Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности. Тема "Игра-путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Знакомство детей с историей происхождения часов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_chasy.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №7 г.Няндома»

Филиал «Детский сад №5 «Светлячок»

                            Конспект НОД

     по образовательной области «Познание».

          (  в подготовительной группе ).

   Тема: «Игра – путешествие в прошлое часов».

        Воспитатель:

                                                         Григорьева Н. В.

Февраль 2016г.

 

                                                           Г. Няндома

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Задачи:

«Познание»: познакомить детей с историей часов. Подвести к пониманию их назначения и функции; закреплять умение выделять особенности предметов (форму, размер, части), определять признаки материала; научить устанавливать причинно следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т.д.); развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них. Упражнять в назывании «соседей» чисел. Продолжать учить узнавать и называть цифры в пределах 10.

«Коммуникация»: словарная работа: песочные, водяные, масляные, механические, электронные.

«Социализация»: развивать сообразительность, умение самостоятельно решать задачу. Развивать и закреплять сенсорные способности.

Воспитывать интерес, любознательность, желание познать историю предметов. Воспитывать уважение к профессии часовщик, желание помочь тому, кто нуждается в помощи (Незнайка).

Материал: предметные картинки с изображением часов, различные виды часов, 2 конверта, письмо от Незнайки,  «машина времени», корпуса часов, сделанные из бумаги, фломастеры.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок с изображением часов, беседа с детьми о часах. Чтение произведений о времени, часах.

        Ход занятия:

Дети входят в зал.

Воспитатель: Дети, я вижу, какое у вас хорошее настроение, ваши улыбки такие сияющие. Подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Пусть у них тоже будет хорошее настроение.

Ой, ребята, я забыла вам сказать. Сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо. Адрес: д/с №5, подготовительная группа. От Незнайки.

«Дорогие , ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что я всегда и везде опаздываю. Посмотрю на улицу, солнце еще светит, думаю, что успею. А пока прособираюсь… уже и опоздал. И мне Знайка посоветовал приобрести такой предмет, который помогает людям везде успевать и никуда не опаздывать. Но как называется этот предмет, он не сказал, а загадал загадку. Я долго думал над отгадкой, но так и не смог её отгадать. Помогите мне, пожалуйста. Загадку высылаю в письме.

 

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день, и ночь

Стучим, стучим.

                                                                                       Незнайка.»

Правильно, это часы.

А зачем нужны часы? (Чтобы узнавать время).

Как вы думаете всегда ли были часы?

Тогда я приглашаю вас совершить путешествие в те далёкие времена. Ребята, скажите, пожалуйста, а на чём можно путешествовать?

Мы отправимся с вами в путешествие на машине времени. Но чтобы она заработала нужно сказать такие слова:

Лишь стоит нам закрыть глаза

Машина времени включится,

Мы скажем нужные слова

И в прошлом сможем очутиться.

Время, время остановим

И пойдут часы назад,

Мы узнаем, что же было

Много, много лет назад.

Посмотрите на экран. (слайд1 с изображением различных часов). Что это за приборы? Что их объединяет? Для чего они нужны? Чем эти часы отличаются? Все эти часы изобретены людьми в разное время. Кто знает, какие часы появились раньше, а какие позже?

  1. «Солнечные часы».(слайд2)

Давным-давно. Когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло пол дороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнышком. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.

   Смотрел человек, смотрел , как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

Подумайте, а как назывались такие часы?

Удобны ли они?

Можно ли пользоваться такими часами в пасмурную погоду?

Да, такими часами люди пользовались не долго.

  1. «Часы – петух». (слайд3)

Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору и хлопают крыльями, взлетев на забор кричат «ку-ка-ре-ку»!

Ещё не взошло солнце, а петух уже кричит, дерёт горло… Скоро утро! Довольно спать!

Ребята, а легко ли  по пению петуха определить время?

А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца, и звёзды не светят в пасмурную погоду? И придумал человек часы более надёжные – они с жёрдочки не свалятся и лиса не унесёт.

