СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ ВАСНЕЦОВА
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Петровская Людмила Евгеньевна

Знакомство детей с творчеством В.М. Васнецова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasnetsov.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 39 «ЗОЛУШКА»

Г. ТУАПСЕ МО ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

НА ТЕМУ: «СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ ВАСНЕЦОВА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ

        воспитатель

        Петровская Л.Е.

г. Туапсе

Цель: Познакомить детей с творчеством В.М. Васнецова.

Виды детской деятельности и формы работы:

  • игровая (дидактическая, подвижная);
  • коммуникативная (беседа, диалог).
  • продуктивная

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать художественное мышление.
  • Познакомить с былинно-сказочным  жанром живописи.
  • Способствовать формированию у детей связной речи.

Развивающие:

  • Расширять знание выразительных средств, терминологии и понятий изоискусства.
  • Развивать умение выстраивать ассоциативные связи между картинками.
  • Развивать зрительную культуру.
  • Развивать художественное и эстетическое восприятие  картин.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональное отношение к образам художника
  • Создать положительный эмоционально-психологический климат, атмосферу непосредственного, свободного общения.

Предварительная работа:

Беседа о том, что такое быль, былина. Чтение сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк». Знакомство с пословицами и поговорками.

Демонстрационный материал: 

  • Презентация к занятию с репродукциями картин В.М. Васнецова: «Автопортрет», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье»,  «Богатыри», «Баба-яга», «Аленушка», «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», «Иван царевич на сером волке», «Спящая царевна».
  • Игры-задания «Собери богатыря в дорогу», «Подбери картину к пословице», «Угадай картину».

Ход занятия

  Воспитатель. 

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…;

                                           А.С. Пушкин. 

Приглашает сесть на стулья.

  Сегодня мы познакомимся с великим художником. Его зовут Виктор Михайлович Васнецов. И  мы отправимся в мир русских былин и сказок. Вы все, конечно любите сказки? Какие? А что такое былина? (Ответы). 

   Слово «былина» происходит от слова «быль», а сказка – от слов «сказывать», «рассказывать». В былинах больше фактов, а в сказке больше вымысла. И всегда торжествует добро. Виктор Васнецов считал, что он может выразить в картинах правду о добре и зле. Рисуя картины, Васнецов сам  оказывался в сказке. И мы тоже сейчас окажемся в сказке.

Презентация.
Однажды на рассвете Виктор Васнецов выглянул в окно и не поверил своим глазам. Прямо перед ним в воздухе лежал, слегка вздрагивая, ковер-самолет. 
 Виктор Васнецов  не раздумывая, ступил на ковер. 
В тот же миг художник превратился в сказочного царевича, и ковер-самолет понес его над спящей землей.

Картина «Ковер-самолет».

- Кого мы видим на этой картине? Во что он одет? (В богатую одежду, с мечом за поясом. Взгляд его направлен вдаль, он ждет встречи со своим будущем.)

- Что в его руках? (Клетка с жар-птицей.)

- Как вы думаете, что хотел показать художник в этой картине? (Мечту людей летать.)

     Долго летел ковер-самолет, пока не опустился на вершину холма.

  Художник увидел витязя на распутье перед камнем с надписью: 
«Налево пойдешь – богатство найдешь. 
Направо пойдешь – суженую встретишь. 
Прямо пойдешь – голову потеряешь». 
Тронул витязь коня и поскакал прямо.

  Картина «Витязь на распутье».

  • Где стоит витязь? (На дороге.)
  • Как вы думаете, почему он один?
  • Куда он может направляться?
  • Что вы видите вокруг него на поле?

 Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.   Не успел витязь далеко от камня отъехать, как небо  покрылось черными тучами и засверкало кровавыми отблесками. Это трехглавый Змей Горыныч домой возвращался. 
- Чую, духом человеческим пахнет. Уничтожу, сожгу! – зашипел Змей Горыныч и кинулся на богатыря. Три дня и три ночи длился бой. 
Копье богатырское разломалось, конь, зашатавшись, на землю рухнул. 
- Твоя смерть перед тобой, человек! – дохнул змей пламенем и ринулся на витязя. 
- А твоя смерть сзади тебя стоит! – крикнул богатырь из последних сил. 
  Всего на секунду оглянулся Змей Горыныч, и богатырь срубил ему все  головы.

Картина «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем».

