумывая содержание занятий аэробикой, необходимо учитывать морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдая при этом основные физиологические принципы:

— рациональный подбор упражнений;

— равномерное распределение нагрузки на организм;

— постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.

Упражнения для степ-аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.

Организуя степ-тренировку, нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке для детей определённого возраста, её распределении с учётом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Так, более сложные упражнения следует чередовать  с менее сложными.

Техника степ - аэробики  предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений, правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.

Для сохранения правильного положения тела во время степ - аэробики необходимо:

  • Держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными;
  • Избегать перенапряжения в коленных суставах;
  • Избегать излишнего прогиба спины;
  • Не делать наклон вперёд от бедра, наклонятся всем телом;
  • При подъёме или опускании со степ - платформы всегда использовать безопасный метод подъёма;
  • Стоя лицом к  степ - платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;
  • Держать степ-платформу близко к телу при её переносе.

Степ - аэробика обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая тоже создает у детей хорошее настроение. Аэробика может проводиться:

— в виде полных НОД оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста (продолжительность 25—35 минут);

— как часть НОД  (продолжительность 10—15 минут);

— в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

— в виде показательных выступлений детей на праздниках;

— как степ-развлечение.

Каждый комплекс упражнений состоит из трёх частей:

Подготовительная часть - Обеспечивает разогревание организма,          

                                                  подготовку его к  главной физической нагрузке.          

                                                  Упражнения выполняется с небольшой                  

                                                  амплитудой.

Аэробная часть(основная)- Комбинации из элементов степ-аэробики, новые

                                                  упражнения или комплекс стилизованных

                                                  танцевальных движений, в завершении      

                                                  основной   части можно включить

                                                  подвижную игру.

Заключительная часть- Упражнения на расслабление, равновесие,  

                                             растягивание, а    так же на гибкость –

                                             выполняемых в положении  сидя, лёжа, стоя.

Основные элементы степ-аэробики.

  1. базовый шаг
  2. шаг ноги врозь, ноги вместе.
  3. приставной шаг с касанием на платформе или на полу.
  4. шаги с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд (различные варианты)
  5. касание платформы носком свободной ноги.
  6. шаг через платформу
  7. выпады в сторону и назад
  8. приставные шаги вправо, влево, вперёд, назад,  с поворотами.
  9. шаги на угол
  10. подскоки (наскок на платформу на одну ногу)
  11.  Прыжки
  12. Лёжа на животе, на степ-платформе, голени лежат на полу, руки согнуты, предплечья вверх. Отвести руки назад, вернуться в и.п.
  13.  «Лодочка» на животе.
  14.  Приводящие мышцы бедра. Лежа на боку, положить «верхнюю» ногу на платформу. Работает (подъёмы вверх) «нижняя» нога.
  15.  отжимание в упоре лёжа усложняться, если стопы фиксированы на платформе.
  16. упор сзади, используйте край платформы, является хорошим упражнением для трицепса.
  17.  ряд упражнений для мышц живота целесообразно выполнять лёжа на спине, на платформе.
  18.  шасси – боковой галоп в сторону, небольшими шажками.

Основные правила техники выполнения степ - тренировки:

  • Выполнять шаги в центр степ - платформы;
  • Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
  • Опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степ - платформы;
  • Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
  • Не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной;
  • Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами.

Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений.

При выборе музыкального сопровождения инструктор должен руководствоваться наличием в композиции чёткого ударного ритма. Для каждого отрезка степ - программы музыка должна подбираться с учётом рекомендаций по темпу и продолжительности.

Следует также учитывать, что более быстрый темп часто приводит к увеличению риска травм.

Важной частью степ - тренировки являются словесные команды. Они должны быть краткими и чёткими.

В детских садах спортивные танцы с использованием степ - платформы можно включать в программу праздников и развлечений. Это повышает интерес детей к физическим упражнениям и вызывает у них положительный эмоциональный отклик.

Выступления со степ - аэробикой на праздниках демонстрируют родителям достижения детей и неизменно получают высокую оценку.

Литература:

  1. «Обруч»  № 2/2003
  2. «Обруч» №1/2005
  3. «Обруч» №5/2007.
  4. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе.-Ростов – на Дону.:Феникс.
  5. Железняк Н.Ч. Занятия на тренажёрах в детском саду.- М.: Скрипторий, 2003

Комплексы степ-аэробики оздоровительно-тренирующей направленности для старших дошкольников.

Комплекс  №1.

В хорошо проветренном помещении на полу в шахматном порядке разложены степы.

Подготовительная часть:

  1. Обычная ходьба на месте ( дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, соответственно настроиться);
  2. Ходьба в колонне по залу;
  3. Ходьба на носках и на пятках;
  4. Бег с высоким подниманием колен и с захлёстыванием голени;
  5. После обычной ходьбы по кругу дети становятся на степ-доски;
  6. Круговые вращения головы;
  7. Поочерёдное поднимание плеч.

Основная часть:

  1. И.п.: ноги на ширине ступни, руки на поясе.

Шаг вперёд на степ-доску;

Шаг назад – вернуться в И.п.   (4 раза)

  1. И.п.: стоя на степе, ноги на ширине ступни.

 Шаг со степа в сторону чередуется с приседанием, руки на поясе.  (4 раза)

  1. Повторить упражнение №1.
  2. И.п.: сидя на степе, ноги согнуты в коленях, упор руками сзади о пол.

- поочерёдное выпрямление ног с махом вверх;  (4 раза)

- выпрямление обеих ног махом вверх (2 раза).

