Мастер – класс с элементами аналитического отчета
материал ( группа) по теме

 Барбарина Ольга Александровна

«Формирование экологических представлений детей через проектную деятельность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс с элементами аналитического отчета

Слайд 1 «Формирование экологических представлений детей через проектную деятельность»

Добрый день, уважаемые коллеги, я очень рада видеть вас всех. Я знаю, что в нашей аудитории все любят дружить и помогать друг другу. Давайте сейчас все вместе протянем  руку соседу и  улыбнемся  друг другу. Вот как нас много и нам хорошо вместе!

Вместе будет веселей, выбирать себе друзей.

Вместе любим мы играть, заниматься, рисовать.

Детский сад – наш добрый дом!

Хорошо нам будет в нём.

Сегодня я хочу поделиться  с вами своим опытом работы «Формирование экологических представлений у детей через проектную деятельность».

Слайд 2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.

Работая с детьми по данному направлению, поставила для себя цель: изучение особенностей формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к природе родного края через проектную деятельность.

      Слайд 3  Определила задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу и эффективный опыт работы по данной проблеме.
  • Создать психолого-педагогические условия, ориентированные на развитие познавательного интереса и творческой самореализации ребенка, через проектную деятельность.
  • Разработать программу дополнительного образования по экологическому воспитанию и определить ее эффективность для развития познавательного интереса дошкольников к природе.
  • Разработать систему педагогической деятельности, ориентированную на повышение компетенции педагогического коллектива и родителей по данной проблеме.
  • Апробировать в практической деятельности систему детско-родительских проектов экологической направленности с целью активизации родителей в вопросах воспитания и развития детей.
  • Представить обобщенный опыт работы  по данной проблеме на различные уровни педагогического сообщества.

Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез и др.), стимулирует познавательную активность.

Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Слайд 4 А детское экспериментирование является условием познавательной и творческой  активности  старших дошкольников.

Основой моей работы стало детское экспериментирование, которое претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Слайд 5 В процессе детского экспериментирования дошкольники учатся:

1.     видеть и выделять проблему;

2.     принимать и ставить цель;

3.     решать проблему;

4.     анализировать объект или явление;

5.     выделять существенные признаки и связи;

6.     сопоставлять различные факты;

7.     выдвигать гипотезы, предположения;

8.     отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

9.     осуществлять эксперимент;

10.   делать выводы;

11.   фиксировать этапы действий и результаты графически.

 

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Рассказывать об экспериментах и открытиях юных исследователей можно бесконечно. Главное, чтобы интерес к экспериментальной деятельности со временем не угас. Быть может, в недалёком будущем «на пыльных тропинках далёких планет» останутся следы наших ребят - любознаек и почемучек.

Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Ваша задача определить исследовательскую задачу, цель опыта.

Сказка называется «За забором птичьего двора».

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Слайд 6, 7, 8 Опыт № 1 (бумага цветная, вода в емкости, карандаши, ножницы)

Я предлагаю вам вырезать  из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в емкость. Что происходит?... посмотреть

Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Почему это происходит?…Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Какая здесь исследовательская задача: доказать, что бумага, намокая, становится постепенно тяжелее.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Во время игр обязательно комментируете словами все, что делает и видит ребенок. Обращайте его внимание на то, как "ведут себя" в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них. 

Опыты с водой можно проводить уже с младшего возраста.

Переливание воды. 

Растворение сахара. 

Воздушные

Мыльные пузыри. 

Капельки. 

Впитывание воды. 

Как выйти сухим из воды и др.

Я хочу познакомить вас с  еще одним  опытом, он называется «Подводная лодка»

Для этого эксперимента вам понадобится стакан газированной воды и виноградинка. Бросьте виноградинку в воду и наблюдайте, что произойдет дальше. ? Виноград немного тяжелее воды, поэтому сначала виноградинка опустится на дно.