  1. «Водяные часы».(слайд4)

В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода, капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше . На стенках сосуда были сделаны чёрточки-отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Как назывались такие часы? Удобны ли они? Почему?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)

Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево -вправо.)

А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверь,(наклоны вперед, закрыв. и открыв. лицо руками.)

Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой, против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

  1. «Масленые часы».(слайд5)

Потом люди придумали другие часы. Горит огонь, масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали сколько прошло времени. Догадались, как называются такие часы? Удобны они?

  1. «Песочные часы».(слайд6)

Стали люди голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днём , и ночью,  и в любую погоду. И придумали.

  У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колёсиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счёт времени продолжается.

 Песочными часами, как вы думаете, сейчас пользуются? Кто пользуется?

  1. «Часы – цветы».(слайд7)

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, другие раскрываются под вечер, третьи  - только ночью, а днём они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается , а в «своё собственное» время. Так появились цветочные часы. Но «ходят» они всегда?

   Рано утром на встречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лён и другие.

Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днём начинают засыпать…

А в пасмурную погоду они работают? Для чего люди ещё используют цветы?

  1. «Как устроены часы».(слайд8)

Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутри  них поставил пружинку, закрутил её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико. Оно цепляется за другие колёсики и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда её поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина.

Есть часы без пружины. Вместо неё внутри находится маленький электрический моторчик, который работает от батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит для перевода стрелок.

На улицах, на башнях висят большие электрические часы. У них стрелки прыгают по сигналу командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули!

Но человек на этом не остановился и изобрёл часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Эти часы электронные и работают, как и электрические  на батарейках. Они очень быстро меняются , только успевай их разглядеть.

Есть ещё карманные, наручные, настольные часы, часы – кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях. Они придумали часы – сказку.

  1. «Часы -  сказка».(слайд8)

Часы-сказка висит на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит «ку-ка-ре-ку!» - приглашая людей на представление. Раздаётся звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда и чудо происходит.

Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть весёлую музыку. Осёл лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает  меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки «Во саду ли , в огороде», - поют весело музыканты.

Отыграют и снова прячутся в домики.

  1. «Кремлёвские куранты».(слайд9)

Самыми главными являются Кремлёвские часы. Они установлены на Спасской башне в Москве. Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей необъятной Родины.

Вот, ребята, я и рассказала  вам всё , что знаю о часах.

А сейчас, ребята, если вы не забыли, нам надо отправить Незнайке ответ.

Садитесь, пожалуйста, за столы. Перед вами часы с загадкой. Посмотрите внимательно всё ли в порядке с часами?

Правильно, не хватает некоторых цифр.

Возьмите фломастеры и напишите пропущенную цифру.

Молодцы, все справились с заданием. Вот теперь можно их отправлять Незнайке. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.

Лишь стоит нам закрыть глаза

Машина времени включится,

Мы скажем нужные слова

И в прошлом сможем очутиться.

Время, время остановим

И пойдут часы назад,

Мы узнаем, что же было

Много, много лет назад.

Вот, ребята, мы и прошли по аллее времени. Вспомните какие часы мы с вами увидели?

Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы их видели такими, какими видим сейчас. И всё это сделал человек. Человек позаботился и о внешнем виде часов, чтобы порадовать людей. Он проявил умение, творчество в работе и постарался, чтобы они всем понравились. И может, кто из вас, став взрослым, придумает новые, более интересные часы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ...

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию детей« Путешествие в прошлое часов»

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию " Путешествие в прошлое часов"...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Ознакомление со строением часов»

Конспект  НОД по познавательно – исследовательской  деятельности   в подготовительной к школе  группе  общеразвивающей направленности  «Ознакомление со строен...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"

Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....

«В поисках потерянных часов». Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности.

laquo;В поисках потерянных часов». Конспект ОД  по познавательно-исследовательской деятельности. Александрова Татьяна Юрьевна, воспитатель. Возраст воспитанников: подготовит...