Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ в рамках реализации ФГОС
презентация к уроку ( группа) по теме

Гришина Светлана Вадимовна

Презентация на тему "Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ в рамках реализацииФГОС"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация ФГОС И спользование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ

Слайд 2

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 Главная цель Национальной стратегии : определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Слайд 3

«Дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с особыми образовательными потребностями", «особый ребенок". Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Определимся с понятиями … Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Слайд 4

Категории детей с ОВЗ Дети с нарушениями слуха Дети с нарушениями зрения Дети с умственной отсталостью Дети с задержкой психического развития (ЗПР ) Дети с нарушениями речи Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП ) Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы Дети со сложными (комбинированными) дефектами в развитии и множественными нарушениями в развитии (ТМНР ) Дети с хроническими соматическими заболеваниями

Слайд 5

? КАКОЕ ОНО риск педагогического "выгорания" в рейтинге заболеваний нарушения работы опорно-двигательного аппарата за последние 20 лет число детей, биологически не соответствующих 6-7 годам, увеличилось из них нуждаются в реабилитации число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85% 30% в 3 раза 70% на 1 месте ПО ДАННЫМ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 10% молодёжи имеет состояние здоровья, близкое к норме лишь

Слайд 6

Актуальная статистика В Москве проживает около 1 млн. 200 тыс. инвалидов , из них 27,9 тыс. чел. – дети-инвалиды . Каждый год количество увеличивается на 3% . Наибольшее увеличение за счет серьезных болезней нервной системы (на 619 случаев). 41,8 % детей-инвалидов включены в программы дошкольного образования. 89,7% детей-инвалидов включены в программы общего образования (в т.ч. специальное, инклюзивное, дистанционное) Число детей, обучающихся индивидуально на дому по специальным программам 3613 человек, из них 50% дети-инвалиды.

Слайд 7

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАНДАРТА Отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: - глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами учитывает возрастные, типологические, индивидуальные особенностей, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ в основу положены деятельностный подход и индивидуальный и дифференцированный подходы ; предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и мнения родителей (законных представителей).

Слайд 8

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося; обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся .

Слайд 9

В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму. Вместе с тем эксперты отметили и объективные риски: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на педагогов школ. По мнению участников опроса, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов — тьютеров, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ. Положительные и отрицательные стороны

Слайд 10

В настоящее время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов находятся пока в формате проектов. Это: 1.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ

Слайд 11

4.Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена): — для глухих детей — для слабослышащих и позднооглохших детей — для слепых детей — для слабовидящих детей — для детей с тяжелыми нарушениями речи — для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата — для детей с задержкой психического развития — для умственно отсталых детей — для детей с расстройствами аутистического спектра 5.Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья(проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015 ) Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ

Слайд 12

6.Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 7.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования» 8.Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи») 9.Правовое регулирование инклюзивного образования в Федеральном законе «Об образовании в РФ» — статья Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ

Слайд 13

Адаптированная образовательная программа является обязательным средством индивидуального сопровождения дошкольников с ТНР в условиях инклюзивного образования, необходимым условием оказания «ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов», так как учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности детей, её реализация обеспечивает максимальную коррекцию нарушений развития и полноценную социальную адаптацию детей с ОВЗ. Базу для разработки АОП, направленной на коррекцию и развитие речевых процессов, составили такие программы, как: Основная образовательная программа дошкольного образования» «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой . Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет» Автор Н.В.Нищева

Слайд 14

Метод песочной терапии Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении.Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице .

Слайд 15

В качестве материала для манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и т.д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).

Слайд 16

У детей активно развивается мелкая моторика, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние.

Слайд 17

Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Можно использовать любые пособия для упражнений в песочнице. Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей.

Слайд 18

Кроме того песок - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями, а так же определять право-лево и ориентироваться на листе бумаге, тренируясь в песочнице . В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами, которые можно совмещать с песочной терапией) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.

Слайд 19

Песочная фея – хозяйка песочной страны Песочная фея благодарит вас за внимание! Все задания и правила сообщаются от ее имени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ с использованием на логопедических занятиях пескографа....

Использование песочной терапии при работе с детьми логопедических групп

Работать с детьми ОНР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, кото...

"Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ"

Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ....

Использование песочной терапии при работе с детьми на логопункте

Ни для кого не секрет, что общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического ...

Использование песочной терапия при работе с детей, имеющие ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО

Консультация для педагогов и родителей Использование песочной терапия при работе с детей, имеющие ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО...

Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ

Выступление на семинаре- практикуме "Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения как условие эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалид...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...