  • Кто такой Добрыня Никитич?
  • Как можно назвать богатыря, который сражается со змеем?
  • А Змей Горыныч, какой?
  • Кто еще изображен на картине?
  • Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Вот так богатыри охраняли земли славянские от врагов и всякой нечисти.
 Свернул свой ковер-самолет Виктор Васнецов и уснул на зеленой траве. И приснились ему богатыри.

Картина «Богатыри». 

  Васнецов никогда не видел богатырей – они жили гораздо раньше его. О них он слышал сказки и былины. Над этой картиной художник трудился 18 лет.

  • Какой богатырь самый могучий? (В центре картины Илья Муромец. Художник изобразил его самым старшим..) Что в его руках? (В одной руке у него копье, в другой – тяжелая палица.)
  • А кто из богатырей звания самого благородного, княжеского? (Это Добрыня Никитич, он слева. Васнецов изобразил его в гордой позе, готовому к ратным подвигам.)
  • Кто из богатырей самый младший? (Конечно кудрявый, лукавый Алеша Попович. Он мастер и воевать, и сказки сказывать. Ведь у него за плечами не только колчан со стрелами, но и гусли-самогуды спрятались.)
  •  Как они одеты?  (Кольчуги, шлемы, сапоги, плащи.) А может кто-то знает, как это все называется? (доспехи)
  • Кто скажет, с кем сражались наши могучие богатыри? Были ведь среди их подвигов не только подвиги былинные, но и сказочные. (Змей Горыныч, Соловей Разбойник, Тугарин Змей.)
  • Что они делают? Куда каждый из них смотрит? (Вдаль, кто руку держит козырьком.) 

 А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический. Вы должны выбрать и назвать то, что необходимо богатырю. (Игра на слайде  «Собери богатыря в дорогу» - дети выбирают соответствующие картинки на слайде с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали).
Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.

Физминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
(Дети садятся на места, занятие продолжается)

 Проснулся художник в дремучем лесу. В сказке так бывает, ребята, засыпаешь в одном месте, а просыпаешься совсем в другом. 
 А кого он увидел, узнаете, отгадав загадку.

В темном лесе есть избушка

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка.

Бабушка одна живет.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят. (Баба-яга.)

  Картина «Баба-яга».

  • На чем летит баба-яга?
  • Кого она держит в руках? Как вы думаете, где она его взяла?
  • Как можно спасти ребеночка?
  • Какие чувства испытываете, глядя на эту картину? (Жалость, злость, страх.)

Появляется Баба-Яга. 
Баба-Яга:  Вот так удача, ребеночек мне на завтрак, а добрые молодцы и красные девицы – на ужин.
Воспитатель: Ты, Баба - Яга, ребеночка назад отнеси, не то расскажу о твоих проделках трем богатырям. 
Баба-яга: Отнесу, отнесу, красна девица! Только не говори богатырям.

Воспитатель: Мы не будем сердиться на Бабу-Ягу, и станцуем вместе с ней танец.

 Танец «Бабка – Ёжка».        

 Отнеси меня, ковер-самолет, к прекрасной царевне. Как вихрь понесся ковер-самолет, перелетел через высокие стены и опустился в спящем дворце. Видит художник, на высоком ложе спит царевна в нарядном сарафане, в золотой короне.

Картина «Спящая царевна».

  • Кого еще изобразил художник на картине? (Все спят: и барышни, и сенные девушки, и придворный шут. На старинную книгу уронила голову маленькая девочка. Спит старуха нянька, а на коленях у нее спит кошка. Спит гусляр с гуслями. Спит стражник в железном шлеме и шут в красном кафтане.)
  •  Где спят люди? Есть ли на картине звери? Что они делают? (Сон сморил не только людей, но и медведя, кота. Однако присмотритесь: жива природа! Не увяли красные маки, не засохли еловые леса, зеленеют березки.)
  • А вы знаете, кто разбудит царевну? (Царевич оживит ее поцелуем.)

  Хороша спящая царевна, да не моя она. Есть у нее свой жених. Скоро прискачет он к царевне своей и оживит ее поцелуем. Неси меня, ковер, к другой царевне, - сказал художник.

И вдруг, видит Виктор Васнецов, мчится царевич в глухом лесу на сером волке и крепко обнимает Елену Прекрасную.

 Картина «Иван-царевич на сером волке».

  • Какими их изобразил художник? (У Елены Прекрасной развивающиеся волосы, летящий на ветру тяжелый меч царевича, у волка уши прижаты, язык вытянут, хвост распушился.)
  • Как вы думаете Елена Прекрасная царевна русская или заморская? (Она из восточного царства. На царевне ни сарафана, ни кокошника, в какие наряжались русские красавицы нет, а наряд на ней восточный, башмачки золотые, с загнутыми носками.)
  • Какое у них настроение?
  • В правом углу картины распустилась нежная, бело-розовая ветка яблони. Что означают распустившиеся цветы на ветке? (Победа добра над злом.)

 «Неужели я нигде не найду свою прекрасную царевну?» – грустно подумал художник. 
 Ковер-самолет услышал грустные мысли художника и принес его на берег омута, где сидела, понурив головку Аленушка.

Картина «Алёнушка».

  • Кого мы видим на этой картине? Что она делает? Почему Аленушка прибежала к пруду? (Выплакать обиду, нанесенную злыми людьми.)
  • Опишите Алёнушку, какая она? (Волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, глаза заливают слезы, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени.)
  • Кто печалится вместе с девочкой? (Сама природа. Это склоненные к воде ветки, очертания камня в пруду, изогнутые листья осоки.) 

 Художник подумал с грустью: 
- Где же мне отыскать свою ненаглядную?

  Только проговорил эти слова Виктор Васнецов, как оказался на своей родине.
  Видит, из окошка девушка на него глядит. И такой она ему красивой показалось, что художник воскликнул: 
- Ах, красавица, ты моему сердцу так мила, что увез бы я тебя на ковре самолете в свой дворец навсегда. 
- Я полечу с тобой хоть на край света, - покраснев, улыбнулась девушка.

Портрет жены Васнецова.
 Так Виктор Михайлович Васнецов нашел свою прекрасную суженую и свое счастье. Васнецов женился на своей любимой, и прожили они вместе долгую жизнь. 
 Свой ковер-самолет хранил художник в тайной комнате. Он летал на этом ковре, чтобы послушать народные песни и сказки. Возвращался и рисовал все, что услышал, на своих картинах.

Задание в презентации.

 А теперь вспомните, какие бывают жанры и скажите, какой жанр у картин, с которыми мы познакомились? Проверь, дотронься волшебной палочкой. (Сказочно-былинный.)

Полюбуйтесь еще раз картинами Васнецова и подберите  картину к пословице.

Где любовь да совет там и горя нет.

Артелью хорошо и недруга бить.

Горе горевать – не пир пировать.

Один в поле не воин.

 (Дети подбирают нужную картину на слайде.)

  Задание: Угадай картину.

(Дети угадывают картины на слайде, часть которых закрыта фигурой.)

    Ребята, как зовут художника, с картинами которого мы познакомились?   Но оказалось, что все эти картины нам знакомы. Эти картины он написал по сюжетам русских народных сказок. Какие картины вам понравились больше всего? (Дети говорят названия картин.) 

   Давайте покажем, как богатыри смотрели вдаль;  как Аленушка сидела на камушке.

   Васнецов говорил, что в сказках живет мечта народа о счастье. Люди всегда мечтали, чтобы добро торжествовало над злом. Поэтому в сказках, даже страшных и печальных, побеждает добро, правда, дружба и любовь. Вот таким удивительным художником был Виктор Михайлович Васнецов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»"

В материале описан опыт работы по  развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.  Обобщены формы и методы  применя...

Сообщение Тема. Формирование сюжетного рисования у детей посредством сказочных образов.

Сказка играет большую роль в формировании личности ребёнка. Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать сказки....

Интеграция Непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ. Тема "Сказочный образ Бабы Яги."

Занятие проходит в виде игры, где дети знакомятся со сказочным образом Бабы Яги, в музыкальных произведениях и произведениях живописи. В течении всего занятия используется ИКТ. За время занятия происх...

"Влияние сказочных образов на нравственное воспитание дошкольников"

При помощи сказки ребёнку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребёнка...

интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Сказочные образы в музыке"

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста " Сказочные образы в музыке". Интеграция образовательных областей: "Художественное творчество", "Коммуникация","Чтение художес...

« СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ»

Ребята, я знаю, все вы любите сказки. А знаете, откуда произошло это слово?...

Интегрированная ННОД по художественно- эстетическому направлению "Сказочные образы в музыке"

Интегрированная ННОД  по художественно- эстетическому направлению "Сказочные образы в музыке"...