Содержание и формы работы с детьми имеющие тяжелые нарушения речи
методическая разработка по логопедии на тему

Представление практик коррекционно-развивающей работы с инвалидами и лицами с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ, С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИЕ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевые нарушения у детей с каждым годом носят все более выраженный характер. Стала  гораздо чаще встречаться сочетанная патология и сложная структура дефекта.  У детей наблюдаются нарушения в работе различных систем: речевой функции, моторной сферы, психических процессов.

Поэтому свою работу по коррекции необходимо строить  учитывая сочетанную патологию ребёнка. Необходим комплексный подход. Таким образом, свою работу стараюсь разрабатывать с использованием различных технологий, это и информационные технологии, и использование мнемотаблиц, сюжетно-ролевые и дидактические  игры, музыкальные игры. Я стараюсь не только коррегировать  речь, но и социализировать  ребёнка. Усилия одного специалиста не достаточно, поэтому я тесно сотрудничаю с педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Только такой комплексный подход в работе с ребёнком будет иметь положительный результат. Новой формой взаимодействия педагогов является разработка электронных образовательных ресурсов. Единство требований специалистов можно реализовать, создав единую  медиатеку с различными интерактивными играми, которые могут использовать в своих занятиях учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатели групп. Так же использование инновационных технологий позволяет заочно взаимодействовать с родителями детей, своего рода дистанционная форма (сайт, электронная почта),  где также можно предложить родителям интерактивные игры.

Кроме дистанционной формы работы, провожу очные консультации, и мастер классы по артикуляционной гимнастике.  

Одной из главнейших задач педагогов является социализация ребёнка с тяжелыми нарушениями речи. У детей с алалией развиваются патологические качества личности,  невротические черты характера как

реакция на речевую недостаточность. У таких детей отмечается замкнутость, неуверенность в себе. Эти дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Для создания эмоционально окрашенных ситуаций я использую такие базовые формы как игротерапия и арттерапия.

Огромная роль в развитии детей дошкольного возраста принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. «Духовная жизнь ребёнка полноценнее лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» - писал великий педагог  В. А. Сухомлинский о роли игры в жизни ребенка. В игровой деятельности  развиваются все познавательные функции - (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для педагога - речь, моторика; совершенствуются коммуникативные навыки: дети начинают делиться своими впечатлениями, чувствами, мыслями, осознают их и соотносят с чувствами, мыслями значимого взрослого, других детей. И, что очень важно, сами начинают задумывать сюжет игры, планировать, самостоятельно находить способы решения игровых задач. Также игра способствует познанию окружающего мира, творческому развитию.

Развитие фонематического слуха и восприятия:

«Куда пойдёшь, то и найдёшь».

Спрятать игрушки в разных направлениях от местонахождения ребёнка, положив их на пол и прикрыв чем-нибудь.

«Я тебе скажу, где спрятаны игрушки, а ты сам решай, какую искать. Направо пойдёшь - мишку найдешь. Налево пойдёшь - мышку найдёшь. Вперёд пойдёшь - машинку найдёшь. Назад пойдёшь - кошечку найдёшь.

Куда ты пошёл?

Что ты нашёл?

«Поймай звук».

Инструкция: Если услышишь звук [к] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [к]от, ты[к]ва, шалаш, коври[к]. . .

То же с любыми другими звуками:

[ш] – шуба, шашки, маска, мишка; [с] – сумка, краски, лошадь, усы, автобус…

[р] – радуга, лапки, Родина, полка, макароны…; [л] – ладонь, кора, слива, халат…

Игры для развития мелкой моторики:

«Собираем бусы» - из различных материалов.

«Помоги Золушке» - перебираем крупу.

Детям очень нравятся игры с мячиком Су-Джок.

Дифференциация звуков:

«Новоселье». Две картинки с одинаковыми домами: один «дом С» др. «дом Ш». Из «Чудесного мешочка» ребёнок достаёт игрушки из киндер сюрприза и расселяет их в разные дома в зависимости от звука.

«Подари картинку Жанне или Наташе» - аналогично.

Другим важным направлением в работе с детьми с ТНР является арттерапия. Арттерапия позволяет выявить возможности ребенка в общении, идентификации, эмпатии. Во время рисования развивается воображение – ребёнок мысленно перерабатывает прошлый опыт и создаёт новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей, тем лучше развивается мышление. Работа  должна быть построена таким образом, чтобы можно было прервать её в любой момент. Это позволит избежать лишнего психического дискомфорта у ребёнка и также исключает элементы принуждения. При определении содержания логопедических занятий рекомендуется выверять посильность требования к ребёнку и использовать средства, стимулирующие не только речевую, но и познавательную активность детей, поддерживающие их работоспособность и интерес к ним. Занятие должно, в соответствии с желаниями и мотивами поведения ребенка, проводиться частями, вкрапленными в другую (лучше продуктивную) деятельность. Неустойчивое внимание детей может быть организовано переключением на параллельную деятельность, таким образом, внимание не рассеивается и дети фактически не выходят из ситуации общения с взрослым. Содержание травмирующего занятия следует проанализировать с

учетом социальной ситуации развития ребенка и по возможности подобрать другую форму проведения, другое содержание, соответствующее целям данного занятия. По мере продолжения работы устойчивость «социального внимания» детей повышается. Ребенок с ТНР способен воспроизводить исключительно те ситуации, которые относятся только к его собственному опыту. Раз за разом ребенок воспроизводит те способы поведения, которые приносят ему успех.

При тяжелых нарушениях речи ребенок оказывается неспособным

самостоятельно усвоить многие слова и языковые закономерности, его словарь долгое время остаётся на бытовом уровне, и даже при проведении

специальной коррекционной работы дети с трудом усваивают новые слова, особенно если эти слова в обычной жизни употребляют не часто. Здесь на помощь педагогу и ребёнку приходят мнемотаблицы. Мнемотаблицы особенно эффективны, если символы к ним подобраны педагогом и ребёнком совместно, Особенно если мнемотаблицы используются со специально подобранными стихотворными текстами. Это открывает для детей больше возможностей по овладению и новой лексикой, и грамматическим строем речи, и звукопроизношением. Кроме этого мнемотаблицы позволяют лучше запомнить, сохранить и воспроизвести данную информацию. При подготовке к занятию необходимо подбирать тексты, не перегруженные лексикой, обращать внимание не только на рифму, но и на ритм стиха. Данное направление работы значительно увеличивает и активизирует словарный запас детей, коррекции нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слов, так как у детей формируется мотивация к правильной речи и самоконтроль за собственной и чужой речью.

Большую роль в коррекционной работе отвожу музыке. Совместно с музыкальным руководителем планируем музыкальные игры и развлечения.

Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Таким образом работа учителя-логопеда должна быть выстроена с учетом индивидуальных особенностей ребёнка и направлена на максимально положительный результат, чтобы ребёнок, поступив в школу не испытывал чувство дискомфорта и неуверенности в себе.

Литература:

Лопатина Л.В., Голубева Г.Г.,  Боряева Л.Б. Программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении //Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. метод. рек. СПб.; М., 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи"

Участие в заочном методическом объединении "Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" 2016 (из опыта работы)....

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Данный материал раскрывает роль песочной терапии в познавательном и речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи....

Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

В данной работе описана система использования мяча, с детьми имеющими ОНР 1 - 2 - 3 уровни речевого развития, стертую форму дизартрии. Мяч помогает в автоматизации поставленных звуков, усвоению слогов...

Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...