"Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи"
статья на тему

Яваева Светлана Анатольевна

Участие в заочном методическом объединении "Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" 2016 (из опыта работы).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yavaeva_s_a_pesochnaya_terapiya_deti_s_tnr.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Светлана Анатольевна Яваева

Воспитатель логопедической группы, 1 КК

МБДОУ- детский сад

комбинированного вида№ 427

Чкаловского района, г.Екатеринбурга

«Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи».

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. У детей с диагнозом тяжелые нарушения речи выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля, агрессивное поведение и частую смену настроения. Эффективным методом в работе с этой группой детей является песочная терапия. Она не имеет ограничений, противопоказаний и является безопасным методом снятия напряжения. Весьма полезна как для гиперактивных детей и  детей с необоснованной агрессией, так и для детей с чувством тревожности и страха.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии.Этот вид используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, ребенок ощущает покой и одновременно получает огромные возможности. Песок служит посредником для установления контакта. А если ребенок плохо говорит (непонятно для других детей) и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.

Цель песочной терапии не менять ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность обретения внутренней гармонии, позволяющей  выразить себя, понять свои чувства,научиться доверять, быть открытым и действовать с полной свободой.

Задачипесочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации и ориентированы на то, чтобы помочь:

  • развить самооценку и более позитивную Я – концепцию;
  • развить эмоционально–волевую сферу (толерантность, снятие тревожности, агрессии);
  • сформировать навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром;
  • развить  зрительно–мотивационную координацию;
  • сформировать коммуникативные навыки;
  • развить сензитивность (чувство, ощущение) к процессу преодоления трудностей;
  • сформировать и развить творческие способности детей.

Из-за недостаточного развития артикуляционного аппарата у детей нашей группы (повышенное чувство тревожности, гиперактивность, эмоциональная неустойчивость)применение песочной терапии оказалось  весьма полезно. Тактильная экспрессия, с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также деревянных и пластиковых материалов наиболее естественна для детей с определёнными речевыми нарушениями.

Работать с «песочной страной» мы начали с 2014 года в подгруппах и индивидуально. Для работы использовали специальные деревянные подносы – песочницы размером 50-70-10, голубого цвета, песок разного цвета и фактуры (для создания цветных картин и объемных композиций в соединении с водой). Изначально дети учились самостоятельно разрешать конфликты, преодолевать трудности, слышать других. Для этой цели использовали такие игры, как:

  • «Ладошки»
  • «Кулачки»
  • «Закапывание рук и ног»
  • «Пещерки»
  • «Большие и маленькие горы»
  • «Найди игрушку».

Создавали «нечто» (остров, речку, океан, дом, дворец).В «песочной стране»использовали все, что считали нужным: мелкие игрушки, символические предметы,различные постройки.Каждая выбранная фигурка воплощала какой-либо персонаж, который взаимодействовал с другими героями.Затем строили сказочные города, придумывали разные истории для сказочных жителей. Такие игры позволили определить лидера, конфликтныхдетей, выявить скрытые таланты.

Для успешного внедрения песочной терапии в воспитательно–образовательный процесс  использовали бинарные занятия в сотворчестве с учителем – логопедом.

По плану идёт лексическая тема «Лето». Дублируя организованную деятельность учителя–логопеда  по данной теме, использовались следующие приёмы:

-составление описательных загадок с рисованием отгадок (солнце, дождь);

-чтение стихотворения про солнце, с подбором однокоренных слов, с дорисовкой лучиков к каждому однокоренному слову (солнечный, солнышко);

-подбор слов - действий, с зарисовкой цифр к каждому слову (1-светит, 2-греет и т.д.);

-подбор слов – признаков, с закапыванием ладоней в песок (песочный массаж);

-игра – ассоциация «Лето», с использованием нетрадиционной техники рисования на песке (изображение дождя, насекомых).

Эта работа позволила педагогу одновременно решить задачи диагностики и развития детей, а каждому ребёнку – задачи самовыражения, самосознания и самооценки.

Так как объектом педагогического воздействия являются не только дети, но и родители, то для повышения их педагогической компетенции по данному вопросу постоянно проводятся мастер – классы.

Предлагаемые темы:

-«Песочный мир чудес»;

-«Песок в жизни ребёнка»;

-«Удивительные игры с песком. Полезно и увлекательно».

В песочной терапии используются следующие виды игр:

Развивающие:

«Твёрдое – мягкое»

«Сухое – мокрое»

«Отпечатки» пальцем, ладонью, кулачком, ребром ладони.

Образовательные:

«Составь слово»

«По моей дорожке»

«Следы птиц и зверей»

«Ягоды. Лесные. Садовые»

Проектные:

«Нарисуй сказку»

«Птичий двор»

«Морское дно»

        Систематическое использование песочной терапии в течение всего учебного года позволило добиться высоких результатов в развитии творческого потенциала, в сформированности эмоционально-волевой сферы и коммуникативности. Качественное использование песочной  терапии обеспечивают следующие принципы:

  • систематичность;
  • доступность;
  • постепенность;
  • личностно – ориентированный подход.

Опыт работы показывает, что:

-   у воспитанников значительно возрос интерес к бинарным занятиям; 

-   детистали более успешными; 

-   повысилась мотивация речевого общения;

-  дети легко обмениваются идеями, что позволяет им строить партнёрские отношения в социально приемлемой манере.

Рекомендации  по организации работы с песком:

-«присоединение» к ребёнку;

-искренняя заинтересованность событиями и сюжетами в песочнице;

-строгое следование профессиональным и общечеловеческим ценностям.