Пока мы наблюдаем за тем, как будет вести себя виноградинка, я покажу вам еще один эксперимент: Окрашивание воды. Я превращаюсь в волшебницу. У меня есть три баночки с водой. Этот эксперимент может быть как сюрпризный момент, как волшебство, так и самостоятельный опыт.

Что же происходит с нашей виноградинкой? на ней  сразу же  образовывались  пузырьки газа, их стало  так много, что виноградинка всплыла. 
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетучится. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется", не выйдет весь газ. По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка.

Вывод

Предлагаемые опыты и эксперименты по изучению свойств воды, льда, снега развивают мышление, логику, творчество ребенка, предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы “как” и “почему, являются условием познавательной  и творческой  активности  старших дошкольников.

Если хотите провести опыты со своими детьми, то можно посмотреть на выставке информацию, там представлены картотека опытов, опыты для родителей, которые можно провести дома. Эта же информация представлена на электронных носителях, которые Вы сможете приобрести.

Что же  случилось с нашим цыпленком когда он полюбовался распускающими цветами?  Он увидел воздушный шарик и решил с ним поиграть, но вдруг вспомнил, что шарик может лопнуть, если заденет за веточку дерева.

Слайд 9, 10 Опыт  № 2 ( воздушные шары, скотч, иголки)

«Как же проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»
Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет.

Показываю,  вопросы коллегам, а потом объясняю и предлагаю попробовать за каждым столом.

Наклейте на шарик по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

Исследовательская задача: воздух занимает весь объем и, хотя не виден, но зато слышен.

Секрет фокуса в том, что хотя дырка образуется, но скотч не даст давлению разорвать шарик. А сама иголка закроет собой дырочку, не позволяя воздуху выходить из нее.

Следующий опыт, который я хочу вам показать, как можно надуть шар, но не ртом.

Показываю

Приготовьте небольшой надувной шарик. Желательно, чтобы он легко надувался (проверьте это заранее). Держите шарик наготове. Растворите 2 чайные ложки соды в 3 столовых ложках воды и влейте раствор в стеклянную бутылку. В эту же бутылку налейте четверть стакана уксуса. Теперь быстро наденьте на горлышко шарик и закрепите полоской скотча (все должно быть под рукой). Выделяющийся в процессе реакции углекислый газ будет надувать шарик.

Воздух: как можно его увидеть и почувствовать? Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда можно провести ряд опытов.

Мы дышим воздухом

У нас есть вдох и выдох.

Сколько весит воздух?

Можно ли поймать воздух?

Бывает ли воздуху холодно?

Вдунь шарик в бутылку.

Может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Вывод

детское экспериментирование выступает, как условие познавательной  и творческой  активности  старших дошкольников, развивает наблюдательность, умение сопоставлять известные данные и умение делать выводы.

Данные материалы и длительные  эксперименты представлены на выставке, так же в электронном варианте на диске.

Убедился цыпленок, что не всегда ветки страшны воздушному шарику, идет цыпленок, мечтает, что же он еще интересного встретит на своем пути? Вдруг видит, что кто - то рассыпал соль и перец и решил их разделить. Но ничего у него не получалось.

Слайд 11, 12, 13 Опыт 4 (воздушный шар; шерстяная ткань, соль, перец на разносах)

Как же нам помочь  цыпленку? …... А наши дети с удовольствием помогают сказочным персонажам.

Нам понадобятся: воздушный шар; шерстяная ткань;

А делают они это так: Шар потереть шерстяной тканью и  поднести его к содержимому;

Перец «приклеился» к шару.

Исследовательская задача: доказать, что  положительные и отрицательные электрические заряды притягиваются.

Такие опыты проводятся с детьми старшего возраста. В результате проведения  опытов статического электричества дети расширяют представления о физических явлениях окружающего мира, приобретают практический опыт работы, представление о способах получения и свойствах статического электричества, верят в свои возможности, тем самым утверждают самооценку.

Здесь можно провести с детьми следующие опыты:

Как приучить шарик

Как шарики поссорились

Как шарик подружился с водой

Как навести порядок с помощью шарика

Электрический танец

Волшебная стрелка и др.

Таких интересных и познавательных опытов достаточно много, в детском саду мы их систематизировали в картотеки  с учетом  возрастных особенностей, картотеки представлены на выставке, с удовольствием поделимся в электроном формате.

Слайд 14, 15 Опыт № 5 (миски, манка, вода, колбочки,  скрепки, магнит)

Какие мы молодцы, помогли  цыпленку, решил он возвращаться, домой, и вдруг,  увидел перед собой  письмо, ему адресованное, а в письме были

Задачки на сообразительностьПомогите цыпленку ее решить.

Перед вами  стоят миски, в которых насыпана  манка, налита вода и колбочки  в которых находятся скрепки. Как их можно быстро собрать? Если нельзя переворачивать миски, колбочки пользоваться руками и  ртом.

Дают ответ, только тогда раздаю магниты

Молодцы! С магнитом так же можно провести интересные эксперименты:

Магнитное поле

Магнитные силы Земли

Действия магнитных сил

Притяжение и отталкивание

Прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества и многие другие

Картотеку опытов вы можете найти в электронном варианте, на диске.

Чтобы дети лучше усвоили, поняли тот материал, с которым мы работаем, обязательно применяю в своей практике чтение стихов, загадывание загадок.

Природой создано оно,

Людьми давно освоено,

Дает нам свет, дет тепло, зовется - … (электричество)

Ставить опыты готов          

Даже с электричеством,

так как доброе оно –

Это ведь… статическое

Просыпаясь, он от веку

Извергать способен реку.

Только в ней в долину, право,

Не вода течет, а …. Лава

Просвещал сынишку Яков:

- Если в речке много раков -

Непременно в ней тогда

Очень чистая …. вода

Ну что ж, наш цыпленок, благодарит за решенные задачи, отправился домой, ему  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

Работая над темой «Формирование экологических представлений у детей через проектную деятельность», пришла  к выводу, что детское экспериментирование выступает, как условие познавательной  и творческой  активности  старших дошкольников. Экспериментальная  деятельность позволяет ребенку быть инициативным и самостоятельным в специфических для него видах деятельности; дает возможность выбора им материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Слайд 16 Результаты моей практической деятельности  отражаю на личном сайте  с которым знакомлю коллег и родителей

Достижения детей: уровни и направленность

В группе работали над проектами, которые представлены на сайте ( показать)

Есть фотоальбом «Экспериментируем»

Мои достижения: 

Успешным опытом своей работы делюсь с коллегами через открытые занятия, презентации, выступления на педагогических советах, методических объединениях, конференциях, так же мой эффективный опыт  педагогической деятельности опубликован: на городском, областном, российском и международном уровне различной направленности.

Всю информацию можно увидеть в моем портфолио.

Так же можно посмотреть на сайте  мои публикации, где можно найти информацию по проектной деятельности и экспериментированию в разделах: для родителей,  окружающий мир. И другие материалы.

Результаты проведенного анализа позволяют определить важность, эффективность моей педагогической деятельности.

На следующий межаттестационный период планирую работу по направлению формировании этических норм и нравственных  качеств у детей  дошкольного возраста  на основе художественно – литературного материала.

Для достижения цели определила следующие задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу и эффективный опыт работы по данной проблеме.
  • Создать психолого-педагогические условия, ориентированные на формировании этических норм и нравственных  качеств.
  • Разработать программу дополнительного образования по социально-коммуникативному развитиювоспитанников и определить ее эффективность.
  • Разработать систему педагогической деятельности, ориентированную на повышение компетенции педагогического коллектива и родителей по данной проблеме.
  • Систематизировать подбор библиотеки по данному направлению по каждому возрастному периоду.
  • Апробировать в практической деятельности форму работы  «библиотека»с целью активизации родителей в вопросах воспитания и развития детей.
  • Обобщить и представить опыт работы  по данной проблеме на различные уровни педагогического сообщества.

В заключении мне хотелось бы сказать:

ФГОС ДО  определяет условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в организации видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, развития детей. Экспериментирование  как вид детской деятельности позволяет решить  данную задачу.

А вам, уважаемые коллеги, предлагаю: Погрузитесь вместе с детьми в увлекательный мир экспериментирования, откройте  для себя и для детей настоящую магию, секрет которой в знании основных законов и свойств веществ.
Направьте любознательность ваших детей в увлекательное и полезное для развития научное русло, т. к.
детское экспериментирование способствует развитию познавательной и творческой  активности, представлений о предметах и явлениях окружающего мира,  способствует развитию инициативы, самостоятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование экологических представлений детей через проектную деятельность» Составитель: Барбарина Ольга Александровна, воспитатель 1КК

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности .

Слайд 3

З адачи Изучить психолого-педагогическую литературу и эффективный опыт работы по данной проблеме. Создать психолого-педагогические условия, ориентированные на развитие познавательного интереса и творческой самореализации ребенка, через проектную деятельность. Разработать программу дополнительного образования по экологическому воспитанию и определить ее эффективность для развития познавательного интереса дошкольников к природе. Разработать систему педагогической деятельности, ориентированную на повышение компетенции педагогического коллектива и родителей по данной проблеме. Апробировать в практической деятельности систему детско-родительских проектов экологической направленности с целью активизации родителей в вопросах воспитания и развития детей. Представить обобщенный опыт работы по данной проблеме на различные уровни педагогического сообщества .

Слайд 4

Детское экспериментирование является условием познавательной и творческой активности старших дошкольников.

Слайд 5

В процессе детского экспериментирования дошкольники учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблему; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы, предположения; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически .

Слайд 6

«Вода» Утонет? Нет не утонет. А лепестки то расправились! Ух, ты! А в соленой воде яйцо не тонет .

Слайд 7

Продолжение Скоро у нас вырастет кристалл Вода имеет свойство - подниматься вверх А можно ли склеить бумагу водой?

Слайд 8

Продолжение Вода в стакане выполняет роль лупы Волшебница вода выпрямляет даже спички «Подводная лодка»

Слайд 9

«Воздух» Лопнет? Лопнул… А этот почему не лопнул? Интересно, а почему мандарин без кожуры утонул?

Слайд 10

Продолжение Воздух вокруг нас

Слайд 11

Статическое электричество Природой создано оно, Людьми давно освоено, Дает нам свет, дет тепло, зовется - … (электричество) Решить с уборкою вопрос помог нам «шарик-пылесос»!

Слайд 12

Продолжение Ставить опыты готов Даже с электричеством, так как доброе оно – Это ведь статическое!

Слайд 13

Опыт нам покажет, как воздушный шар, повернет стрелку, не тронув стакан! Продолжение

Слайд 14

Магниты

Слайд 15

Продолжение Сказки на магнитах

Слайд 16

http://nsportal.ru/barbarina-olga-aleksandrovna социальная сеть работников образования

Слайд 17

«... Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера» А . Шапиро

Слайд 18

Желаю всем Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности дошкольников"

Данные методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, позволяют совершенствовать содержание и повысить качест...

Презентация мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в ходе непосредственно образовательной деятельности дошкольников"

Дополнительный материал к докладу, наглядно демонстрирующий способы использования элементов системы М.Монтессори в ходе образовательной деятельности дошкольников...

Мастер-класс с элементами досуга «Пасхальное гнёздышко с яичками»

Цель мастер-класса: расширить знания детей  о празднике Пасха, продолжать знакомить с обычаями и традициями , оформить выставку. Развивать позитивное отношение к обрядам, играм, связанными с праз...

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-  образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной ра...