Главные вкладки

    Использование песочной терапия при работе с детей, имеющие ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО
    консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Моисеева Ирина Сергеевна

    Консультация для педагогов и родителей

     

    Использование песочной терапия при работе с детей, имеющие ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов и родителей

    Использование песочной терапия при работе с детей, имеющие ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО

    Система дошкольного образования претерпевает большие изменения. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, которые педагоги активно применяют на практике.. ФГОС ДО требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Воспитанники коррекционного детского сада, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.

    Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Опыт работы убедил нас в том, что одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная игротерапия.

    Использование пескотерапии носит характер:

    - коррекционный

    - терапевтический

    Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

    Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

    Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

    Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

    Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

    Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

    Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

    Принципы работы с детьми:

    • системность подачи материала,
    • наглядность обучения,
    • цикличность построения работы,
    • доступность,
    • проблемность,
    • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

    Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная.

    Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ.

    Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

    Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.

    Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности. 

    Виды работы в педагогической песочнице:

    – конструирование из песка;

    – рисование песком и на песке;

    – экспериментирование;

    – составление узоров на песке;

    – диагностика;

    – создание картин на песке и “песочного мира”;

    – игры в адаптационный период;

    – создание песочных композиций и “секретов”.

    Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

     развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

     снимают мышечную напряжённость;

     помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

     развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

     стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

     позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

     преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

     совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

     способствуют расширению словарного запаса;

     позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

     способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

    Правила игры с песком для малышей

    1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

    2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

    3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

    4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

    Условия работы с детьми

    1. Согласие и желание ребенка.

    2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий. 3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

    Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком

    1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний. 2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники. 3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом, происходит дополнительное закаливание детей). 4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

    Использованная литература:

    1. https://infourok.ru/peskoterapiya-dlya-detey-s-ovz-1024571.html
    2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/27/ispolzovanie-pepesochnoy-terapii-v-rabote-s-detmi-s-ovz-v-ramkah
    3. http://pia-creativ.ru/publ/9-1-0-60

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».

    Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....

    Тема проекта: «Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе к успеху»"

    Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность с...

    Интеграция образовательных областей в деятельности детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО

    Интеграция образовательных областей в деятельности детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО...

    Использование песочной терапии при работе с детьми логопедических групп

    Работать с детьми ОНР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, кото...

    Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами в работе с детьми с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО

    Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, пед...

    Использование песочной терапии при работе с детьми на логопункте

    Ни для кого не секрет, что общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического ...

    Опыт работы: «Организация физического развития детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО»

    Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации....