Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Гуменюк Галина Владимировна

Данный материал раскрывает роль песочной терапии в познавательном и речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Роль песочной терапии в познавательном и речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.

Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Тяжелые нарушения речи у детей могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов.

Практика показывает, что  дети, имеющие  в анамнезе тяжелые нарушения речи испытывают затруднения в овладении навыками чтения и письма. Причина тому - недостаточная  сформированность как  устноречевой, так и  функциональной базы, а именно мыслительных, сенсорных, мнестических процессов и внимания. Проводя психологическую диагностику детей с тяжелыми речевыми нарушениями разных возрастных групп, была замечена быстрая истощаемость и  утрата желания выполнять задание при столкновении с трудностями с одной стороны и импульсивность, хаотичность действий, забывание цели работы с другой. Отметим, что подавляющее большинство из них отличает недостаточный уровень сформированности познавательных интересов, трудности усвоения ряда практических и умственных действий и низкий уровень развития регулятивных механизмов. 

В ходе коррекционной работы, проводимой с данной категорией детей, нами было замечено, что ребенок наилучшим образом усваивает то, к чему сам прикладывает определённые усилия, где он проявляет себя активным участником образовательного процесса. Такие возможности дает нам терапевтическая песочница. Ребенок,  в процессе игры, переживает позитивные эмоции, связанные с познанием нового, интересного, или с успешным преодолением трудностей, а также получает удовлетворение, когда его интеллектуальные и волевые усилия превращаются в конкретные результаты умственной и практической деятельности.

В работе с детьми дошкольного возраста мы нередко наблюдаем негативное влияние факторов окружающей среды и возникающие вследствие этого  такие негативные эмоциональные переживания у детей, как тревожность, конфликтность, агрессия, неуверенность, замкнутость.

Негативные способы поведения дети переносят и в игру. А ведь она самоценна, вызывает положительные эмоции, дарит радость, общение, создает «зону защиты» для ребенка. Для  дошкольника игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

На сегодняшний день в арсенале педагога-психолога и учителя-логопеда  имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. На наш взгляд,  песочная терапия,  наиболее целесообразное, эффективное и перспективное средство коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих различные  речевые нарушения. Работая в тандеме, педагог-психолог и учитель-логопед используют песочную терапию  для формирования у детей пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, речи. Использование различных природных материалов, камешек Марблс, специальных тематических игрушек в песочнице позволяет развивать у детей память, внимание, восприятие, мышление. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине.  

Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, поскольку:

-  затрагивает чувства ребенка, вызывает положительные  эмоции (радость, удивление), снижает  негативные проявления (страх, агрессия, тревожность) и уменьшает   отрицательные эмоции (злость, гнев, обида) и позволяет наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

- оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;

- совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит выражать свои эмоции в безобидной форме, помогает освободиться от внутренних конфликтов и сильных переживаний.

       Считаем, что использование новых возможностей в системе коррекционно - развивающего процесса позволяет  создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, создать «ситуацию успеха и уверенности»  в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности песочной терапии, как  метода обучения и воспитания, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. 

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагоги могут сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей  дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной. 

Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающий в  достижении максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной психолого-педагогической помощи песочная терапия,  не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи дошкольников, способствуют оздоровлению всего организма в целом.

Литература:

  1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб.,2009
  2. Использование природного материала на логопедических занятиях с дошкольниками с ТНР//Дошкольная педагогика. 2015. №9

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи"

Участие в заочном методическом объединении "Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" 2016 (из опыта работы)....

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Содержание и формы работы с детьми имеющие тяжелые нарушения речи

Представление практик коррекционно-развивающей работы с инвалидами и лицами с ОВЗ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

В данной работе описана система использования мяча, с детьми имеющими ОНР 1 - 2 - 3 уровни речевого развития, стертую форму дизартрии. Мяч помогает в автоматизации поставленных звуков, усвоению слогов...

Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...