  1. И.п.: сидя на степе, ноги в позе «лотоса», руки на поясе.

Наклоны вправо и влево  (4 раза);

Наклоны вперёд (3 раза).

  1. И.п.: стоя на коленях за степ-доской, упор на степ-доску руками.

Махи правой (левой) ногой по три раза (повтор 4 раза).

  1. Повторить упражнение №1.

Заканчивается комплекс обычным бегом вокруг степ-доски и дыхательными упражнениями.

Заключительная часть:

Упражнения на релаксацию.

Комплекс  №2.

Подготовительная часть:

  1. Обычная ходьба на месте.
  2. Ходьба по залу в колонне.
  3. Ходьба приставным шагом в сторону с «пружинкой» (8 раз).
  4. Боковой галоп поочерёдно правым и левым боком (по 12 раз).
  5. Ходьба на пятках вокруг степов с одновременным подниманием плеч, вправо и влево.
  6. Круговые вращения головы.

Основная часть:

  1. Ходьба на степ и со степа. Одновременно выполняются хлопки прямыми руками перед собой и за спиной.    (4 раза)
  2. Приставной шаг на степе вправо-влево с полуприседанием. Одновременно прямые руки поднимаются вверх и опускаются вниз.  (4 раза)
  3. Повторить упражнение №1.
  4. И.п.: сидя на коленях на степе, руки на поясе.

- встать на колени прогнуться;

- И.п.     (7 раз)

  1. И.п.: сидя на степе, ноги вместе.

- наклон вперёд;

- и.п.          (7 раз на 8-ой ноги врозь)

  1. И.п.: сидя на степе, ноги врозь, руки на поясе.

-наклон к правой ноге на три счёта;

- и.п.;

-наклон к левой ноге на три счёта;

-и.п.            (по 2 раза к каждой ноге)

  1. Сидя на степе ноги согнуты в коленях ступня к ступне. Нажимаем на колени выполняя растяжку «бабочка». Восстанавливаем дыхание
  2.  И.п.: сидя на степе упор руками сзади, ноги прямые вместе.

- поднимание бедра;

- и.п.     (8 раз)

  1.  Прыжки на двух ногах вокруг степа (по 16 раз в каждую сторону).
  2.  Ходьба на месте, восстанавливаем дыхание.

Заключительная часть:

Релаксационные упражнения.

 

Комплексы степ-аэробики оздоровительно-тренирующей направленности для старших дошкольников для выступления перед родителями.

(используется детская песня «Буратино»)

1 куплет:

  1. Подскоки вокруг степов.
  2. Ходьба на степ с подъёмом колена и спуск с него.(на 4 счёта)
  3. Ходьба на степе в стороны. Руки согнуты в локтях. (4 раза)
  4. Прыжки на месте.

И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне плеч.

- Подпрыгнуть вверх, ноги врозь, руки поднять вверх;

- И.п.

5. подскоки вокруг степа.

2 куплет:

  1. И.п.: сед на степе, упор руками сзади, ноги прямые.

- поочерёдное поднимание ног (медленно 2 раза);

- поочерёдное поднимание ног (6 раз быстро).

Упражнение повторить 2 раза.

  1. И.п.: сед на степе, ноги врозь, руки на пояс.

- наклон вперёд;

- и.п.

  1. Прыжки на месте.

И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне плеч.

- Подпрыгнуть вверх, ноги врозь, руки поднять вверх;

- И.п.

  1. Подскоки вокруг степа.

3 куплет:

  1. Ходьба на степ и со степа.  (2 раза)
  2. Упражнение «носик Буратино».
  3. Ходьба на степ и со степа.
  4. Упражнение «носик Буратино».
  5. Ходьба на степ, со степа вперёд, назад на степ и со степа.  (1 раз)
  6. И.п.: ноги вместе, руки в стороны.  (1 раз)
  7. Прыжки на месте.

И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне плеч.

- Подпрыгнуть вверх, ноги врозь, руки поднять вверх;

- И.п.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации проведения занятий по аэробике (степ-аэробике) с использованием степ-платформы.

рекомендации помогут педагогам в определении задач занятий, помощь в изготовлении степ-платформ,составлении плана занятия исходя из структуры....

МБДОУ №130 «Центр развития ребенка – детский сад». Презентация: Оздоровительная аэробика в детском саду. Использование инновационных технологий в физкультурной деятельности. Степ-аэробика с дошкольниками 6-7 лет.

Оздоровительная  аэробика Основные направления оздоровительной аэробики:n     С использованием приспособлений и предметовn     Без использования...

Степ - аэробика с использованием нестандартных степ - досок

Предлагаю вам методическую разработку по непосредственной образовательной деятельности «Физическая культура» по теме «Степ – аэробика на нестандартных степ - досках» для детей старшей и подготов...

«Степ-аэробика: польза, вред, эффективность для похудения, упражнения из степ-аэробики.»

Степ-аэробика — это низкоударная кардио-тренировка, в основе которой лежат простые хореографические движения на специальной возвышенности (степ-платформы). Степ-аэробика является очень популярны...

Авторская программа по физическому развитию детей дошкольного возраста с использованием технологии фитбол-аэробики и степ-аэробики «Играй-ка»

В программе описана организация образовательного процесса по развитию физических качеств детей посредством использования технологий: фитбол-аэробики и степ-аэробики «Детская аэробика»...

Авторская программа по степ - аэробике "Степ - логоритмика как эффективное средство автоматизации звуков у дошкольников с ФФНР"

Наименование опытаСтеп -  логоритмика  как эффективное средство автоматизации звуков у дошкольников с ФФНР.Условия возникновения.Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием ...