«Музейная педагогика в ДОУ»
статья ( группа) на тему

Солодкова Анна Александровна

 «Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.»

Ф. Дзери

        Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika_v_dou.docx776.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Музейная педагогика в ДОУ»

Воспитатель :

 Солодкова Анна Александровна

 «Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.»

Ф. Дзери

        Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

         Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос-анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в маленьком городе, где размещено очень мало музеев. Во- вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, т.к. дети еще «малы», по мнению родителей.

             Как же привлечь внимание детей и их родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада. Цель: рассмотрение теоретических вопросов по организации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через организацию мини-музеев.

Задачи:

 Изучить теоретические основы музейной педагогики;

 Охарактеризовать особенности организации мини-музеев в ДОУ;

  Систематизировать и обобщить опыт работы по созданию мини- музея в дошкольном образовательном учреждении.

 В опыте описана работа по созданию мини-музеев в МБДОУ №41 г. Энгельса, разработана модель проектной деятельности, как эффективной формы взаимодействия педагогов и родителей, подготовлено несколько проектов, представлены презентации, консультации для педагогов и родителей,  что представляет интерес для педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников.

Организация музейной педагогики в ДОУ

            Теоретические основы музейной педагогики. Слово "музей" происходит от греческого слова museion. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Идеи музейной педагогики связаны с такими именами, как Г. Кершентейнер, Г. Фройденталь, А. Рейхвейн.

           Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге «Музей- образование» немецкий ученый Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и образования. Он сформулировал совокупность требований к проведению занятий-экскурсий в музее: - каждое посещение музея должно иметь определенную цель; - необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея;

 - при отборе экспонатов музея, требуется учитывать возраст и интересы детей;

 - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей – рисунок, сочинение рассказа и пр.

Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

       Важная особенность мини-музеев ДОУ — участие в их создании детей и родителей (законных представителей). Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея.

 Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших дошкольников, пополнять их своими рисунками.

       В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его семья. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

 Выявление творческих способностей детей;

 Расширение представлений о содержании музейной культуры;

 Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

 Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

 Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, викторины, дидактические игры, творческие задания. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении.

    Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

 Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини- музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

 Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности дошкольников выделены следующие принципы:

  Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

  Кратковременность экскурсий.

 Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

 Доступность.

 Наглядность.

 Содержательность.

   Гуманизм.

 Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

        Цель создания мини-музея ДОУ: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение детей и родителей к музейному искусству.

Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев в группах:

1) выбор темы мини-музея

 2) определение места размещения мини-музея

3) планирование экспозиций

4) выбор дизайна оформления мини-музея

 5) подбор экспонатов

6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея

7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей

9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини- музея

 10) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях ДОУ.

В нашей группе были  организованы мини-музеи различной тематики:

Мини-музей «Что за чудо этот чай»;

 Мини музей «Агнии Барто»; F:\Фото чай\DSCN8214.JPG

Мини -музей «Планета динозавров».

          Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желания узнать больше. D:\Анечка\фото ежик 1 группа\IMG_5410.JPG

             Повысилась компетентность и творческий потенциал педагогов в связи с обновлением образовательного процесса. Создание мини-музеев в ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Старшие дошкольники выступают в мини-музее в роли экскурсоводов.D:\Анечка\Новая папка (2)\IMG_9645.JPG

          Многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям. А мини- музеи в группах стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего ДОУ и показали свою значимость в воспитании и развитии детей.

           Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...